ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Владислав Жуковский: Нельзя потреблять на уровне Германии и Франции, а производить на уровне Греции и Португалии

Владислав Жуковский: Нельзя потреблять на уровне Германии и Франции, а производить на уровне Греции и Португалии


27-01-2014, 12:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Российский рубль вошёл в траекторию устойчивого падения – только за неполные первые четыре недели 2014г. рубль потерял 1,5 руб. по отношению к американскому доллару и опустился с 32,5 до 34,3 руб. за американскую валюту. Российская валюта обновила минимальные отметки за последние 4,5 года – 34,6 руб. за доллар. В последний раз рубль так сильно опускался по отношению к доллару в марте 2009г. Напомним, что по итогам 2013г. рубль "просел" приблизительно на 10% как по отношению к доллару (с 29,9 до 33 руб.), так и по отношению к евро (с 40 до 44,1 руб).

Более того, 24 января 2014г. рубль обновил абсолютный исторический минимум по отношению к евро, опустившись ниже уровня в 47,3 руб. за евро. Даже 9 февраля 2009г., в разгар финансово-экономического кризиса и обвала российской экономики, рубль не падал ниже 47,1 руб. за евро. В этом смысле наступивший 2014г. уже сегодня можно назвать рекордным. Единственное отличие – в 2009г. 60% девальвация рубля фиксировалась на фоне 4-кратного падения цен на энергоносители (с 145 до 35 долларов за баррель смеси Brent) и ещё более масштабного обвала цен на прочие сырьевые товары. В настоящий момент цены на североморскую смесь колеблются в диапазоне 106-108 долларов за бочку, что в три раза выше отметок 4-летней давности. Более того, по итогам 2013г. средняя цена на российскую нефтяную смесь Urals составила более 109,88 долларов за баррель, что несколько выше 108,33 долларов годом ранее.

За девальвацию россияне заплатят своим кошельком

Совершенно очевидно, что российский рубль ждёт масштабная девальвация, и она становится неизбежной в рамках сложившейся в России двухсекторной экономики "трубы". В частности, это публично дали понять в Центробанке, отказавшись от текущих валютных интервенций на поддержание рубля и заявив о необходимости перехода к свободному курсообразованию. Так, 13 января Центробанк в рамках перехода к убийственной политике "таргетирования инфляции" публично объявил об отказе от целевых валютных интервенций. На протяжении последних месяцев ажиотажного роста спроса на иностранную валюту продажа валюты из состава ЗВР со стороны ЦБ РФ достигала 300-400 млн долларов ежедневно.

Ещё важнее стали слова президента Путина, который впервые за долгие годы уделил особое внимание вопросу курса рубля. С одной стороны, он снял с себя ответственность за обвальное снижение курса рубля, заявив, что не в курсе планов Центробанка по девальвации рубля. Ровно такое же заявление 14 августа 1998г. сделал Борис Ельцин, после чего последовал дефолт 17 августа, разрушение паразитической пирамиды ГКО-ОФЗ, высасывавшей на своё обслуживание до трети средств федерального бюджета, и, как следствие, 5-кратная девальвация рубля.

Фундаментальные причины падения курса рубля очевидны

Во-первых, буквально на глазах разваливается платёжный баланс: профицит счёта текущих операций основного валютного документа страны, отражающего трансграничные потоки капитала, обвалился более чем в 2,2 раза - с 72 млрд долларов в 2012г. до 33 млрд в 2013г. Весьма показательно, что в 2011г. профицит текущего счёта и вовсе составлял 97,2 млрд долларов – в 3 раза превышал уровень 2013г. Притом что цены на энергоносители были несколько ниже отметок ушедшего года (109,35 долларов за баррель Urals).

