ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Заманчивый кредит

Заманчивый кредит


13-01-2014, 22:41. Разместил: Moroz50

КОРОЛЕВА АННА

Коллаж © KM.RU

 

Россия выделит Украине 5 млрд в специальной валюте МВФ. Про обещанные Путиным 15 млрд долларов соседям можно забыть

 

«Обещать не значит жениться». Похоже, это золотое правило Россия активно использует не только во внутренней политике, но и во внешней. Так, обещанные Украине 15 миллиардов долларов, скорее всего, не будут предоставлены. Вместо них соседи получат кредит в специальных правах заимствования (SDR) в размере 5 миллиардов.
Кредит Украине в конце прошлого года пообещал глава российского государства Владимир Путин. На деньги, которые планировалось выделить из Фонда национального благосостояния, Минфин должен был приобрести украинские облигации. Многие эксперты тогда высказывали сомнения в возможности такой операции. Дело в том, что бумаги, которые можно приобретать на средства фонда, должны иметь рейтинг не ниже АА- от Fitch или Standard & Poor’s либо не ниже Аа3 от агентства Moody’s. Ведущие мировые рейтинговые агентства S&P и Fitch присвоили Украине рейтинг на уровне В- с негативным прогнозом, тогда как Moody’s вообще считает, что оценка кредитоспособности страны находится на «мусорной» отметке Саа1.
Впрочем, уже в конце года российские власти словно опомнились. Минфин ограничил вложения средств ФНБ в рисковые бумаги 10%. По состоянию на 1 декабря 2013 года объем фонда составлял 88,1 миллиарда долларов, а значит, потратить можно было никак не больше 9 миллиардов долларов. Кстати, российский Минфин в конце прошлого года все-таки приобрел украинских долговых бумаг на 3 миллиарда долларов. Облигации были размещены по английскому праву на Ирландской бирже под 5% годовых со сроком погашения в конце 2015 года. Таким образом, из возможных 9 миллиардов осталось выдать не более 6 миллиардов.
Как заверил глава финансового ведомства Антон Силуанов, на оставшуюся часть пойдут средства, не связанные с бюджетом. В частности, обсуждались кредиты в SDR или так называемых специальных правах заимствования. Это резервное и платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом. Курс SDR определяется на основе стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллара США, евро, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет. Курс SDR к доллару на 14 января составляет 1,5432. По данным ЦБ, на 1 декабря 2013 года Россия имела 8,73 миллиарда долларов на счете в SDR, то есть примерно 5,8 миллиарда SDR.
Источники газеты «Ведомости» из финансово-экономического блока сообщили, что 5 миллиардов SDR может пойти Украине. Правда, сумма еще может быть скорректирована.
О том, что кредит Украине может отказаться «нетрадиционным», еще в конце декабря 2013 года заявлял премьер-министр Дмитрий Медведев. «Могут быть другие ресурсы, которые мы сейчас обсуждаем. В том числе сейчас обсуждается кредит в форме SDR, который они (власти Украины. – Прим. КМ.RU) хотели бы получить по понятным причинам, потому что SDR – это, как известно, не только квазивалюта, которой можно рассчитываться с МВФ, но, в принципе, SDR можно продать», – сказал он. Между тем Россия ранее никогда не использовала SDR для помощи другим странам, отметил федеральный чиновник изданию. «Пока непонятно, как именно средства будут предоставлены Украине и как это отразится на позиции России в фонде», – заявил он, объяснив, что по правилам МВФ если на счете страны меньше SDR, чем должно быть по квоте, то с разницы нужно уплачивать в фонд проценты.
России, объясняет аналитик МФЦ Анна Линевская, с одной стороны, нужно хеджировать свои риски, связанные с невозвратом кредитных линий для Украины, и сделать это посредством косвенного участия МВФ проще всего. С другой стороны, Киев может легко потратить эти средства для погашения задолженности самому Фонду, что тоже неплохо: деньги не «проедят», а грамотно перенаправят. Кроме того, получится, что Москва четко следует своему обещанию помочь братской Украине, не тратя и объемы ФНБ. На текущий момент такой шаг представляется перспективным, хотя и необычным по международным меркам.
