ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Антон Силуанов: в бюджете есть деньги для Крыма

Антон Силуанов: в бюджете есть деньги для Крыма


28-03-2014, 15:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

О том, как Россия будет работать с иностранными инвесторами в сложившейся политической ситуации, что сделает для привлечения российских инвесторов в Крым, как российскому бюджету справиться с незапланированными вложениями в новые субъекты и стоит ли сегодня отказываться от Visa и MasterCard в эксклюзивном интервью рассказал министр финансов Антон Силуанов.

Россия получает два новых региона. Это почти 2 млн новых российских граждан, перед которыми необходимо выполнить целый ряд социальных обязательств. Каков потенциал экономик Крыма и Севастополя? И какими ресурсами располагает Россия

Антон Германович, у России непростая экономическая ситуация. Перед нами стоит целый ряд серьезных проблем, которые предстоит решать. Сегодня украинские деловые средства массовой информации активно продвигают тезис о том, что после присоединения к России Крым и Севастополь сильно потеряют в уровне жизни жителей этих регионов, сильно сдадут. И в качестве главного аргумента приводят сравнение цен в Краснодарском крае, например, и в Крыму. Что можно на это ответить на сегодняшний день и будут ли макроэкономические прогнозы, в частности инфляция и прочее, в этом году относиться к Крыму, к Севастополю тоже по России в целом? Или их мы будем считать отдельно?

Крым и Севастополь вливаются в семью наших регионов, в которых будет действовать наше законодательство, наши экономические реалии, социальные выплаты для тех граждан, которые их получают. Поэтому, безусловно, мы сейчас рассматриваем вопросы по повышению мер социальной поддержки граждан, по повышению заработных плат, пенсий, пособий, доведение их до российского уровня. Сделано это будет уже в текущем году.

Вы говорите, как это коснется уровня цен в Крыму, в Севастополе? Кто бывал в Крыму, тот знает, что в летний сезон уровень цен сопоставим с уровнем цен в Сочи, в Москве. Конечно, это сезонный фактор. Поэтому с тем чтобы, с тем чтобы это сделать, мы, безусловно, будем сейчас уже в первые месяцы осуществлять опережающее повышение заработных плат и пенсий.

Я хочу сказать, что доведение уровня заработных плат, пенсий, пособий до российских стандартов, до российских уровней значительно выше, чем возможное повышение цен. Да, конечно, даже повышая заработную плату, денежные довольствия служащим, в любом случае это скажется на общем состоянии цен в регионах, Крыму и Севастополе. Но те выплаты, которые мы планируем, темпы их, будут гораздо выше. Поэтому, наоборот, жители новых субъектов Российской Федерации будут жить лучше, доходы будут выше, пенсии и социальные выплаты, безусловно, будут выше, чем возможное изменение цен в субъектах Российской Федерации.

Ну, сразу возникает целый ряд вопросов. Во-первых, каких сумм это потребует из российского бюджета, вы уже подсчитали?

Мы сейчас как раз ведем расчеты, определяем темпы приближения мер социальных поддержки граждан и заработных плат к российским. Потому что от этого зависит и объемы средств, которые крымский бюджет, бюджет Севастополя будет направлять своим бюджетникам, и объем соответственно финансовой поддержки из Федерального центра бюджетам этих регионов.

Деньги в бюджете Российской Федерации есть, есть соответствующий резерв ресурсов. Мы, конечно, его формировали на случай изменения макроэкономической ситуации, на случай изменения внешней конъюнктуры. Но, как мы видим, он нам очень здорово пригодился. Мы его направим, безусловно, в первую очередь на поддержку новых регионов.

Что это за резерв? Это Фонд национального благосостояния или какие-то другие ресурсы?

Нет, это средства, которые предусмотрены в расходах федерального бюджета. У нас в расходах бюджета зарезервировано 343 миллиарда рублей, из которых 100 миллиардов рублей будет направлено на поддержку малого бизнеса и решение проблемы дошкольного образования. По сути дела, это указные позиции. И 243 миллиарда рублей мы предусматриваем израсходование на поддержку новых регионов Российской Федерации.

