ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Русский жидкий газ и европейский провал. Основные события и тенденции энергетических рынков в 2013 году

Русский жидкий газ и европейский провал. Основные события и тенденции энергетических рынков в 2013 году


4-01-2014, 11:14. Разместил: Moroz50

фото

 

 

Российский экспорт СПГ

В России событием ушедшего года, безусловно, стало развитие проектов по экспорту сжиженного природного газа (СПГ) и допуск на этот рынок двух независимых производителей — «Новатэка» (ему подконтролен «Ямал СПГ») и «Роснефти» (будущий завод на Сахалине). В конце декабря по «Ямал СПГ» было принято окончательное инвестиционное решение. Пока плановые даты запуска следующие: «Ямал СПГ» — 2017 год, «Роснефть» — 1 квартал 2018 года, «Владивосток СПГ» — газпромовский проект — 2018 год. Кроме того, есть у «Газпрома» в плане ещё и «Балтийский СПГ» на 10 млн тонн, но пока про него конкретики остаётся маловато.

В конце декабря стало известно о возможном строительстве «Ямал СПГ-2» на 15,5 млн тонн — такой же по мощности, как «Ямал СПГ». Но это уже на совсем далёкую перспективу. В то же время частный проект «Печора СПГ» в результате не попал под условия либерализации экспорта и остался «за бортом». Возможен его выкуп кем-то из «большой тройки». Несмотря на принятие закона об экспорте СПГ, интриги здесь остаются.

«Большая тройка»

В первую очередь интриги остаются благодаря либерализации СПГ-экспорта. Стало очевидным формирование «большой тройки» российского нефтегаза: «Газпрома», «Роснефти» и «Новатэка» (хотя, конечно, его масштабы значительно меньше, чем у двух основных «гигантов»). Тем не менее все три компании уже успешно конкурируют как за активы, так и за потребителей. Особенно это стало заметно в газовой сфере. «Роснефть» в этом году усилила свои позиции на газовом рынке, приобретя независимого газодобытчика «Итера». В свою очередь, «Газпром» через «Газпромнефть» является и игроком на нефтяном рынке. Но если биржевая торговля на нефтяном внутреннем рынке уже существует, а транспортировкой занимается независимый оператор «Транснефть», то с газом пока очень многое находится под контролем «Газпрома». Но на 2014 год запланирован запуск биржевой торговли газом. Кроме того, со стороны независимых производителей газа мы уже можем наблюдать давление на «Газпром» по вопросам более прозрачной ценовой политики в отношении транспортировки «чужого» газа.

Что с СПГ в мире

В мировой энергетике основной интерес тоже связан с развитием новых СПГ-проектов. Спрос на СПГ будет быстро расти. Предложение тоже. Планов по строительству новых заводов — множество, если все они будут реализованы, то предложение даже превысит спрос. Но вот будут ли, и если да, то какова окажется цена газа? Именно вокруг этих вопросов и крутится обсуждение.

США. По большому счёту ситуация с перспективами экспорта СПГ за прошедший год яснее не стала. Т.е. по-прежнему строится единственное производство, запуск которого запланирован на 2015 год. Правда, «промежуточное» разрешение на экспорт (его выдаёт Минэнерго) получили ещё 4 производства. Основная интрига следующего года — получит ли кто-то из этих проектов окончательное разрешение.

В Канаде несколько СПГ-проектов получили разрешение на экспорт, но окончательное инвестиционное решение пока не принято ни по одному из них.

В Австралии строится сразу 7 заводов, но для части из них (тех, где в качестве сырья будет использоваться «нетрадиционный» газ) возникли проблемы с ресурсной базой. Это, в свою очередь, ставит под вопрос и сроки запуска строящихся заводов, и дальнейшие планы по расширению производств.

Ещё одна группа запасов, которой мы пока не уделяли особого внимания — это разработка шельфа Восточной Африки (Танзания, Мозамбик). Здесь первый СПГ обещают уже к 2018 году, но окажется неудивительным, если сроки будут сдвинуты. Кроме того, газ получается очень дорогой. Он точно не сможет продаваться в Европе (так как цены здесь ниже себестоимости) и с минимальной наценкой будет экспортироваться в Азию. Поэтому компании очень осторожно относятся к запуску этих проектов.

