Особые экономические условия для активного развития Крыма необходимы, и это признают многие, в том числе главы ведомств. Без стимулирования инвестиционной деятельности на территории полуострова, его интеграция в экономику России может происходить очень долго.
Ранее оговаривалась возможность внесения Крыма в список территорий опережающего развития (ТОР) наряду с территориями Дальнего Востока, но, в принципе, разницы по сравнению с особой экономической зоной практически нет.
Сейчас для Крыма необходимо привлечение крупных инвесторов, которые создавали бы товары с высокой добавленной стоимостью, кроме этого, стоит учитывать традиционный статус Крыма как курортного региона.
При этом на территории РФ есть несколько ОЭЗ туристско-рекреационного типа, и условия для их резидентов различаются достаточно сильно. Судя по всему, для инвесторов в экономику Крыма будут предусмотрены максимально возможные льготы, так как важнейшей задачей сейчас являются быстрая модернизация и интеграция экономики полуострова в российскую экономику.
Вид налога |
Требование |
Ставка налога |
Срок действия льготы |
Налог на прибыль |
Инвестиционный проект по требованиям № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. (инвестиции от 150 млн руб. за 3 г., не включая вложения в торговлю) |
0% |
6 лет со дня включения резидента в реестр |
Налог на прибыль |
Инвестиционный проект по требованиям № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. (инвестиции от 150 млн руб. за 3 г., не включая вложения в торговлю) |
Уменьшается на 50% |
В период с 7 по 12 годы со дня включения резидента в реестр |
Налог на имущество организации |
Нет |
0% |
5 лет с момента постановки имущества на учет |
Земельный налог |
Нет |
0% |
5 лет с момента возникновения права собственности |
Источник: Налоговый кодекс РФ
Кроме этого, на срок существования ОЭЗ предусматриваются дополнительные льготы по налогу на прибыль, а также возможные региональные льготы. Например, могут быть введены дополнительные льготы по налогу на имущество организации с требованиями, аналогичными требованиям для льгот по налогу на прибыль для крупных инвесторов.
Льготные тарифы могут быть предусмотрены также при использовании ресурсов (электричества, воды).
Всего в мире число ОЭЗ превышает несколько тысяч, оценки разнятся достаточно сильно, но в среднем их число колеблется в пределах 5-6 тыс. Наиболее активно ОЭЗ развивает Китай, на территории которого их число превышает 600. Экономическая эффективность особых зон может различаться достаточно сильно, в зависимости от региона. В Южной Корее, например, возможный эффект от создания двух новых экономических зон оценивают в $15,2 млрд в общем выпуске продукции и в $5,85 млрд от добавленной стоимости при общем объеме инвестиций около $3 млрд.
Акцент на крупных инвесторах необходим, так как в ином случае может появиться большое количество организаций, занимающихся торговой деятельностью, экспортно-импортными операциями, не создавая добавленной стоимостью. Аналогичная ситуация складывалась в Калининградской области до изменения требований к резидентам ОЭЗ. При этом по состоянию на 1 сентября 2013 г. количество действующих резидентов в ОЭЗ Калининградской области составило 91, а общий объем инвестиций после корректировки требований в 2006 г. достиг около 73 млрд руб.
Ранее министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что дефицит бюджета Крыма и Севастополя составит в 2014 г. 55 млрд руб. В дальнейшем этот показатель, скорее всего, будет расти, так как при "налоговых каникулах" доходы бюджета будут ограничены, но в долгосрочной перспективе регион сможет приблизиться к бездефицитному бюджету и получит развитую инфраструктуру.
При этом создание ОЭЗ нацелено в первую очередь на внутренних инвесторов, так как в условиях сохранения давления на Россию со стороны Запада иностранный бизнес в Крым не придет. А российские инвесторы получают неплохую возможность участвовать в развитии перспективного региона, где в некоторых секторах можно получить хорошую отдачу.
Но пока создание ОЭЗ в России не приводило к сильному экономическому эффекту. В 2012 г. Счетная палата опубликовала отчет, согласно которому экономический эффект от создания ОЭЗ составляет всего 0,68%. Возможно, Крым станет исключением, что возможно, если будут учтены прошлые ошибки при создании подобных зон. Но для этого необходима слаженная и эффективная работа ведомств, региональных властей и самих предпринимателей.
Вернуться назад
|