Уровень доходов в разных российских регионах тоже дифференцирован. Какой регион берется в качестве ориентира для Крыма и Севастополя?

Мы себе сейчас не ставим задачу привязать доходы к какому-то региону. Если говорить о зарплатах бюджетников, то у нас существует принцип: заработная плата врачей или преподавателей высшего образования должна быть к 2018 году в два раза выше, чем средняя зарплата по экономике. А зарплата сегодня учителей в наших регионах составляет уровень заработной платы в экономике субъектов Российской Федерации. Поэтому мы знаем примерно, какой уровень зарплат в Крыму и Севастополе, будем ориентироваться на эти параметры. Ну, и соответственно будем мониторить динамику цен и следовать правилам, которые есть в субъектах Российской Федерации.

Повышение, которое сейчас предсказывают эксперты, повышение зарплаты и пенсии в два, два с половиной раза для жителей Крыма и Севастополя, это справедливые цифры?

Сегодня средний уровень заработной платы в Крыму около 12 тысяч рублей. Пенсии - около 5,5 тысяч рублей. Если посмотреть средний уровень пенсий российских пенсионеров, то это около 10, 11 тысяч рублей. Поэтому, безусловно, нам придется двигаться в направлении увеличения.

Мы должны, конечно, сформировать пенсионные дела пенсионеров, посмотреть их стаж, посмотреть объем заработной платы пенсионеров в период трудовой деятельности. Исходя из этого сформировать пенсионные права. Но пока это будет осуществляться до конца текущего года, произойдут несколько этапов повышения пенсий и заработных плат без учета этих расчетов, с тем чтобы жители Крыма, жители Севастополя могли сразу же почувствовать результаты от присоединения.

Каким образом, увеличивая доходы жителей Крыма и Севастополя, вливая денежные средства в эти регионы, удержать инфляцию?

Инфляция у нас считается в целом, исходя из роста потребительских цен. Как курортный город, безусловно, это зависит от сезона. Поэтому будем мониторить ситуацию с потребительскими ценами, будем регулировать, и самое главное сейчас - обеспечить товарооборот, товарообмен между нашими территориями.

Поскольку Крым, Севастополь в первую очередь были ориентированы на Украину, то сейчас товарные потоки должны быть ориентированы на Россию и из российских регионов в новые российские регионы, в Крым и Севастополь. Товарооборот должен ускориться, и цены, безусловно, которые складываются в южных наших регионах, я думаю, будут наблюдаться в Крыму и Севастополе.

Вам уже удалось познакомиться с экономикой Крыма и Севастополя и понять, в какой степени эти регионы самодостаточные, в какой степени они могут самостоятельно формировать собственные бюджеты и поддерживать вливания из России? И как долго эти регионы будут оставаться дотационными или у них есть перспективы стать, наоборот, регионами донорами, которых среди российских регионов сейчас пока крайне мало?

Да, регионов-доноров у нас 11. Но, как нам говорят эксперты, экономика Крыма и Севастополя имеет хорошие перспективы. Что я имею в виду? Бюджет Крыма, потому что целый ряд крупных компаний в области добычи углеводородов, компаний, которые занимаются переработкой и перевозкой грузов, порты, другие предприятия, которые являлись налогоплательщиками, зарегистрированы в Киеве.

У нас такое тоже нередко бывает в Российской Федерации. Поэтому мы сейчас ведем переговоры о том, чтобы соответствующие подразделения этих компаний были зарегистрированы как самостоятельные налогоплательщики в Крыму, и платили все налоги в бюджет Крыма и соответственно Севастополя.

В этой связи мы надеемся, что тот дефицит бюджета, который планировался в текущем году в Крыму и Севастополе, будет частично покрыт новыми поступлениями, новыми доходами. Эта задача непростая, потому что сейчас налаживаются банковские платежи, банковские расчеты.

