ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > "Кровавая пятница" – массовый отзыв лицензий Центробанком
"Кровавая пятница" – массовый отзыв лицензий Центробанком17-12-2013, 13:51. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
В чистке банковской системы России, затеянной новым руководителем Центробанка Эльвирой Набиуллиной, есть один позитивный момент – чистка авгиевых конюшен в российской банковской системе не остановилась на МДМ-Банке и Банке Пушкино и продолжилась с не меньшим энтузиазмом. 13 декабря 2013г. останется в памяти банкиров как "кровавая пятница" - Центральный банк России отозвал лицензии на осуществление банковской деятельности сразу у трех банков. Под удар регулятора попали Инвестиционный банк, Банк проектного финансирования и Банк Смоленский. Видимо, Эльвира Набиуллина решила стать главной медийной фигурой уходящего года и после ухода Степашина из Счетной Палаты получить лавры главного борца с "теневой экономикой" и незаконной предпринимательской деятельностью. Радует только одно - Набиуллина не прогнулась под давлением пресловутого "бизнес-сообщества", которое настоятельно рекомендовало ЦБ РФ не нагнетать панику и даже требовало прекратить процесс массового отзыва лицензий у банков. Якобы, это портит и без того подмоченный инвестиционный климат. Показателен ультиматум бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который призвал Центральный банк ни много ни мало закрыть глаза на банковскую коррупцию и незаконную банковскую деятельность (т.е. не исполнять свои служебные обязанности), так как это, якобы, может спровоцировать ухудшение делового климата и вызвать банкротство мелких банков и их клиентов. Другими словами, даже борьба с теневым банковским сектором и криминальными операциями на уровне второго и третьего эшелонов (под удар попали банки средней величины, замыкающие 50-100 крупнейших кредитных организаций), может спровоцировать паралич всей финансовой системы, а также кризис в платёжно-расчётной системе. Притом что в ЦБ РФ не рискнули копнуть несколько глубже – пока что регулятор не предъявил претензии крупнейшим частным и государственным банкам, которые, судя по информации в СМИ, и являются крупнейшими бенефициарами и действующими лицами на рынке оказания незаконных банковских услуг. Совершенно очевидно, что без поддержки и покровительства со стороны высокопоставленных чиновников, без лоббистов в Госдуме и Совете Федерации, без попустительства правоохранительных органов и покровительства отдельных сотрудников Центрального банка, исполняющего функции банковского регулирования и надзора, рынок незаконных банковских операций и "обналичивания" преступных доходов существовать не может. Слишком велики масштабы банковской коррупции (порядка 3-5 трлн руб.), чтобы он мог существовать в безвоздушном пространстве и не привлекал к себе внимание регулятора и силовых ведомств. С этой точки зрения новому руководству Центробанка было бы полезно поискать "пятую колонну" в своих рядах и провести чистку рядов от "оборотней в погонах" – уж слишком велики масштабы теневого банкинга в России, чтобы он мог существовать без покровителей в ЦБ РФ. Банковская коррупция – фундамент всей коррупционной вертикали Мы очень много и по делу говорим о коррупции на уровне органов государственной власти, в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти, в системе Гособоронзаказа и при осуществлении государственных закупок. Однако в большинстве случаев умалчивается ключевой элемент всей коррупционной пирамиды, без которой немыслимо осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Речь идёт о банковской коррупции – именно банки и прочие финансовые институты в условиях финансовой глобализации, автоматизации расчётов и развития безналичных платежей становятся основным элементом инфраструктуры теневой экономики. Без их посредничества в принципе немыслимы ни легализация преступных доходов, ни отмывание криминальных активов, ни обналичивание, ни незаконный вывоз за рубеж и в оффшорные юрисдикции неправедно нажитых капиталов. В условиях финансовой глобализации, информатизации общества, развития финансовых услуг и возрастающей роли безналичных расчётов банковские институты становятся краеугольным камнем всей коррупционной вертикали и теневой экономики. Однако СМИ и экономический мейнстрим стараются закрыть на это глаза, создавая из банкиров образ респектабельных и добропорядочных бизнесменов, ставших жертвами нечистоплотных бизнесменов, коррупционеров и криминальных структур. Тогда как многие банки уже давно в качестве основного источника своих доходов имеют совершение незаконных операций на финансовом рынке и деятельность, связанную с обслуживанием "серой" и "чёрной" экономики. Напомним, что масштабы воровства только в бюджетной системе достигают 3-5 трлн руб. в год. В целом же, масштабы теневого сектора российской экономики превышают планку в 15% ВВП только по официальным оценкам Росстата – это эквивалентно 6-9 трлн руб. По оценкам экспертов, без малого 50-60% всех зарегистрированных в России юридических лиц стабильно нарушают действующее законодательство: налоговое, таможенное, валютное и т.д. Тем не менее, по отношению к ЦБ РФ остаётся целый список вопросов и претензий. Во-первых, совершенно не понятно, чем занимался Центробанк до прихода Набиуллиной? В течение 12 лет при Сергее Игнатьеве, судя по всему, Центробанк не просто сквозь пальцы смотрел на превращение банков в "прачечные" и закрывал глаза на незаконную банковскую деятельность, но и сам руками своих отдельно взятых сотрудников способствовал этому и "крышевал" криминальные банковские операции. Во-вторых, никто из высокопоставленных сотрудников Центрального банка и правоохранительных органов (ФСБ, МВД и т.д.) не был привлечен к ответственности. А ведь без их поддержки и покровительства не мог бы существовать рынок "черной" "обналички" в размере 3-4 трлн руб. и финансовые организации не могли бы только официально незаконным образом вывозить за рубеж порядка 1,7-1,8 трлн руб. ежегодно. В-третьих, видимо, как всегда, торжествует принцип приватизации прибылей и национализации убытков. За халатность чиновников и нечистоплотность банкиров заплатят из своего кармана рядовые граждане с банковскими вкладами в сумме более 700 тыс. руб., а также предприниматели, которые находились на расчетно-кассовом обслуживании и держали свои средства на счетах в банках, лишившихся своей лицензии. Более того, в случае продолжения зачистки банковского сектора от "отмывочных" псевдо-банков, велика вероятность того, что средств АСВ не хватит (менее 195 млрд руб.) и якобы "неэффективное" государство будет в очередной раз (как и в 2009г.) спасать якобы "эффективных" частных собственников и пострадавших от их афер граждан. И, тем не менее, действия Набиуллиной по отзыву лицензий у банков-прачечных вызывают одобрение – уже давно пора начать очищение банковской системы России от тех кредитных учреждений, которые вместо кредитования реального сектора экономики, трансформирования сбережений в производительные инвестиции (не путать со спекулятивными вложениями в ценные бумаги, объём которых в 8-10 раз превышает объём нефинансовых инвестиций), финансирования расширенного занимаются легализацией преступных доходов, отмыванием криминальных активов и незаконным вывозом капитала за рубеж. Пятница,13 – решили обойтись "малой кровью"? Однако, как это обычно и бывает в современной России, действия ЦБ РФ носят несистемный и некомплексный характер, а под удар попали средние и мелкие банки второго и третьего эшелона. Тогда как крупные банки (в том числе принадлежащие государству), являющиеся основными звеньями вертикали банковской коррупции и крупнейшими "отмывочными конторами", чудесным образом не попали под прицел Центрального банка. Видимо, принято решение обойтись малой кровью и не наступить на карман основным игрокам теневого и откровенно криминального банковского мира, обладающим поддержкой в самых высоких эшелонах власти. Видимо, в регуляторе "тренируются на кошках" – борются с банковской коррупцией такими методами, чтобы никто из системно значимых игроков не пострадал. И не стоит исключать вариант передела рынка – своего рода подковёрной борьбы по переделу сфер влияния в сфере незаконных банковских операций. Есть вероятность того, что банки, у которых были отозваны лицензии, стали жертвами недобросовестной конкуренции и разборок в теневом секторе банковского рынка – их просто-напросто "заказали" более крупные и влиятельные конкуренты, обладающие большей поддержкой в высоких коридорах власти. И, все же, возникает ощущение, что Эльвира Набиуллина заручилась поддержкой в самом "верху". По крайней мере, хочется на это надеяться – без отмашки сверху и политической воли навести хоть