ЕС необходимо сделать еще больше для обеспечения процесса восстановления экономики, в частности можно расширять использование инвестиционных средств и инструментов. Об этом и о том, насколько стабилен евро, в эксклюзивном интервью нам рассказал Марио Монти, президент Университета Боккони, Председатель Совета министров Италии (2011-2013).
О степени надежности евро, а также о преодолении глобальных финансовых проблем в интервью телеканалу "Россия 24" говорит президент Университета Боккони, пожизненный сенатор, бывший председатель Совета министров Италии Марио Монти.
Сеньор Монти, здравствуйте! Мой первый вопрос касается еврозоны. В недавнем своем выступлении вы сказали, что кризис евро – это не кризис евровалюты. Я бы хотел спросить, почему вы так думаете и был ли в истории европейского кризиса момент, когда риск развала еврозоны или выхода отдельных стран все-таки существовал?
Конечно, можно оценивать устойчивость валюты исходя из внутренней покупательской способности применительно к товарам и услугам и с точки зрения валютного курса. Ни по одному из этих двух критериев не наблюдалось ослабления евро. При этом верно, что в определенный момент назрели опасения относительно того, что отдельные страны могут быть вынуждены покинуть еврозону, в частности такие опасения в течение некоторого времени были актуальны в отношении Греции.
Эти опасения были во многом связаны с бюджетной ситуацией в еврозоне: в то время как для региона в целом она была лучше, чем в США, Великобритании или Японии, однако внутри региона было, и до сих пор есть, сильное расхождение между странами. На этом фоне рынки начали опасаться того, что какой-то стране придется покинуть еврозону. Но тем не менее стабильность европейской валюты не ставилась под сомнение.
Сейчас европейская экономика показывает признаки восстановления. Может ли как-то повлиять на ситуацию сворачивание стимулирующих мер ФРС США?
Реакция на финансовый кризис в еврозоне заставила многие страны применить ограничительные меры – меры жесткой экономии: Италия является одним из примеров таких стран. И это на какое-то время усугубило течение рецессии, и до сих пор это замедляет процесс восстановления экономики. Однако благодаря бюджетной консолидации и начатым структурным реформам восстановление экономики должно стать более устойчивым благодаря более твердым основам.
В то же время необходимо сделать еще больше на уровне ЕС для обеспечения политической программы, которая будет способствовать и поддерживать процесс восстановления экономики. В частности, можно расширять использование инвестиционных средств и инструментов Европейского инвестиционного банка (EIB), необходимо предпринимать скоординированные действия, направленные на поддержание экономического роста, на борьбу с безработицей среди молодежи. Кстати, такие меры уже согласованы и постепенно внедряются в жизнь.
Как вы относитесь к идее создания в Европе банковского союза? Можно ли вообще говорить, что для окончательного выхода из кризиса некоторым европейским странам, возможно, придется поделиться суверенитетом?
Что касается банковского союза, то до финансового кризиса такая идея выглядела совершенно нереальной, а сейчас политические и экономические умы считают эту меру необходимой для устойчивости еврозоны. Проект создания банковского союза есть, но трансформация проекта в конкретные решения пока еще не закончена.
Что касается вашего второго вопроса относительно необходимости для некоторых стран пожертвовать своим суверенитетом для роста, то он мне кажется очень интересным. И я на него отвечаю положительно. И вот почему: я считаю, например, что улучшение координации бюджетной политики европейских стран поможет европейской экономике, сделав ее работу более слаженной.
Но при этом, конечно, приоритет предоставления проектов национальных бюджетов на общеевропейский уровень вместо парламентов конкретных стран означает некоторый отказ от суверенитета. Но не стоит воспринимать это как полный отказ от суверенитета. Дело в том, что в процессе интеграции европейских рынков каждая страна понимает, что одностороннее использование своего теоретического суверенитета не может быть достаточно эффективным.
Вспомните хотя бы: двадцать лет назад даже при наличии монетарного суверенитета стран-членов все равно был один ведущий центробанк – это был немецкий центробанк, который откровенно доминировал. А сейчас есть единый Европейский центробанк для еврозоны, и это означает, что каждая отдельная страна обладает чуть меньшим личным суверенитетом в связи с отсутствием собственной национальной валюты, но при этом каждая страна является частью большого коллективного суверенитета.
Есть еще одна очень серьезная проблема с кредитованием реального сектора экономики. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы европейские банки начали кредитовать реальный сектор? Кстати, итальянские банки тут отличаются в выгодную сторону: у них с этим все в порядке. Но пока меры ЕЦБ сделали стабильным именно финансовый сектор, пока до реального сектора деньги не доходят. Почему?
"Практически ничего" – это сильное заявление. ЕЦБ смог обеспечить создание и управление единой валютой, которая считается такой же стабильной, какой в свое время была немецкая марка. Кроме того, регулятор помог Европе выйти из очень серьезного финансового кризиса в еврозоне. При этом на фоне финансового кризиса в еврозоне совершенно правильно говорить о сильном ослаблении, фрагментации и замедлении работы каналов перехода средств из денежной массы в сектор банковского кредитования реальной экономики.
Кроме того, инструменты и схемы оборота средств между ЕЦБ и различными банками в различных странах пока еще не отлажены полностью. В этой области довольно много технических дискуссий. И надо сказать, что это одна из приоритетных сфер для восстановления европейской экономики.
Беседу провел ведущий ТК "Россия-24" Алексей Бобровский.