У нас создано уже и работает федеральное казначейство в Крыму. Должна быть сформирована новая бюджетная система, потому что начиная со следующего года, уже с января, мы должны полностью интегрировать два наших новых субъекта в наше российской законодательство. Сегодня пока действует еще параллельно и украинская система уплаты налогов, бюджетное законодательство, банковское законодательство. Но постепенно идет переход на российские стандарты, на российские принципы.

Что касается вашего вопроса, как будут развиваться эти территории и будут ли они самодостаточными? Мы сейчас полагаем целесообразным предложить целую программу стимулирования экономической активности, рассматриваются вопросы создания особой экономической зоны. Мы думаем, будет эффективно использовать механизм, который с этого года заработает и заработал на Дальнем Востоке для регионов, когда существуют льготы для инвесторов по налогу на прибыль, по налогам на имущество, земельные налоги.

Сейчас готовим целый комплекс мер, которые будут реализованы в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя. Я не сомневаюсь, что эти меры дадут импульс для развития инфраструктуры, в первую очередь с тем, чтобы могли развиваться предприятия, организации, с одной стороны. С другой стороны, чтобы отдыхающим в Крыму, ведь Крым - это туристическая здравница, было комфортно и удобно.

Синхронизация налоговых систем, законодательств и финансового сектора - это колоссальная задача и абсолютно новый опыт для России. Такого еще у нас не было. Кстати, и то, что будет задействован весь спектр возможных мер, существующих сегодня в рамках российских законов, это тоже очевидно. Вы назвали, особая экономическая зона. По-моему, по данным Счетной палаты, эффект от создания особой экономической зоны меньше 1%. То есть это система, которая дает результаты не всегда. На какие все-таки из этих мер вы рассчитываете, делаете ставку больше всего? И если сейчас происходит переход с украинской налоговой системы на российскую, то сами потребители, они видят выгоду в российских налогах?

Вы знаете, мы считаем, что у нас достаточно эффективная налоговая система. Мы имеем меньшие ставки по налогам на добавленную стоимость, у нас ниже ставки и налоги на доходы физических лиц, страховые взносы, которые выплачивают налогоплательщики. Также у нас 30%, а на Украине от 36% до 46% в зависимости от объема доходов соответствующих агентов уплаты.

Поэтому, на наш взгляд, наша налоговая система будет более комфортна для налогоплательщиков. На что мы делаем ставку? В первую очередь поддержку граждан, социальную поддержку граждан. Второе - на поддержку инфраструктуры в Крыму и Севастополе, и будем делать все необходимые меры, для того чтобы развивалась экономическая активность, экономическая деятельность, развивался бизнес, малый бизнес.

Малый, средний бизнес, кстати, это сильное звено, по-моему, в крымской экономике, там его много.

Достаточно большое количество предприятий, организаций малого и среднего бизнеса. Мы приняли в Совете Федерации поправки в Закон о бюджете, который полагает создание нового инструментария поддержки малого бизнеса через, через облегчение доступа к кредитам. Мы создаем агентство по гарантированию кредитов, которое привлекает малый и средний бизнес. Это агентство будет предоставлять частично обеспечение в счет новых кредитов, и тем самым доступ к кредитным ресурсам будет легче.

Этот новый инструмент заработает сразу же и в Крыму, и в Севастополе. Я хочу сказать, мы на очередном заседании правительства будем рассматривать целый ряд субсидий субъектам Российской Федерации, и в целом ряде таких распределений уже присутствуют новые региона, и Крым и Севастополь. Поэтому и хозяйствующие субъекты, и граждане, организации уже скоро почувствуют все плюсы от присоединения к Российской Федерации.

Уже давно обсуждается инициатива, она, правда, до сих пор касалась российских предпринимателей, поддержать малый и средний бизнес средствами Фонда национального благосостояния. Может быть сейчас, с появлением еще целого класса большого числа малых, средних предпринимателей, эта инициатива станет возможной и получит более реальные перспективы?

