ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Газовый Северный Путь: что мы знаем о проекте «Ямал СПГ»
Газовый Северный Путь: что мы знаем о проекте «Ямал СПГ»23-12-2013, 14:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
На прошлой неделе было принято окончательное инвестиционное решение по проекту «Ямал СПГ», который предусматривает сжижение газа с Южно-Тамбейского месторождения на Ямале. Первая линия будет запущена уже в 2017 году, но на полную мощность производство выйдет несколько позже (предполагается три линии по 5,5 млн тонн СПГ каждая, всего 16,5 млн тонн). Это — пока наиболее интересный СПГ-проект в России. И по «пёстрому» составу участников, и по географии поставок и оптимизации маршрутов доставки (в т.ч. с использованием Северного морского пути), и по технологиям работы в сложных климатических условиях. О «Ямал СПГ» мы уже неоднократно упоминали в наших публикациях, но сейчас предлагаем обзорный материал по основным параметрам проекта. ЗатратыИтак, основное — это затраты. Вместе с принятием инвестиционного решения были обнародованы и затраты на проект: 26,7 млрд долларов. Здесь — небольшое превышение ранее делавшихся оценок, которые составляли 20 млрд долларов. В расчёте на единицу мощности (26,7/16,5) получается около 1600 долларов на тонну. Для сравнения: недавние оценки строительства «Владивосток СПГ» — 1350 долларов за тонну. Но напрямую сравнивать эти данные нельзя. Для «Владивосток СПГ» эта цифра — только стоимость завода по сжижению. В случае же «Ямал СПГ» на эти затраты приходится и собственно разработка месторождений и транспортировка газа от месторождения до завода по сжижению. Правда, сами запасы очень качественные, а транспортное плечо небольшое. Поэтому доля капитальных расходов именно на добычу невелика. Тем не менее, и здесь есть расходы — Ямал есть Ямал. Небольшой запас прочности по росту затрат ещё остаётся. Но сам по себе проект сложный, достаточно успешная экономика связана с тем, что помогло государство, — это освобождение от экспортной пошлины и НДПИ на длительный срок. А кроме того, часть инфраструктурных затрат на строительство порта Сабетта финансируется за госсчёт. Логика такой поддержки понятная — интенсифицировать движение по Северному морскому пути, «застолбить» арктические регионы. Кроме того, «Ямал СПГ» — фактически пионерский проект по сжижению и транспортировке газа в подобных климатических условиях. УчастникиВ настоящее время 80% «Ямал СПГ» принадлежит российскому «Новатэку», 20% — французской Total. Со дня на день ожидается завершение сделки по продаже ещё 20% акций компании из пакета «Новатэка» китайской CNPC. Так что после решения всех формальностей состав акционеров будет следующий: 60% «Новатэк», 20% Total, 20% CNPC. «Новатэк» планирует сохранить за собой контрольный пакет (50% + 1 акция), а остающиеся почти 10% продать иностранным инвесторам. На покупку претендуют японские и индийские компании. Точки назначения и маршрутыСостав участников интересен и потому, что позволяет получить хотя бы общее представление, куда пойдёт газ с Ямала, когда будет запущены все три линии. Ранее представители «Ямал СПГ» сообщали, что уже заключены контракты на 70% объёмов. Но во многом это формальность: ещё в мае стало известно, что договора подписаны «сами с собой» — с трейдинговыми подразделениями «Новатэка» и Total. В подробностях сейчас известно о двух контрактах: с испанской Gas Natural Fenosa — на 2,5 млн тонн в год, и с китайской CNPC (она же — и акционер «Ямал СПГ) — на 3 млн тонн в год. Как нетрудно заметить, эти объёмы полностью соответствуют мощности первой линии завода по сжижению. Но не исключено, что согласно условиям договоров в первые годы работы будет поставляться меньший объём газа, а потому и на экспорт с первой линии появятся новые контракты. Так или иначе, как минимум половина СПГ пойдёт в Азию, а наиболее актуальный вопрос здесь — пути доставки. На летний период — это будет Северный морской путь (СМП). На зимний период — стандартный маршрут через Суэцкий канал. Упрощённая схема представлена ниже: Почему упрощённая? В первую очередь потому, что транспортировка СПГ на азиатские рынки будет выглядеть ещё более сложно. Она предполагает перевалку грузов на маршруте (точно — в случае маршрута через Суэцкий канал, а возможно — и