Дальше хуже: по итогам третьего квартала 2013г. профицит счёта текущих операций, несмотря на стабильно высокие цены на нефть и приток нефтедолларов от распродажи невосполнимого минерального сырья, составил менее 600 млн долларов. Что без малого в 10 раз ниже результата аналогичного периода 2012г. - 5,82 млрд долларов. Более того, столь слабого профицита в России не наблюдалось аж с дефолтных времён – в 3-м квартале 1999г. профицит составил 5,49 млрд долларов. Ещё больше опасений вызывает тот факт, что даже в июле-сентябре 1998г., т.е. прямо накануне и в самый разгар валютно-финансового кризиса, фиксировался больший профицит (775 млн долларов), чем в 3-м квартале "сытого" и "модернизированного" 2013г.

Не намного лучше результаты 4-го квартала 2013г. – профицит составил удручающе скромные 4,7 млрд долларов, что в 2,2 раза хуже результатов аналогичного периода 2012г. (10,5 млрд долларов).

К вопросу о платёжном балансе – масштабы структурных перекосов в экономике достигли таких масштабов, что даже в условиях стабильно высоких цен на сырьё в России происходит драматичный отток капитала по текущим операциям. Хуже того, буквально на глазах происходит деградация самой структуры платёжного баланса. Показательно, что экспорт товаров сократился весьма незначительно – с 192,3 млрд долларов в 2012г. до 177,3 млрд в 2013г. Тогда как импорт продукции иностранных производителей вырос с 335,7 до 344,3 млрд долларов. В результате чего профицит торгового баланса хоть и просел, но не столь существенно – с 192,3 до 177,3 млрд долларов.

Кроме того, темпы роста российской экономики падают на протяжении последних 7 кварталов – с 5,1% в 4-м квартале 2011г. до 1,6% в 1-м квартале 2013г. и 1,2% во 2-м и 3-м кварталах 2013г. Хуже того, по итогам 2013г. прирост ВВП составил менее 1,4%, что в 2,5 раза хуже результатов предыдущего 2012г. Притом что, ещё в начале 2013г. гражданам России обещали рост ВВП на 3,6%, а летом ушедшего года наиболее пессимистичный прогноз подразумевал рост аж на 2,8%.

Чем глубже отечественная экономика погружается в депрессивно-кризисное состояние, тем больше сокращаются ненефтегазовые поступления бюджета (неудивительно, что собираемость налога на прибыль упала почти на 20%!), и тем больше возрастает зависимость бюджета от экспорта энергоносителей. Для того, чтобы профинансировать "майские указы" президента, Минфин заинтересован в увеличении экспортной валютной выручки в рублёвом эквиваленте. В настоящий момент цена нефтяной смеси Brent в рублёвом эквиваленте составляет порядка 3 тыс. 620 руб., что лишь немногим выше предельно допустимого порогового значения в 3 тыс. 500 руб.

В силу разрастающихся бюджетных расходов, а также усиления спада в реальном секторе уже в 2014г. для балансировки бюджета России потребуется цена на нефть не ниже 3 тыс. 800 руб. за бочку североморской смеси Brent. А ещё лучше не менее 4 тыс. руб., чтобы хоть как-то оживить затухающую экономику и вывести промышленность из кризиса. Перерасчёт нефти из долларов в рубли важен в силу того, что учёт в бюджете России как расходов, так и доходов ведётся в национальной валюте – т.е. в рублях. В этой связи можно смело говорить о том, что Минфин России также заинтересован в девальвации рубля. 

Нельзя забывать и о том, что завышенный курс рубля провоцирует рост внешних заимствований как отечественных компаний и банков, так и самого государства. Всегда выгодней и привлекательней занимать в ослабевающей валюте, чем активно пользуются крупные российские госкомпании, госбанки и сырьевые гиганты, обладающие стабильным притоком валютной выручки для обслуживания иностранных кредитов и займов. Так, по итогам 2013г. совокупный внешний долг России вырос более чем на 15% - с 636,4 млрд долларов до 732 млрд. К слову сказать, Россия уже перешла критический порог внешнего долга в размере 30% ВВП. В настоящий момент этот показатель превышает планку в 37,2% ВВП.