Мы пока рассматриваем перечень проектов, которые предлагается включить к финансированию за счет средств Фонда национального благосостояния. Проекты должны быть надежные и возвратные, должны быть доходные, безусловно, окупаемые. Поэтому пока мы намерены поддерживать малый и средний бизнес за счет других инструментов, которые у нас есть.

Что касается развития инфраструктуры, здесь нельзя не остановиться и на строительстве транспортной переправы, моста через Керченский пролив. Это серьезная задача требует существенных ресурсов. По оценкам 50-60 миллиардов рублей. Сейчас ведутся уже проектные изыскания. И наша задача в достаточно сжатые сроки построить транспортное сообщение с полуостровом.

3 миллиарда долларов, такие суммы назывались. Но нужно вспомнить о том, что этот проект рассматривался изначально как российско-украинский, обсуждался он с украинской стороной. Соответственно строить мы должны были его на паях, а сейчас он будет строиться самостоятельно. Есть ли на это средства, есть ли понимание того, что строить – просто мост, автомобильное сообщение, или железную дорогу?

Минтранс как раз над этим вопросом работает, он получил такое поручение от президента. Поэтому должны быть оценены соответственно товары, грузопотоки, должны быть оценены пассажиропотоки по этому мосту. И на основании этого будет принято окончательное решение.

Откуда деньги? Деньги мы будем искать в пределах госпрограммы развития транспортной системы. У нас есть предложения по перераспределению приоритетов в этой программе. И не сомневаюсь, мы найдем ресурсы, не увеличивая общие расходы бюджетов в пределах тех средств, которые выделяются на развитие транспорта в Российской Федерации.

Еще раз все-таки вернусь к теме малого, среднего бизнеса. Вы упомянули о том, что необходимо им облегчить доступ к кредитам. Но здесь впрямую стоит вопрос о развитии банковского сектора в Крыму и как раз о возможностях развития кредитования в этих регионах. Какие там сейчас банки работают, на каких условиях они будут работать и кто останется?

Cейчас там в первую очередь работают банки, которые и работали до присоединения к Российской Федерации. На базе этих банков будет развиваться банковская система. Сейчас уже в систему пришли рубли, начались рублевые расчеты наряду с гривневыми расчетами. Задача стоит в том, чтобы открыть рублевые счета в первую очередь торговым предприятиям, бизнесу, всем хозяйствующим субъектам, которым необходима деятельность, необходимо оплата за поставленную продукцию, необходимы выплаты заработных плат.

У нас сейчас это одна из основных задач – открытие рублевых счетов. Пока мы сейчас ищем варианты, пути этого. Поэтому в ближайшее время, не сомневаюсь, банковская система заработает в полную силу. Основную ставку в первое время мы будем делать на местные банки, и не сомневаюсь, что по мере развития банковского сектора туда будут приходить и те банки, которые сегодня работают на территории Российской Федерации, наши ключевые кредитные организации.

Поддержать экономику Крыма и Севастополя необходимо еще и инвестициями, называются цифры порядка 5 миллиардов долларов. На каких условиях должны прийти инвесторы, какие условия им необходимо создать здесь? И еще важный вопрос - допуск иностранных инвесторов в Крым. Здесь действительно много разных отраслей, в том числе газодобыча. Кто здесь будет работать, кто будет осваивать все эти ресурсы и весь этот потенциал?

Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы создать условия для инвесторов. Нам необходимо создавать благоприятные условия для всех. Поэтому в первую очередь, безусловно, это будут, я думаю, наши крупные корпорации, которые работают в Российской Федерации, и на новых территориях будут работать. Безусловно, мы будем приветствовать приход любых инвестиций, в том числе и иностранных. А инвестировать там, я думаю, есть во что. Это торговые комплексы, это портовые хозяйства, это сельское хозяйство, это и переработки добыча углеводородов, это туризм, безусловно.

Во все эти направления есть куда вкладываться. Я хочу сказать, что наши специалисты, проанализировав ситуацию, подготовили доклад, в котором говорится о том, что инфраструктура нуждается в улучшении. У нас есть новые технология, с которыми мы могли бы прийти и с которыми могли бы улучшить в целом экономику и привлекательность экономическую Крыма и Севастополя. Поэтому будем работать в этом направлении.