для маршрута по СМП). Сначала СПГ-танкеры арктического класса перевозят сжиженный газ по участку маршрута со сложной ледовой обстановкой. Когда льды заканчиваются, СПГ переваливается в «обычные» газовозы, где и продолжает свой путь. Это позволяет сэкономить на расходах, не используя дорогостоящие в строительстве и эксплуатации танкеры ледового класса в тёплых морях. Сейчас идёт выбор СПГ-терминала в северо-западной Европе (это может быть нидерландский GATE, французский Monitor или строящийся французско-бельгийский Dunkirk), где такая перевалка могла бы осуществляться. Официальные сообщения говорят о необходимости заказа «до 16 танкеров ледового класса Arc7». Но подробности логистики пока остаются неизвестными, а строительство газовозов ещё не начиналось. Напомним, что сейчас идёт переговорный процесс между корейскими верфями (мировыми лидерами в области строительства газовозов) и российскими судостроителями. Часть газовозов будет построена в Корее, в обмен судостроительные компании этой страны передадут нам технологии строительства, а возможно, будут созданы и совместные предприятия на базе российских судостроительных мощностей. В свою очередь, наши компании могут поучаствовать в приватизации госпакета крупного корейского судостроителя Daewoo Shipbuilding. Детали переговорного процесса по-прежнему остаются неизвестными. Ещё в сентябре мы отмечали, что времени остаётся немного. С тех пор — подвижек в этой области практически нет. Поэтому, как представляется, конкретика появится совсем скоро. Себестоимость и ценыТеперь, вкратце разобрав специфику транспортировки, вернёмся к себестоимости и ценам. Если капзатраты на «Ямал СПГ» не будут расти дальше, то точка безубыточности для СПГ с Ямала составит 8,2 долл. за млн БТЕ. Неясно, учитывают представленные оценки доставку, и если да, то для какого рынка. Скорей всего — речь идёт о европейском рынке. Ведь по данным исследования Энергетического центра МШУ «Сколково» («Развитие мирового рынка СПГ», датировано маем 2013 года), газ с «Ямал СПГ» может быть конкурентоспособен при цене в 8 долларов за млн БТЕ на европейском рынке и чуть больше 10 долл. за млн БТЕ на азиатском рынке. Последняя цифра вызывает некоторые вопросы — скорей всего с доставкой в Азию цена получится несколько выше. Но даже если добавить к этой себестоимости, скажем, 2 долл. за млн БТЕ, то производство газа на «Ямал СПГ» по-прежнему остаётся рентабельным. А что в контрактах? Сначала про европейский контракт. В упомянутом выше контракте с испанской Gas Natural Fenosa применено смешанное ценообразование: стоимость привязана к цене на британском газовом хабе NBP и к нефтяным котировкам с коэффициентом 0,12. То есть при цене нефти в 100 долл. за баррель цена СПГ составит 12 долл. за млн БТЕ. А цена газа на хабе NBP — это 10–11 долл. за млн БТЕ. Получается, что стоимость ямальского газа по этому контракту в нынешних ценах будет составлять не менее 11 долл. за млн БТЕ. Второй контракт — с CNPC. Тут известно, что цена СПГ привязана к нефти с коэффициентом 0,122 (то есть цена будет в любом случае не менее 12,2 долл. за млн БТЕ при нефтяных котировках 100 долл. за баррель) + фиксированный коэффициент (фактически он отражает расходы на доставку, но он неизвестен). Напомним, что прогнозный уровень цены СПГ на ближайшие годы на азиатском рынке по долгосрочным контактам (с Катаром, Австралией и другими производителями) — около 15 долл. за млн БТЕ. Но повторимся, пока некоторая неопределённость с затратами на транспортировку сохраняется. Дополнительно удорожает доставку ледокольная проводка судов, необходимость в которой будет периодически возникать. Почему мы уделили достаточно много внимания соотношению себестоимости газа, контрактных цен и рыночных цен вообще? У «Ямал СПГ» есть и критики. Причём критикуют проект с противоположных позиций: кто-то говорит, что государство предоставило излишние льготы, фактически ничего не получая в виде природной ренты. Напротив, кто-то предполагает, что себестоимость может выйти за границы конкурентоспособности. И состоится ли проект, не придётся ли государству брать на себя дополнительные обязательства по поддержке? Пока всё говорит о том, что запас прочности есть. Но, как во всех сложных проектах, могут появиться и непредвиденные расходы. Вернуться назад |