ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Офшорный «Совкомфлот», или Кое-что новое об экономическом блоке правительства
Офшорный «Совкомфлот», или Кое-что новое об экономическом блоке правительства25-12-2013, 15:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Не успели просохнуть чернила у президентских спичрайтеров, готовивших Владимиру Владимировичу Послание Федеральному собранию, — как заговорил «экономический блок правительства». И как, простите, заговорил. На какую тему. Оно понятно, что самым болезненным из всех вопросов для «либерал-экономистов» окажется довольно жёстко прописанный в «экономической части послания» вопрос о деофшоризации российской экономики. Потому как это более чем реальная и понятная всем проблема, которую надо безусловно решать, хоть и не хочется. Да и «общемировой тренд» налицо: с офшорами сейчас стараются бороться не только в России. Короче, — надо, да. Но «фронда» там сейчас, простите, всё равно набухает побольше, чем на любой Болотной площади. И если в Минфине хотя бы пытаются хоть как-то политес соблюсти (министр Силуанов —дисциплинированно «приветствовал»), пытаясь извернуться на последующей «реализации» (так, тот же Силуанов чуть позже сходу отверг предложенную Сечиным схему с элементарным расторжением с оффшорными территориями соглашений об избежании двойного налогообложения), то в Минэкономики сразу же перешли в наступление: как выясняется из слов замруководителя ведомства Андрея Клепача, — «борьба с офшорами» очень сильно ударит по российской экономике вообще, и по стопроцентно государственной (это важно!) компании ОАО «Совкомфлот» в частности. Вот так прямо и сказал, цитирую дословно: «В связи с борьбой с офшорами мы можем, на мой взгляд, развалить всю экономику «Совкомфлота», поэтому надо серьезно продумать, как стимулировать, в том числе через Российский морской регистр, переход судов под российский флаг» (с). Чего, безусловно, — в смысле «развала» — не хотелось бы. Ну, что же делать, — вот с него тогда, родимого, — и начнем. Итак. Для начала, — что такое ОАО «Совкомфлот»: это реально на сегодняшний день одна из крупнейших танкерных компаний мира, прекрасно (кроме шуток!) управляемая и динамично развивающаяся. Один из крупнейших перевозчиков в мире: на начало 2013 года — 158 судов общим дедвейтом 12,3 млн. тонн. Средний возраст судов — восемь лет (среднемировой показатель — 12 лет). Только в январе текущего года в строй вступили новый танкер типа «Panamax» «Анатолий Колодкин» и балкер «НС Якутия». Инвестиции, понятное дело, — либо прямые государственные, либо — под госгарантии (что, как бы ни поджимали губки «экономисты-рыночники», то же самое, только в профиль). И для того, чтобы этой госкомпании и дальше успешно развиваться, ей по-прежнему выгодно, чтобы её флот плавал под всеми флагами от либерийского до кипрского, но крайне желательно, чтобы, так сказать, — мимо российского. Налоги, знаете ли. Нехорошо. Короче: трудно спорить с замминистра — гробить такое замечательное предприятие, да ещё со стопроцентной госсобственностью — как-то, вроде бы и не очень-то и хотелось. Но ведь есть и еще одна «невидимая рука», — только уже не «общечеловеческого рынка», а вполне себе реального государственного хозяина: главного, простите, и единственного акционера. И этот хозяин вполне вправе поинтересоваться (как это регулярно делает мой собственный финансовый директор во время еженедельной вздрючки отдела, допустим, маркетинга): «всё это хорошо, но деньги-то в лавке где?!» (с). Нет, я понимаю, что вопрос с точки зрения «рыночников» крайне неприличный, но ответ-то на него всё-таки необходим. И вот тут есть одна действительно серьезная проблема: ОАО «Совкомфлот» — реально современная компания. И, соответственно, свою финансовую отчётность вполне себе открыто публикует: можно ознакомиться. И — не только замминистра, но и нам с вами. Итак: за 2012 год «Совкомфлот» выплатил государству дивиденды на сумму аж 300 млн. рублей. Серьезная сумма. Такую приблизительно сумму налогов платит средний столичный супермаркет после того, как «уклонится» от всего, от чего только может и не может. Хотя, справедливости ради, — он и не на государевой службе, не является одной из крупнейших в мире танкерных компаний и вообще — любой качки опасается. Возможно — это просто в государственных интересах — не получать сейчас дивиденды, отправляя средства «на развитие». Но тут для любого более-менее толкового бухгалтера средней руки есть еще один замечательный инструмент, именуется «выручка», и вы не поверите, её «Совкомфлот» тоже публикует. И «выручка» «Совкомфлота», согласно опубликованному отчёту за первое полугодие текущего хозяйственного года составляет … чуть больше миллиарда рублей. Гкхм. Не знаю, как у вас, но у меня снова возникает сравнение со средней руки столичным супермаркетом. Ибо на прямой вопрос «какой нужен временной интервал для получения подобного рода выручки организацией, аналогичной «Совкомфлоту», — любой эксперт вам не задумываясь скажет: не более 10 банковских дней». Две недели, если по-простому. И, если у вас неожиданно возникнет вопрос «отчего так», то я вам скажу: что бы вам там не говорил замминистра экономразвития про «морское право» и про «выгоду других флагов», «для получения которых надо использовать офшоры», — причина тут вовсе не в судах. Не в танкерах, не в балкерах, а совершенно в других организациях, которые ни под каким флагом вообще не плавают и даже не собираются. Более того, — эти организации и не очень-то подпадают под таинственное «морское право»: одна из «дочек» «Совкомфлота» ведёт у него бухгалтерский учёт и служит платежным центром, другая контролирует найм экипажей и отвечает за судостроение. И я тут не знаю, под каким флагом они, эти «дочки» плавают, но обе — зарегистрированы на Кипре. Такие, простите, дела.
Вернуться назад |