Кстати, транспортную инфраструктуру развивать, скорее всего, тоже придется на условиях государственного частного партнерства. Какие варианты концессии вы будете здесь рассматривать?

Безусловно, будем развивать и транспортную инфраструктуру и дорожное строительство в первую очередь. Мы сейчас прорабатываем вопрос об авиаперевозках, с тем чтобы доступность авиаполетов в Крым была лучше, чем в наши южные регионы, с тем чтобы в первое время стимулировать наших граждан ехать в новые регионы, и сделать для них этот отдых более доступным и более выгодным экономически.

Антон Германович, в свете таких глобальных и масштабных задач стоит ли перед российским бюджетом, перед российским финансовым ведомством необходимость где-то сократить расходы, оптимизировать? Потому что лишних денег у нас, как я помню, не было и не предвиделось. Теперь поступают новые расходы, соответственно нужно где-то попытаться экономить. Вы уже понимаете, где это будет сделано?

Мы уже говорили о том, что у нас будут в первую очередь задействованы резервные средства, это первое. Второе, при становлении территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, сейчас такая задача стоит. И министерства и ведомства, которые имеют территориальные подразделения, заходят на новые территории, организуются, осуществляют уже свою деятельность, становление своей деятельности.

Мы договорились о том, что все новые территориальные органы будут формироваться в пределах численности и в пределах расходов, которые предусмотрены на обеспечение деятельности соответствующих министерств и ведомств. Здесь дополнительных расходов не должно потребоваться. Это тоже очень важное мероприятие.

Кроме того, мы говорили о том, что в рамках тех госпрограмм, которые у нас есть, в рамках тех субсидий, которые мы предоставляем из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, будем вписывать туда и будем охватывать Крым, Севастополь на тех же самых условиях, а может быть, даже и более, более благоприятных для того, чтобы в первую очередь финансовая поддержка, которая у нас сегодня существует и идет по различным каналам в регионы, шла на социально-экономическое развитие наших новых двух субъектов Российской Федерации.

Поэтому, мы считаем: первое - резерв, второе - экономия, которая должна быть обеспечена в пределах перераспределения ресурсов, которые имеются у министерств и ведомств. И третье - это, безусловно, те госпрограммы, программы развития, которые у нас есть, также пойдут на новые присоединившиеся территории.

Тем не менее нельзя забывать о том, что российская экономика сегодня развивается в условиях очень мощного международного политического давления. Политического и, как обещают, экономического. Пока это, правда, все-таки обещания. Но тем не менее некоторые тревожные сигналы приходят. Так, например, недавно Комиссия по ценным бумагам и биржам США связывалась со всеми крупными американскими инвестфондами на предмет предоставления достоверной информации клиентам. А именно, она спрашивала инвестфонды, предупреждают ли они своих клиентов о том, что инвестировать в российскую экономику на сегодняшний день опасно, поскольку там есть серьезные риски, связанные вот с нестабильностью, с политическими, экономическими санкциями и прочее, и прочее. Вопрос теперь тогда к нам, как, таким образом, снизить возможные потери и защитить себя от такой информационной обработки потенциальных инвесторов?

Хочу сказать, что инвестировать в экономику России не опасно. Хочу сказать, что мы встречаемся сейчас с инвесторами, в том числе иностранными инвесторами. Буквально сегодня у меня тоже такая встреча была, и общее понимание ситуации таково, что некоторые инвесторы несколько встревожились, насторожились. Кто-то ушел, кто-то, наоборот, на этом фоне заходит к нам.

Поэтому, я хочу сказать следующее, что базовые условия российской экономики у нас очень неплохие, если брать другие страны с развивающимися рынками. У нас небольшой долг, у нас устойчивый бюджет, у нас гибкий курс и внятная денежно-кредитная политика.