Не появилась определённость и по стратегии «монетизации» газа Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр). Скорее всего, здесь будет завод СПГ, ориентированный на АТР, но возможны и варианты экспорта в Европу.

Азербайджанский газ на пути в Европу

В конце декабря было принято окончательное инвестиционное решение о разработке второй стадии азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах-Дениз. Из 16 млрд кубометров в год (когда добыча выйдет на максимум) 6 млрд пойдёт в Турцию, а 10 — в Европу. Появится в ЕС этот газ в районе 2020 года.

Кроме того, выбран европейский маршрут доставки газа — газопровод TAP, по которому основная часть газа пойдёт в Италию, а небольшие объёмы «по дороге» будут отгружаться в Болгарию и Грецию.

Готовили и согласовывали «Шах-Дениз-2» долго, так как проект очень дорогой. Проект политический и планировался как «избавление» от российской газовой зависимости. Европейцы даже нарушили для этого собственные правила газового рынка. Но объёмы невелики, а дешёвого газа не получится — и продаваться он будет в основном с нефтяной ценовой привязкой.

Европа

На таком фоне — неопределённость предложения на рынке СПГ-проектов, фактический провал «Южного коридора» (ведь ни туркменский, ни тем более иранский газ в ЕС не пошёл), падение собственной добычи — Европе приходится вырабатывать энергетическую стратегию. Добавим сюда ещё неудачи сланцевой добычи в Польше. Сейчас — ждём новостей из Великобритании, которая плотно взялась за свой сланец, — но быстрого прогресса там не ждут даже британские же специалисты.

Предполагаем, что Европа надеется на достаточно масштабный американский экспорт СПГ. Это единственное, что может сейчас решить её проблемы. Только этим можно объяснить то колоссальное противодействие, с которым сталкиваются в ЕС газпромовские проекты — в первую очередь речь о «Северном» (загружен на половину) и «Южном» (новый конфликт разворачивается сейчас) потоках.

Испания, Великобритания и некоторые другие страны стараются по максимуму использовать ветроэнергетику, но непостоянство этого источника в любом случае вынуждает держать про запас базовую генерацию — ТЭС, АЭС или ГЭС.

Мирный русский атом

Великобритании в этом смысле особенно сложно — она ведь на острове, и хотя газопровод с континентом есть, мощности его ограничены, а новая ветка российского «Северного потока» до острова — пока так и остаётся в проекте. Собственная газодобыча падает, поэтому принято решение сделать ставку на возрождение атомной энергетики, правда, строить АЭС будут компании иностранные. Этот сюжет «Однако» подробно освещал. Возможно, найдётся место и «Росатому».

Но и без Великобритании российским атомщикам есть где поработать. Начинается строительство АЭС «Аккую» в Турции, далее ещё несколько проектов, в планах — ЮАР.

Остаётся неясным окончательно решение Японии по ядерному вопросу. Хотя самой стране обойтись без атомной энергетики будет объективно трудно, если такое решение всё же будет принято, это поддержит мировые цены на газ.

Китай

Развивает свою атомную программу и Китай, но хотя рост мощностей здесь намечен в разы, «атом» всё равно будет занимать небольшую долю в общем китайском спросе на энергию. В 2013 году стало ясно, что начался долгожданный переход от угля в пользу газа, по крайней мере, в крупных городах — в первую очередь из-за смога. Ещё недавно активно обсуждаемая сланцевая добыча в Китае пока буксует. А значит — остаются импортные поставки газа, в том числе и российского.

Подписание окончательного договора по цене будущих трубопроводных поставок ожидается в феврале, хотя может и сдвинуться — ведь оно уже откладывалось несколько раз до этого. Но в результате — разработка Чаянды (Якутия) и строительство «Силы Сибири» отсутствуют в инвестпрограмме «Газпрома» на 2014 год. Кроме того, как стало известно, в Китай «по трубе» пойдёт не только газ из Якутии (Чаянда), но и с Сахалина.

Говоря об итогах года, нельзя не упомянуть «газовые» договорённости по Украине (скидка в цене с 400 до 260 долларов за тысячу кубометров), но тут всё совсем недавно обсуждалось. А также напомнить про планы по развитию российского рынка газомоторного топлива. То есть перевод автомобильного и другого транспорта на газ. Это позволит высвободить для экспорта более дорогую и удобную в транспортировке нефть, с самой добычей которой уже всё не так хорошо, как с газом.


Вернуться назад