Минфин подготовил поправки в бюджет-2014, учитывающие уже произошедшее и прогнозируемое Минэкономразвития торможение экономики, промпроизводства, потребления, падение инвестиций и импорта при повышении цены нефти, экспорта, инфляции и курса доллара. Вносить коррективы в бюджет на 2015 и 2016 гг., прогноз на которые также пересмотрен, Минфин пока не стал: это произойдет при подготовке бюджета на следующую трехлетку.
Поправки предполагают нетто-увеличение доходов на 748,2 млрд руб. (до 14,3 трлн руб.), которые будут направлены на покрытие дефицита бюджета и в резервный фонд. Ранее Минэкономразвития предлагало направить часть допдоходов на поддержку скатывающейся в рецессию экономики, что требовало смягчить бюджетное правило. Но президент поддержал позицию Минфина: объем расходов остался неизменным (13,96 трлн руб.; таблицу с основными параметрами бюджета см. на www.vedomosti.ru).
Бюджет получит чуть более 1 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов, две трети этой суммы - за счет ослабления рубля (с 33,4 до 36 руб./$ в среднем за год) и повышения прогноза цены нефти со $101 до $104/барр. При этом бюджет недосчитается 291,6 млрд руб. ненефтегазовых поступлений, три четверти сокращения приходится на НДС - за счет той же девальвации вырастут рублевые суммы вычетов.
Вторая крупнейшая "недостача" - 53,6 млрд руб. снижения доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим государству, в связи с ухудшением экономики, а также с поручением президента сократить долю прибыли "Роснефтегаза", направляемую на выплату дивидендов, с 95 до 25%. На 28,2 млрд руб. меньше будет зачисленная в бюджет прибыль ЦБ, которому пришлось докапитализировать Агентство по страхованию вкладов.
Весь дополнительный триллион будет направлен на замещение недостающих ненефтегазовых доходов и ликвидацию дефицита. Оставшиеся после этого 358,6 млрд руб. сформируют бюджету профицит в 0,5% ВВП против ожидавшегося такого же дефицита.
Вместе с тем из-за снижения прогноза номинального ВВП ненефтегазовый дефицит бюджета почти не удастся сократить: он составит 10,1% против 9,4% в законе о бюджете (10,3% в 2013 г.). А в резервный фонд планируется зачислить даже меньше, чем ожидалось: 309,7 млрд вместо 343,6 млрд руб. Это вызвано тем, что на компенсацию выпавших источников финансирования дефицита требуется больше, чем было предусмотрено на финансирование самого дефицита, поясняет чиновник Минфина.
Так, объем чистых заимствований на внутреннем рынке будет меньше в 3,6 раза - 135 млрд руб. "в связи с ухудшением рыночной конъюнктуры", пишет Минфин. Объем привлечений уменьшен на 20% до 658,7 млрд руб., погашений - увеличен в 1,6 раза до 523,7 млрд руб. Новых внешних займов не будет вообще (планировалось привлечь 233,8 млрд руб.), что также связано с конъюнктурой, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. План приватизации, как и в прошлом году, фактически сорван: вместо 196,8 млрд руб. бюджет получит только 26 млрд. Более чем вдвое возрастут бюджетные кредиты регионам - с 80 млрд до 180 млрд руб.: Силуанов обещал помочь перекредитоваться регионам, нарастившим долговую нагрузку из-за выполнения президентских указов.
В 2013 г. Минфин выдал 132 млрд руб. бюджетных кредитов, удвоив первоначальный план, напоминает Карен Вартапетов из Standard & Poor's. В 2014 г. регионам предстоит погасить более 430 млрд руб. банковских кредитов и облигаций - выделяемых Минфином средств явно недостаточно для рефинансирования коммерческого долга, говорит он.
Все-таки бюджет очень заинтересован в ослаблении рубля, пришла к выводу Наталия Орлова из "Альфа банка": "Допдоходы от девальвации позволяют решить много проблем в непростой период". То, что Минфин при обсуждении макропрогноза как раз настаивал на "повышении" курса рубля, так как слишком слабый рубль "завышал" доходы, этому не противоречит, полагает Орлова: "Поскольку девальвационный доход сегодня есть, а завтра нет, задача Минфина - ограничивать аппетиты по расходной части".
Не меняя общий объем расходов, бюджет перераспределит 187,5 млрд руб. В том числе 21,9 млрд руб. из "антикризисного фонда", на две трети сформированного из замороженных накопительных взносов в пенсионную систему, направятся на помощь Крыму, наиболее дорогостоящая часть которой (5,8 млрд руб.) - изготовление внутренних и заграничных паспортов (т. е. примерно по 2,4 млн руб. на каждый комплект паспортов). Еще 51,4 млрд руб. направятся на выполнение поручений президента и правительства - компенсацию снижения доходов регионов, повышение денежного довольствия полицейских и военнослужащих внутренних войск Москвы, обмундирование военнослужащих, субсидии телекомпании вооруженных сил "Звезда", изготовление медали "70 лет Победы", покупку SSJ100 для "международных гуманитарных операций". Эта сумма высвободится за счет соответствующего сокращения расходов, в том числе 25,9 млрд руб. - на обслуживание госдолга (из-за сокращения программы займов); 2,4 млрд руб. бюджет сэкономит на не требующейся теперь аренде базы Черноморского флота в Крыму; 2,1 млрд руб. экономии принесет отмена "семеркой" сочинского саммита "восьмерки".
Еще 114,2 млрд руб. Минфин распределил по инициативе 73 ведомств. Так, Минобороны (перераспределившее больше всего средств - 28,3 млрд руб.) предложило направить 20 млрд руб. на приобретение дополнительных акций "Оборонстроя" за счет соответствующего уменьшения текущего содержания вооруженных сил, МВД - перенаправить 2 млрд руб. денежного довольствия сотрудников полиции на денежное довольствие сотрудников следственных подразделений, МИД предпочел предназначенные на строительство зарубежной недвижимости 935 млн руб. потратить на ремонт уже имеющейся зарубежной недвижимости, Роскосмос на 1,7 млрд руб. увеличил страхование рисков при запусках и испытаниях космических аппаратов за счет аналогичного сокращения ассигнований Минфина на пособия и компенсации военным и полицейским.