Это очень важно, потому что потоки капитала с развивающихся рынков, которые в последний год наверно имели достаточно волатильный характер, затрагивали, безусловно, Россию, но они затрагивали в меньшей степени. Сейчас в настоящее время тревога инвесторов связана с последствиями санкций. Хотя мы видим, что последствия санкций, конечно, они есть.

Мы видим, что и рейтинговые агентства, прогноз по рейтингам России понизили.



Безусловно, это настораживает. Хотя, еще раз повторюсь, что каких-то базовых оснований для изменения общей устойчивости экономики России нет. Платежный баланс достаточно сильный, сальдо текущего счету у нас улучшается в текущем году. В целом, конечно, общие темпы роста экономики у нас в этом году будут ниже, чем мы изначально планировали.

Разные есть оценки. Надо посмотреть, как отреагирует экономика на снижение темпов инвестиций. У нас сейчас инвестиций, к сожалению, в отрицательной зоне находятся с начала года. Как отреагируют инвесторы на общую ситуацию, в том числе, на эту нервозность, которая есть вокруг России, вокруг российской экономики.

Но, тем не менее, еще раз повторюсь, что базовые факторы состояния экономики, они как были устойчивыми, так и остаются. И мы будем приветствовать всех инвесторов, еще раз повторюсь, что будем делать для них все необходимые шаги для того, чтобы они как работали в Российской Федерации с прибылью, с хорошей прибылью.

Я хочу сказать, что инвесторы, в первую очередь, ориентируются на прибыль, на получение извлечений дохода из своих инвестиций. Санкции их безусловно настораживают, но если экономика России, если вложения в Россию приносят доход, то я считаю, что это основной двигатель в принятии решений инвесторами вкладываться в Россию или нет.

Поэтому, все те основания для получения хорошего заработка у нас здесь в России остаются, и я полагаю, что инвесторы это видят, ценят. И шаги Правительства должны быть направлены, в первую очередь, на то, чтобы доказать, что та политика экономическая и финансовая, которая проводилась в последние годы, она останется, будет также продолжаться. И инвестиции в Россию будут эффективными, высокодоходными для любых категорий инвесторов, будь то финансовый инвестор или институциональный инвестор.

Мне кажется, потенциальных инвесторов больше всего настораживает сейчас то, что они не понимают, какие могут быть санкции. Зная такую угрозу и такую потенциальную слабую точку, мы можем как-то это укрепить?

Вы знаете, я думаю, что санкции никому не нужны для бизнеса ни западным компаниям, ни Российской Федерации. Поэтому я надеюсь, что количество санкций не будут увеличиваться. Те меры, которые были предприняты в отношении определенных компаний или лиц, они безусловно имеют свое действие. Общий, еще раз говорю, настрой вокруг России стал нервозный. Но, еще раз повторюсь, что условия для бизнеса у нас очень хорошие. И я призываю инвесторов также смотреть на Россию, как надежного партнера, надежного места для инвестиций.

У нас можно бороться за прямые инвестиции, тем более, что, по-моему, в прошлом году Россия была на третьем месте по притоку прямых инвестиций. Здесь у нас есть хорошие показатели. И это как раз то, что показывает действительно прямую заинтересованность бизнеса в конкретных проектах и в конкретной работе. Здесь Вы видите потенциал возможностей и не снижаете ли для себя прогнозы по прямым инвестициям?

Безусловно, у нас такие институты, как Российский Фонд прямых инвестиций, он как работал с крупными инвесторами, институциональными инвесторами, так и будет продолжать работать. Хочу сказать, что деятельность этого Фонда, несмотря на все изменения, которые за последние месяца два произошли, достаточно успешны.

Фонд по-прежнему сотрудничает с крупными инвесторами, привлекая на совместных условиях их деньги в экономику Российской Федерации. Кроме того, все те проекты, которые мы на условиях государственного частного партнерства планирует реализовывать с участием Фонда национального благосостоянии, как были, так и будут реализовываться. Поэтому, пока каких-то серьезных остановок крупных инвестиционных проектов мы не видим. Да, действительно, безусловно, ряд банков более осторожно стали смотреть на Россию..