Предоставление кредита в SDR и в самом деле является нетрадиционным ходом, соглашается аналитик «Солид Менеджмент» Ирина Ступакова: всего в мире были совершены 32 подобные сделки. С одной стороны, данный маневр не навредит бюджету страны, однако, с другой стороны, позиция России в МВФ сильно опустится. К тому же такие крупные заимствования требуют сильных гарантий, которых пока нет: не решен опрос об интеграции РФ и Украины. Помимо данной меры, по бюджету России ударит и снижение цен для Украины на российский газ в полтора раза. Хотя, возможно, эта мера стимулирует Украину на большие покупки российского газа.
И действительно стимулирует: украинский «Нефтегаз» уже также сообщил, что в 2013 году из стран Европы в режиме реверсных поставок на Украину поступило около 2 миллиардов кубометров газа. Теперь же, поскольку цена газа, поступающего в страну из России, снижена до 268,5 доллара за 1000 кубометров, «Нефтегаз» намерен закупать природный газ только у ОАО «Газпром».
Для Украины эффект от российского кредитования остается крайне спорным. Совершенно понятно, что без структурных улучшений в экономике ситуацию в стране не спасти. Так, по данным украинского Минфина, за январь-ноябрь 2013 года дефицит бюджета этой страны достиг 46,5 миллиарда гривен, что примерно равно 5,6 миллиарда долларов, напоминает партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов. Так что полученная от РФ сумма позволяет закрыть практически все долги перед получателями бюджетных средств. Однако помимо разового решения этой финансовой проблемы Украине необходимо развивать собственную экономику и начать зарабатывать, для чего могут понадобиться значительно большие резервы, чем предлагает сейчас Россия.
Сейчас в украинской экономике отмечается серьезный спад: сокращается собственное производство, падает уровень накоплений и экспорта, замедляется экономический рост. При этом с 2010 года сохраняется устойчивое соотношение между размерами внешнего государственного долга и объемами ВВП в пределах 25-29%, что само по себе характеризует финансовое состояние Украины как достаточно платежеспособной страны. Но одновременно с этим сокращались золотовалютные резервы страны, и если в 2010 году долг обеспечивался ими практически полностью, то к сегодняшнему дню он обеспечен только наполовину.
И предложение России о предоставлении займа в SDR увеличит госдолг на 15%, указывает Сергей Варламов, но и валютные запасы страны при этом также увеличатся, примерно на 25%. Это в целом может даже немного улучшить финансовые характеристики, поднимая обеспеченность госдолга до 60%. Истощенная экономика получает ресурсы из-за рубежа, но для того, чтобы вернуть их и крепко встать на ноги, может понадобиться новое экономическое чудо. Без новых шагов к повышению эффективности национальной экономики Украина окажется в экономической зависимости от России, что может иметь и политические последствия.
И в самом деле, для Украины, которая имеет значительный долг перед МВФ, такой кредит будет хорошей помощью и определенно необходимыми средствами, полагает эксперт проекта «Общественная Дума» Денис Рассомахин. Но этих средств определенно не хватит для решения имеющихся проблем (большой дефицит бюджета, значительные уже имеющиеся кредитные обязательства, упадок экономики, социальные расходы) и станет только временным облегчением ситуации. Так, большая часть ранее полученных от размещения облигаций 3 миллиардов долларов ушла на важнейшие социальные выплаты. При этом для Украины полученный кредит означает не только финансовую помощь (краткосрочную), но и серьезные дальнейшие обязательства. Получение помощи от России говорит о потеплении в украинско-российских отношениях, хотя все равно непонятно, почему РФ планирует предоставить кредит именно в SDR, рискуя при этом всеми наличными ресурсами, которые сконцентрированы в МВФ.
Так что стоит ожидать, что дополнительные кредиты понадобятся Украине уже в скором будущем, поскольку нужно реанимировать промышленность в стране и устранять кассовый разрыв. При этом, уверен эксперт, ситуация с новым кредитом при нынешних обстоятельствах означает, что эти деньги, скорее всего, уйдут на оплату старых кредитов, то есть, по сути, это пролонгация имеющихся займов, просто поменяется кредитор. А значит, Украина так и продолжит увязать в долгах, которые в любом случае нужно будет отдавать, а конкретные источники возвращения средств пока неизвестны и очень пространственны.

Вернуться назад