ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Давос: Все должны брать пример с Ульяновска и Калуги

Давос: Все должны брать пример с Ульяновска и Калуги


23-01-2014, 21:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
WEF
Российскую экономику нужно реформировать на уровне регионов, уверены эксперты открывшегося Давосского экономического форума. Федеральные власти вряд ли справятся с задачей повышения качества институтов и снижением преград для ведения бизнеса. Зато местным властям это вполне удается, как показали примеры двух областей
Эксперты Международного экономического форума представили год назад три сценария развития российской экономики. В этом году эксперты WEF решили, что ситуация в России развивается по самому благоприятному из них. Будущее России теперь зависит от нескольких регионов, которые активно проводят реформы и улучшают качество институтов. К таким регионам относятся Калужская и Ульяновская области - именно они и подобные им, а не Москва или Санкт-Петербург будут в будущем определять развитие страны. Однако это чревато разделением страны на процветающие и депрессивные регионы, которое может предотвратить только "прозрение" федеральных властей: они должны позаимствовать опыт самых успешных регионов для всей страны. России достался лучший сценарий из возможных Так выглядели три сценария развития, которые в прошлом году разработали эксперты WEF. Россия, по их мнению, идет по первому варианту.
  • 1. Создание нового баланса на уровне регионов. Пока федеральные власти бездействуют, местные правительства проводят реформы и привлекают инвесторов. В итоге, в России образовывается две экономики: регионы, справившиеся с реформами, быстро растут, а те, которым это не удалось, оказываются в депрессии.
  • 2. Шаткая стабильность. Цены на нефть падают до $60 за баррель. Правительство пытается удержать стабильность и не сокращать социальные расходы. В итоге, Россия теряет резервы, растет дефицит бюджета, а ситуация в макроэкономике становится все хуже.
  • 3. Упущенные возможности. Цены на нефть растут, что снижает желание властей проводить реформы. Хорошо в стране чувствует себя лишь нефтяной сектор. Доходы населения увеличиваются, но люди все меньше и меньше довольны своей жизнью, растет социальная напряженность.
Рост российской экономики тормозит низкая эффективность и качество институтов. Россия по этому показателю отстает от стран, находящихся на сходном уровне развития.
  • В России велика разница в развитии регионов. Рейтинги конкурентоспособности Всемирного банка и WEF, в которых страна улучшает свои позиции слишком медленно, учитывают в основном ситуацию в Москве, как в самом крупном экономическом центре страны. Но некоторые регионы России показывают куда лучшие результаты по уровню развития инфраструктуры и институтов, чем Москва и, тем более, в среднем по стране.
  • В 2012 году Всемирный банк опубликовал рейтинг "легкости ведения бизнеса" в 30 крупных городах России. Самые лучшие результаты в рейтинге показали Ульяновск, Саранск и Владикавказ. Москва и Санкт-Петербург оказались в самом конце рейтинга.
Четыре урока для России Эксперты WEF проанализировали последние научные работы о взаимосвязи качества институтов и темпов роста экономики. На этой основе экономисты представили четыре урока для российских регионов. Урок 1: повышение качества институтов станет главным драйвером роста российской экономики.
  • Вряд ли стоит надеяться на то, что цены на нефть и другие виды сырья будут и дальше расти так же быстро, как в 2000-е годы. Поэтому главным драйвером экономики России может стать лишь повышение качества институтов.
  • Это вполне соответствует экономической теории. Согласно одному из исследований экономиста Дарона Асемоглу, драйверы роста экономики обусловлены ее уровнем развития. Относительно богатые страны вроде России могут ускорить свой рост лишь благодаря повышению качества институтов: нужно обеспечить главенство закона, укрепить права собственности и облегчить условия для ведения бизнеса. Со временем это приведет к росту конкуренции между компаниями, а значит и к инновациям.
Урок 2: российские регионы могут стать основной для ускорения роста и повышения качества институтов
  • Согласно исследованию ОЭСР 2012 года, после кризиса 1998 года развитие регионов России определяли наличие ресурсов, а также качество управления и реформ. Реформы повсеместно ускоряли рост, особенно это касается приватизации и развития малого бизнеса.
