Украинская экономика сейчас находится в критическом состоянии, а новой украинской власти необходимо будет в ближайшее время решить вопрос привлечения финансирования для реформирования и восстановления экономики.
Представители ЕС, МВФ и США уже заявили, что готовы помочь Украине, но обычно помощь выделяется в обмен на реформы, хотя о каких реформах речь, до сих пор не ясно.
Минфин и Нацбанк Украины оценили необходимую "скорую" помощь в $35 млрд до 2016 г. При этом в 2014 г. Украина должна выплатить порядка $7,091 млрд по внешним займам. В 2015 г. Украина обязана выплатить кредиторам $7,699 млрд, при этом $974 млн пойдут на погашение долга перед МВФ, а $3 млрд - на погашение первого транша евробондов, выкупленных Россией. В 2016 г. Украине предстоит выплатить $4,34 млрд.
Напомним, что Россия в конце прошлого года пообещала Киеву $15 млрд в виде инвестиций в государственные облигации. Пока были приобретены облигации на $3 млрд, а вот новый транш на $2 млрд отложен до формирования нового кабинета министров.
В Киеве получить кредиты надеются в ближайшие неделю-две от международных партнеров. Проблема только в том, что механизмов получения помощи от них не так много, а при ближайшем рассмотрении становится понятно, что получить деньги Украине будет проблематично, тем более в течение ближайших недель.
Так, например, основной капитал МВФ наполняют страны-участницы своими взносами. Пропорционально взносам страны получают право голоса, которое используется при определении, каким странам и на каких условиях будет выделяться помощь.
"Когда МВФ изъявляет готовность кому-то выдать кредит, это не значит, что он идет к терминалу и начинает перечислять деньги. Очень большая доля СДР у Китая, а Китай, я так понимаю, совершенно не симпатизирует мятежникам и может просто заблокировать решение", - считает директор аналитического департамента Nord Capital Владимир Рожанковский.
С другой стороны, есть ЕС, который пообещал Украине 20 млрд евро. Но в случае со странами еврозоны решение принимает "тройка" международных кредиторов, а именно МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссия.
"ЕС имеет широкий набор инструментов, таких как торговые преференции, инвестиции, прямая бюджетная поддержка. Инвестиционные инструменты реализуются через Европейский инвестиционный банк и ЕБРР. Важны инструменты поддержки в торговли, так как ЕС - крупнейший торговый партнер многих стран, и доступ к рынку ЕС сам по себе является важным инструментом", - сказал телеканалу "Россия 24" пресс-секретарь, представитель ЕС в России Сорен Либориус.
Он отметил, что ЕС является крупнейшим донором, предоставляющим более половины всей мировой финансовой помощи, около $70 млрд в год.
Также представитель ЕС добавил, что политическое решение о предоставлении помощи принимается европейским советом министров, затем оно должно пройти через Еврокомиссию.
"Для каких-то стран наиболее важно иметь доступ к рынку ЕС, другие страны нуждаются в поддержке финансовой стабильности. Иногда ЕС, например вместе с МВФ, предоставляет кредиты, скупает гособлигации. Другие страны, бедные, могут получать гранты, но мы должны помнить, что, давая гранты, мы тратим деньги налогоплательщиков ЕС. Мы должны быть уверены, что это развивает страну и не создает зависимость. Таким образом, предпочтительнее дать возможность торговать с ЕС", - заявил Либориус.
Надо отметить, что условия МВФ для Украины очень сложны. Необходимо будет добиться реформирования газовой отрасли, либерализации валютного курса и бороться с дефицитом бюджета.
В последний раз от ЕС из стран Восточной Европы получала помощь в большом объеме Польша для интеграции в ЕС, а в другие страны небольшие суммы направлялись под большие гарантии. В последние годы объем финансовой помощи в неевропейские страны существенно снизился.
Утвержденный и выделенный объем помощи странам, не входящим в ЕС, по итогам 2012 г.
Страна |
Объем помощи ЕС (млн евро) |
Босния и Герцеговина |
500 |
Армения |
100 |
Грузия |
500 |
Молдавия |
90 |
Украина |
610 |
Киргизия |
30 |
Источник: данные ЕС
Получается, что выделение Украине такого большого объема средств, если оно состоится, будет беспрецедентным решением. Объемы предполагаемой помощи можно сравнить с объемами помощи в последние годы странам, входящим в ЕС или еврозону.
Утвержденный и выделенный объем помощи странам ЕС
Страна |
Общий объем внешней помощи (млрд евро) |
Европейские фонды (млрд евро) |
Средства МВФ (млрд евро) |
Ирландия |
67,50 |
45,00 |
22,50 |
Греция |
214,98 |
186,50 |
28,48 |
Испания |
41,30 |
41,30 |
- |
Латвия |
10,40 |
6,00 |
1,70 |
Венгрия |
14,20 |
8,70 |
5,50 |
Португалия |
78,00 |
52,00 |
26,00 |
Румыния |
32,11 |
12,00 |
16,96 |
Кипр |
10,00 |
9,00 |
1,00 |
Источник: данные ЕС
Если европейские власти все же решатся на выделение миллиардов евро Украине и найдут необходимые механизмы, придется решить вопрос с европейскими налогоплательщиками, на плечи которых фактически ляжет бремя спасения экономики страны. Кроме этого, выделение помощи странам ЕС сопровождалось жесткими требованиями по экономическим показателям и реформам, но в отношении Киева пока звучат только обещания помощи, без соответствующих требований.
Примечательно, что помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд, выступая на конференции "Украина в Вашингтоне 2013" (Ukraine in Washington 2013), рассказала об инвестициях США в "развитие демократических институтов" на Украине.
"С момента провозглашения независимости Украины в 1991 г., Соединенные Штаты поддержали украинцев в развитии демократических институтов, а также в развитии гражданского общества и эффективного государственного управления. Все это необходимо для достижения Украиной европейских целей. Мы вложили более $5 млрд, чтобы помочь Украине достичь этих и других целей", - сказал она.
Остается открытым вопрос, с помощью каких механизмов выделялись эти средства, а также куда именно они были направлены.
Вернуться назад
|