Наверно, особенно после понижения рейтинга?

Безусловно. Но эта осторожность она, конечно, может быть сокращать объемы кредитов, объемы вложений, которые были и ранее приняты. Но я хочу сказать, что жизнь идет, жизнь продолжается, и мы должны вместе с иностранными компаниями, с иностранными инвесторами, просто больше общаться и высказываться о действующей ситуации, как, собственно, мы и делаем в последнее время. Я встречался с несколькими компаниями, западными компаниями, которые достаточно оптимистично смотрят на Россию.

Заключение, какое? Они говорят, что, вы знаете, как, Россия, как была достаточно надежным, потенциально интересным для нас партнером, так она и остается. То, что сейчас происходит, мы надеемся, что все-таки будет носить определенный временной характер. И в конечном счете, уверенность у инвесторов в инвестиции в Российскую Федерацию также вернется.

Одним из наиболее взвешенных и политически грамотных, экономически целесообразных шагов в ответ на возможные санкции со стороны западных партнеров сегодня называют и плавный переход на расчеты в национальных валютах, чтобы, тем самым, постепенно снижать зависимость от доллара. Есть ли здесь система шагов, которая для вас очевидна, вы знаете, с какими странами это стоит делать в первую очередь. Здесь наверно уместно вспомнить о странах БРИКС, с которыми еще раньше была достигнута договоренность о создании пула валют.



Безусловно, в рамках БРИКС мы договаривались о том, что необходимо увеличивать расчеты в национальных валютах. Из стран БРИКС наиболее близок нам Китай. Поэтому уже с декабря 2010-го года юань торгуются на валютной бирже, и все больше и больше товарных поставок осуществляются в национальных валютах.

В первую очередь будем развивать расчеты в национальных валютах с нашими соседями. Это, безусловно, Казахстан, Беларусь, другие страны. Но и в качестве нашей цели, действительно, стоит и расширение объема поставок товаров, продукции с оплатой за рубли. Это не так просто сделать. Потому что, безусловно, общая мировая валюта, это евро, доллар, это резервная валюта. Но, тем не менее, у нас есть уже опыт с рядом стран, когда, пока еще в пересчете национальных валют в доллар или евро, тем не менее, оплата идет в национальных валютах, в том числе в российских рублях.

Поэтому сейчас задача, действительно, стоит в том, чтобы все больше и больше наращивать рублевые расчеты. Это выгодно, я думаю, будет всем, в том числе и нашим торговым партнерам.

Из тех санкций, которые уже успели на себе почувствовать россияне и российские институты, это неприятный, хотя и кратковременный сбой в работе платежных систем Visa и MasterCard, и этот сбой снова возродил дискуссии о создании собственной платежной системы. Видите ли вы перспективы у собственной платежной системы и развитие этой дискуссии?

Вы знаете, мы работали над этим вопросом. У нас была задача создание универсальной электронной карты, которая включала бы в себя не только карточку Visa и MasterCard, но и эта карточка давала возможность получать целый комплекс услуг, включая оплаты транспортных услуг, запись к врачам, и так далее, и тому подобное.

Тем не менее, мы считаем, что пока нет серьезных оснований говорить о том, что мы должны отказываться от действующих расчетных систем, в первую очередь Visa и MasterCard. Но параллельно начинаем больше внимания уделять созданию собственной расчетной системы. Поскольку ряд наших банков занимается таким проектом, мы сейчас больше внимания будем уделять её.

Правда, эта система будет работать в пределах Российской Федерации. Но мы должны всегда иметь запасной вариант на различные случаи. Тем не менее, сейчас ограничения расчетов в рамках Visa и MasterCard в отдельном банке привело к тому, что мы очень серьезно задумались над тем, как себя обезопасить от такого рода случаев. И мы вместе с банками готовим соответствующие предложения, они будут реализовываться в ближайшее время.

Беседу провела ведущая программы "Мнение" Эвелина Закамская.


Вернуться назад