Урок 3: улучшение деловой среды повысит рост в регионе
  • Согласно исследованию 2006 года, снижение регулирования может серьезно ускорить рост экономики. Так, если страна перемещается из худшего квартиля по уровню регулирования в лучший, то средние темпы роста ускоряются на 2,3 п.п.
  • Темпы инфляции, рост государственного потребления и улучшение качества образования в меньшей степени влияют на темпы роста.
Урок 4: успех - удел успешных
  • Согласно одному из исследований 2013 года, реформы, которые снижают нагрузку на бизнес, более эффективны в регионах, уже имеющих достаточно хорошие институты. В таких регионах правительство более прозрачно, общество более информировано о происходящем вокруг, а также, как правило, уже более развито производство. Такие регионы обычно имеют большую автономию бюджета.
  • Реформы в регионах со слабыми институтами, как правило, не дают нужных результатов. Иногда они даже имеют негативный эффект.
  • Сокращение различных проверок бизнеса в успешном регионе приводит к тому, что продажи мелкой компании увеличиваются на 12%. В регионах с плохими институтами эффект составляет всего 1,6%.
Какие реформы нужны российским регионам? Экономисты WEF выявили самые многообещающие реформы, которые могли бы провести регионы.
  • Самая необходимая реформы в России – это снижение коррупции. Именно это является основным препятствием для ведения бизнеса в стране.
  • Вторая по значению реформа – улучшение доступа к финансированию. Многие компании видят в этом одну из основных преград для развития своего бизнеса.
  • Третья по значению мера – это сокращение расходов на получение лицензий и разрешений. Снижение уровня бюрократии поможет также избавиться и от коррупции.
  • Четвертое направление реформ – это устранение дисбалансов в образовании работников. Работники, образование которых не соответствует предъявляемым требованиям, снижают потенциал компании к инновациям и, соответственно, потенциал роста. Повышенные издержки также связаны со слишком длительным поиском кандидатов на свободные вакансии, расходами на обучение и тренинги, а также с бракованной продукцией.
Регионы, с которых стоит брать пример Ульяновск - лидер по борьбе с коррупцией
  • Согласно рейтингу Doing Business, Ульяновск стал регионом России, в котором легче всего вести бизнес.
  • Он занял третье место в стране по простоте открытия бизнеса, четвертое - по получению разрешения на строительство, 5-ое - по подключению к электричеству и 8-ое по простоте регистрации собственности.
  • Ульяновская область стала лидером по борьбе с коррупцией. Согласно исследованию Европейского банка реконструкции и развития, менее 5% местных компаний заявили, что коррупция мешает развитию их бизнеса.
  • Кроме того, в процесс принятия решений в регионе вовлечено множество людей – это и главы местных администраций и муниципалитетов, и эксперты, и ассоциации предпринимателей. Обсуждения происходят на различных встречах и комиссиях.
  • Однако местные бизнесмены жалуются на недоступность финансирования и недостаточно образованную рабочую силу. Ульяновская область так же, как и Россия в целом, страдает от проблем с излишней бюрократией.
Калужская область смогла привлечь иностранных инвесторов
  • Шестое место в российском рейтинге Doing Business заняла Калуга.
  • Регион занял первое место по категории простоты регистрации собственности.
  • Регион стал лидером в России по привлечению прямых иностранных инвестиций, в частности от автомобильных компаний.
  • Чтобы добиться быстрого роста ВРП, Калуга провела несколько реформ. Согласно опросу ЕБРР, бизнес в области практически не жалуются на отсутствие доступа к финансированию – на эту проблему упоминали 5% опрошенных бизнесменов по сравнению с 20% по России в целом. То же самое касается уровня коррупции и образования рабочих.
  • Отчасти проблему инвестиций решила стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года. Согласно этому документу, область делает ставку на развитие промышленных парков со сниженными административными барьерами.
  • В регионе были созданы программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Это касается и доступа к финансированию, а также и некоторых специальных образовательных программ. Предпринимателей также поощряли с помощью различных налоговых льгот.

Вернуться назад