Антони Маэ (Anthony Mahé)
Почему люди предпочитают тратить лишние деньги на кофе в Starbucks? Даже в нынешних неблагоприятных экономических условиях нам все равно свойственны «бесполезные расходы». Все упирается в материальное и психологическое благополучие.
Atlantico: Несмотря на постепенное переосмысление наших потребительских привычек, многие покупки, обычно на небольшие суммы, на самом деле дают лишь очень слабое чувство удовлетворения (перекусы, разнообразные гаджеты…). Что подталкивает нас к такой бесполезной трате денег?
Антони Маэ: Потребитель сейчас буквально разрывается на части. С одной стороны, его влекут гедонизм, поиск удовольствия, материального и психологического комфорта, отрицание ограничений. С другой стороны, он испытывает тревогу, пытается обрести уверенность, особенно в нынешних тяжелых экономических условиях. Две этих тенденции порождают напряженность, в результате чего гедонизм сопровождается чувством вины. Эта вина в значительной мере продиктована нравственностью. Наше общество и в особенности элита не любит ненужного и избыточного, хотя это, разумеется, не относится к себе любимым. СМИ, интеллектуалы и даже многие потребители произносят обвинительные речи о ненужных расходах. Каждый хочет научить других правильно составлять собственный бюджет и экономить. Тем не менее. Все мы не упускаем ни одной возможности приобщиться к роскоши (Каннский фестиваль, церемония вручения премии «Сезар», свадьба английской принцессы и т.д.). Мы стали заложниками двух парадоксальных тенденций: восхищения и отторжения.
— Какую приблизительно долю от наших расходов составляют относительно бесполезные заработки? Как мы могли бы повысить нашу покупательную способность и чувство удовлетворения, если бы тратили реже, но на лучшие покупки?
— О каких-то конкретных цифрах говорить сложно, потому что дать оценку полезности той или иной покупки очень непросто. Как бы то ни было, нам известно, что расходы на удовольствия, то есть на связь (интернет, телефон и т.д.), гостиницы, кафе, рестораны, развлечения и культуру приходится чуть меньше 17% от общих трат семей. На самом деле повысить покупательную способность можно было бы с путем сокращения вынужденных трат (жилье, медицина). Именно эти статьи расходов сейчас наиболее высоки и заставляют людей поступиться чем-то другим (более 32% от общего объема трат).
Что касается чувства удовлетворения от покупки, здесь все далеко не так просто. Понятие полезности вызывает споры среди специалистов. Кроме того, не стоит сводить этот аспект потребления к чистой экономике. Покупка кофе в Starbucks на 4 евро не является «полезным» приобретением сама по себе, и если бы мы каждый раз откладывали эти деньги, то со временем у нас бы набежала весьма интересная сумма. Тем не менее, зачастую мы пьем кофе с другом или близким человеком, и это становится возможностью побыть вместе, пообщаться. Установить связь. Все это прописано в кодексе общественных связей. Это маленькие повседневные ритуалы, которые служат для взаимодействия людей. В таком поведении есть нечто важное, и именно оно заставляет нас повторять его снова и снова. Оно формирует общественную структуру.
— Но, может быть, отказ от трат на бесполезное или привычное — чересчур жесткая позиция, которая лишает нас «маленьких удовольствий»? Где заканчивается маленькое удовольствие и начинается нечто действительно ненужное?
— Вообще, это извечный вопрос. Эту парадоксальную ситуацию описывал еще Сократ. Он говорил, что мудрость заключается в том, чтобы обладать немногим, только самым необходимым и делать так, чтобы у всех вокруг было все нужное. Тем не менее, в результате жизнь становится скучной и безрадостной и, следовательно, не может быть жизнью мудрого человека.
Эта философская мысль прекрасно отражает двусмысленность в нашем отношении к потреблению. Как мне кажется, нам нужно с осторожностью отнестись к попыткам рационализировать существование, которые ставят во главе всего некую нравственность. Это христиано-иудейское заблуждение, стремление разделить все на полезное и бесполезное. Человека переполняют эмоции и чувства, которым нужно быть на что-то направленными, найти выражение в чем-то материальном. Все это можно отрицать, но реальность такова: стремление к потреблению — неотъемлемая часть нашей жизни.
— Сила привычки, желание получить отдачу от денег… Как не погрязнуть в море не представляющих интереса трат? На что следует опираться, чтобы оптимизировать расходы, но не ощущать при этом постоянное чувство фрустрации?
— В проведенных нами разнообразных исследованиях заметно, что люди начинают обращать на это внимание. У них возникает желание придать смысл покупкам. Ощущается настоящее стремление покупать по-другому. Покупать, но делать это лучше. Речь здесь не идет об отказе от экономического роста, чрезмерной рационализации или нравственности. Сейчас мы живем в обществе сверхпотребления, и все указывает на то, что мы в нем и останемся. Как бы то ни было, это движение сопровождается интересным качественным подъемом. У нас возникают услуги по аренде кухонной утвари, одежды и детских аксессуаров вроде колясок. Вместо того, чтобы покупать, а затем просто хранить, люди сдают в аренду ненужные им на постоянной основе вещи, тогда как другие наоборот берут напрокат то, что им нужно лишь время от времени. В этой области стоит отметить покупку подержанных предметов или даже бартер. Сегодня тенденция смещается от обладания в сторону применения. Интернет дал сильнейший толчок развитию этих новых форм совместного потребления. Так, например, родители заинтересованы скорее не в обладании детской коляской, а в пользовании этой коляской на протяжение определенного периода времени (то же самое касается и детских кроваток). Хотя такая практика в настоящий момент только зарождается, мысль о верховенстве использования над обладанием получает все большее распространение у французов.