какой-то порядок в банковском секторе невозможно перекрыть ни один более-менее серьёзный канал "обналички" и легализации преступных доходов. В противном случае, сложно представить, чтобы кто-то даже в Центральном банке России, основном органе банковского регулирования и надзора, рискнул бросить вывоз не просто отдельно взятым "банкам-прачечным", а целой системе, в которую вовлечены, судя по имеющейся в СМИ информации, представители самого ЦБ РФ, правоохранительных органов и весьма крупный капитал. Достаточно вспомнить пресловутые письма-откровения Френкеля, осуждённого за организацию убийства зампреда Центробанка Андрея Козлова, а также публичные лекции олигарха Александра Лебедева, посвящённые коррупции и воровству в Центральном банке России, а также "крышеванию" банковской коррупции и криминальных операций на финансовом рынке со стороны сотрудников Центробанка и правоохранительных органов. Показательно, что Центробанк принялся "закручивать гайки" с редким энтузиазмом – на днях был расширен список так называемых системно значимых банков, которые будут находиться под постоянным и пристальным контролем ЦБ РФ, с 20 до 50 финансовых организаций. По словам заместителя председателя ЦБ Михаила Сухова, расширить список в ЦБ решили, чтобы в него попали банки, контролирующие 80% всех активов банковского сектора, а не 75%, как планировалось раньше. В частности, в обновленный список должны попасть такие финансовые организации как Связь-банк, "Глобэкс", "Зенит", "Возрождение", МТС-банк и другие. Одновременно с этим, Центробанк вводит институт уполномоченных представителей во всех коммерческих банках, чьи активы превышают 50 млрд руб., а на счетах лежит не менее 10 млрд руб. средств граждан. Необходимо понимать, что уже сегодня можно смело закрывать 80-85% банковских учреждений – из без малого 936 кредитных организаций уже сегодня можно смело и практически без всяких существенных последствий постепенно и плавно закрывать 750-800 учреждений. Согласно официальным данным Центрального банка России, по состоянию на конец октября 2013г. на долю 5 крупнейших кредитных организаций приходилось порядка 51,2% всех активов банковской системы – 27,8 из 54,4 трлн руб. соответственно. На долю следующих 15 учреждений – ещё 10,3 трлн руб. (18,9% суммарных активов). В целом же, на долю 50 крупнейших кредитных институтов в России приходится не менее 44,3 трлн руб. или 81,7% суммарных активов. Если прибавить к ним следующие 150 учреждений, то суммарный размер их активов составит 51,3 трлн руб. – 94,4% всех активов российской банковской системы. На оставшиеся 736 банков и кредитных учреждений приходится всего лишь 5% совокупных активов, что едва превышает 3 трлн руб. Однако именно мелкие региональные и муниципальные банки, практически никоим образом не связанные с реальной банковской деятельностью и кредитно-депозитными операциями, зачастую являются "фирмами-однодневками" и откровенными "прачечными". Их создают все, кому не лень – от представителей этнической мафии и организованной преступности до местечковых коррумпированных чиновников, сотрудников правоохранительной системы и нечистых на руку бизнесменов. Да, безусловно, предпринятые Центробанком шаги правильные и необходимые – без них российская банковская система продолжит оставаться "тришкиным кафтаном", на спасение которого государство и АСВ будут вынуждено постоянно тратить сотни миллиардов рублей ежегодно. Однако необходимо ставить вопрос шире – борьба с банковской коррупцией возможна исключительно при условии реальной борьбы с коррупцией на системном уровне на всех уровнях государственной власти, при решительном отказе от колониальных догм "Вашингтонского консенсуса", ужесточении капитального режима, а также в случае реальной деоффшоризации экономики и преодолении деиндустриализации и дезинтеграции народного хозяйства. Пока что мы видим лишь отдельно взятые, неструктурированные, выдернутые из контекста разрозненные решения, которые способны на время снять проявление негативных симптомов, но не способны решить поставленной задачи. Нельзя бороться с раковым заболеванием или гепатитом выдавливанием прыщей и укладкой волос – необходимо поставить правильный и научно обоснованный диагноз. В настоящий момент, к сожалению, руководство страны не решается пойти на этот шаг, продолжая вести борьбу с последствиями, а не первопричиной. Вернуться назад |