Источник перевод для MixedNews - Наталья Ярошинская
В начале января Центр исследования проблем нераспространения имени Джеймса Мартина (сокр.CNS) выпустил отчёт "Ядерная триада стоимостью триллион долларов: стратегическая модернизация США в следующие 30 лет". В отчёте говорится, что обновление ядерной триады, включающей ядерный бомбардировщик, подводные лодки и наземные ракеты, в последующие 30 лет по самым консервативным оценкам обойдётся США в 1 триллион долларов.
Авторы отчёта говорят, что оценка основана преимущественно на данных правительства и не учитывает затраты, связанные с системой ПРО, затраты на поддержку программ нераспространения и соответствующих разведывательных мероприятий.
Эта сумма включает в себя только затраты на содержание текущего арсенала, закупку замещающих систем и модернизацию зарядов и боеголовок. Большáя часть этой суммы приходится на разработку проекта нового дальнего ударного бомбардировщика — на этот проект планируется потратить от 55 до 100 миллиардов долларов. Ещё одна крупная статья затрат в этом плане модернизации – замена подводных лодок класса "Огайо", на что планируется потратить от 77 до 102 миллиардов долларов.
Ещё более спорные пункты программы модернизации — это проект по усовершенствованию ядерных бомб В-61, размещённых в Европе, создание новой крылатой ракеты большой дальности, запускаемой с безопасного расстояния, а также разработка взаимозаменяемых боеголовок, которые смогут заменить сразу несколько видов вооружения из текущего ядерного арсенала США.
По мнению одного из соавторов отчёта эксперта CNS Джеффри Льюиса, с учётом текущих бюджетных ограничений реализация этих планов настолько маловероятна, что попытка воплотить их обернётся приостановкой других крупных проектов в самый разгар их выполнения. "Это просто нереально", — говорит Льюис. Если не донести до правительства, насколько сильно эта программа не соответствует имеющимся средствам и возможностям, то, в конце концов, мы можем остаться с устаревшим вооружением без всякой замены.
"Я не являюсь сторонником многостороннего ядерного разоружения, но если бы являлся, то продолжил бы делать то, что уже делается, иначе в нашем распоряжении останется лишь крошечный арсенал, разработанный без учёта какой-либо стратегической перспективы в принципе. Вот вам пример: мы собираемся потратить 10-12 миллиардов долларов на бомбы В-61, и этот в тот самый момент, когда наши ВВС всячески пытаются дать понять, что они не собираются оснащать единый ударный истребитель F-35 возможностью доставки ядерных бомб или одобрять в качестве ядерного бомбардировщика новый дальний ударный бомбардировщик. То есть мы потратим 12 миллиардов долларов на бомбу, которую не сможет доставить ни один самолёт", — говорит Льюис.
Главная рекомендация отчёта адресована Конгрессу, который должен потребовать от Офиса управления и бюджета Белого Дома, а также от Департаментов энергетики и обороны, чтобы те "ежегодно утверждали совместный бюджет программы ядерного сдерживания", который бы содержал данные о затратах по каждой системе вооружения в ядерном арсенале США из расчёта полного жизненного цикла этих систем.
Ещё в 2005 году независимая Счётная палата США опубликовала данные, из которых следует, что Конгресс и исполнительная власть не осознают в полной мере объём совокупных затрат всего жизненного цикла текущего плана модернизации. Оценка Счётной палаты показала, что "США даже приблизительно не понимают, сколько они тратят ежегодно на ядерное сдерживание или сколько будет стоить модернизация текущей триады", — отмечается в отчёте CNS.
Источники в Конгрессе предполагают, что текущее состояние бюджета может заставить администрацию Обамы отказаться от ряда проектов в составе плана модернизации, в том числе, от проекта по разработке взаимозаменяемых боеголовок. Однако пока что Белый Дом официально одобрил план.
Ещё один вопрос, требующий обсуждения – это действительно ли межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), как элемент триады, также актуален в эпоху после холодной войны, как и подводные лодки, оснащённые ядерными ракетами, которые гораздо труднее засечь, чем наземные ракеты. Авторы отчёта признают, что полное избавление от МБР сопряжено с политическими трудностями, поскольку их ревностно защищают представители западных штатов, где они размещены.
"Проблема в том, – говорит Льюис, – что некоторой части Белого Дома в настоящий момент не хватает политической смелости, а в Конгрессе активно ведётся скрытая борьба. Президент выступает в Берлине и ведёт переговоры с русскими о возможном дополнительном сокращении количества активных боеголовок до одной тысячи, и тут же его осуждают за поддержку многостороннего разоружения".
В целом отчёт ставил своей задачей побудить руководство страны учесть все затраты, сопряжённые с текущим планом модернизации, чтобы, в конечном счёте, внести в него изменения, исходя из стратегических целей и текущих финансовых возможностей.
|