В слабом рубле заинтересован и сам Центральный банк России, которому необходимо хотя бы создать видимость преодоления перманентного дефицита ликвидности на межбанковском рынке и в финансовом секторе. Показательно, что ставки даже по краткосрочным однодневным кредитам по фактически совершённым сделкам на межбанковском рынке выросли с 2,5% в начале 2011г. до 6% в 2012г. и 6,5-6,7% в конце 2013г. Неудивительно, что в последние 3 года в России наблюдается парадоксальная ситуация – на фоне формально-статистического замедления инфляции наблюдается рост процентных ставок по кредитам как в номинальном, так и в реальном выражении. Что лишь усугубляет масштабы кризисных тенденций в реальном секторе и наукоёмких производствах.

Да, безусловно, в среднесрочной и долгосрочной перспективе России жизненно необходим крепкий, устойчивый и весьма высокий курс рубля, обладающего высокой покупательной способностью. Без этого невозможно преодолеть пресловутое "сырьевое проклятие" и переориентироваться с экспортно-сырьевых на внутренние наукоёмкие "рельсы" развития, опирающиеся на внутренний платёжеспособный спрос. Однако Правительство само виновато в том, что довело отечественную экономику до состояния глубочайшей деиндустриализации, дезинтеграции и оффшоризации. В этой ситуации для оживления сырьевой экономики трубы, повышения конкурентоспособности отечественной несырьевой промышленности, оживления реального сектора и сокращения масштабов зависимости от импорта чиновникам придётся пойти на девальвацию рубля. Даже если это спровоцирует всплеск потребительской инфляции и негативно скажется на уровне покупательной способности доходов и сбережений населения. По отношению к производимой внутри страны продукции и услугам это не вызовет снижения покупательной способности. А по отношению к импортным товарам вызовет. Однако важно отдавать себе отчёт в том, что нельзя потреблять на уровне Германии и Франции, а производить на уровне Греции и Португалии.

Валютный курс не должен становиться фетишем 

К сожалению, в силу реализации доктрины "Вашингтонского консенсуса" Россия вообще перестала производить за редким исключением хоть какую-то конкурентоспособную по мировым меркам готовую наукоёмкую продукцию. Притом что сам валютный курс не может и не должен становиться фетишем, а должен играть роль инструмента макроэкономической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста, проведение технического перевооружения производств, финансирование модернизации инфраструктуры и в конечном счёте повышения уровня жизни рядовых граждан. Нельзя ничего не производить, втягивать бедное и полунищее население в долговую петлю, проедать нефтедоллары и обеспечивать весь этот пир во время чумы за счёт завешенного обмена курса рубля.

Да, действительно, Правительство вполне могло воспользоваться более цивилизованными и понятыми инструментами государственной поддержки отечественных товаропроизводителей и дать стимул политике импортозамещения. Однако, втянув Россию в ВТО на заведомо несовместимых с выживанием отечественной несырьевой промышленности условиях, оно само связало себе руки накануне острой фазы кризиса и лишило себя возможности проведения активной тарифной политики, а также применения нетарифных инструментов защиты внутреннего рынка: начиная от квотирования ввоза импортных товаров и заканчивая ужесточением фитосанитарного, экологического, технического законодательства и т.д. Не говоря уже о том, что даже в рамках ВТО можно было бы через арбитражный суд ввести целый ряд протекционистских мер поддержки отечественных производителей.

Однако уровень профессионализма российских чиновников не позволяет им смотреть так далеко – подготовка юристов и специалистов в данной сфере требует не только времени и финансовых средств, но и минимальной компетентности и профессионализма. В чём обвинить правящую российскую бюрократию, всё чаще именуемую в СМИ и в народе "оффшорной аристократией", пока что никак не получается. В подобного рода ситуации чиновники будут вынуждены судорожно и в панике спасать остатки несырьевой промышленности ценой обесценения сбережений и доходов подавляющей части россиян, раскручивания маховика "социальной инфляции", удорожания импортируемых товаров первой необходимости и т.д. В очередной раз за вредительскую политику и некомпетентность правящей бюрократии будут расплачиваться рядовые россияне.


Вернуться назад