Демографические, экономические, социальные, финансовые перемены подтолкнули страны ОЭСР к реформам в пенсионной политике, катализатором стал ударивший по бюджетам кризис. Если еще в 2009 г. пенсии повышали, в том числе для экономического стимулирования, то в 2013 г. пенсионные расходы, составляющие в среднем по ОЭСР 17% госбюджета (от 3% в Исландии до 30% в Италии), попали под нож. Сокращаются текущие выплаты и урезаются права будущих пенсионеров.
Поскольку в большинстве стран государственные пенсионные системы остаются для людей основным источником дохода после выхода на пенсию, то работающим придется подольше работать и побольше экономить, а те, кто не сможет или не рискнет, проиграют, пишет ОЭСР.
Подавляющее большинство стран ОЭСР решили постепенно повысить пенсионный возраст до 67 лет (некоторые — до 69). Выходящим на рынок труда будут обещаны более низкие, чем предыдущим поколениям, пенсии даже за более длительный стаж. Например, в Корее целевой коэффициент замещения — размер пенсии в сравнении со средней зарплатой при 40 годах стажа — сокращен с 50 до 40%. В Австрии за каждый год работы пенсия будет прирастать не на 2% от зарплаты, а на 1,78%, подобные же сокращения ставки начисления пенсий произошли в Чехии и Великобритании. В Бельгии повысили число лет, которое необходимо отработать для повышения минимальной ставки начисления пенсий.
Пенсионные системы в странах ОЭСР очень разные, но перед всеми стоит одна и та же задача: как совместить финансовую устойчивость системы с гарантиями достойного уровня пенсий. Задача не новая, но кризис ее обострил, особенно в странах континентальной Европы, использующих солидарную пенсионную систему — с ее помощью невозможно сделать так, чтобы и доходы пенсионеров не пострадали, и нагрузка на работающих не увеличилась, и дефицит бюджета сократился.
Зато возможна переоценка понятия благосостояния пенсионера — необязательно это только размер пенсионных выплат. Многие пенсионеры в странах ОЭСР имеют сбережения, владеют недвижимостью. В среднем по ОЭСР порядка 60% дохода пенсионера обеспечивают собственно пенсионные выплаты, остальное почти в равных пропорциях — заработок и капитал. Если бы пенсионеры реализовали лишь 50% своих жилищных активов, например посредством залога или обратной ипотеки, то в Бельгии, Испании, Дании бедность сократилась бы на треть, приводит оценки ОЭСР.
Еще один источник борьбы с надвигающейся бедностью пенсионеров — расширение участия в пенсионных программах. То, что в Чили, Корее и Мексике заработок обеспечивает половину дохода пенсионера, в Эстонии, Турции, Словении — более 40% и даже в США и Израиле — почти 30%, отражает, по мнению ОЭСР, факт неполной вовлеченности людей в пенсионные госпрограммы. Страны, развивающие накопительные системы, осознали, что добровольность накоплений не обеспечит высоких пенсий: Великобритания и Новая Зеландия сделали накопительные программы обязательными по умолчанию, другие страны с небольшой долей госрасходов на пенсии — такие как Ирландия — также признают необходимость автоматического включения работников в частные пенсионные программы. Опыт Дании и Нидерландов показывает, что разумные и эффективные системы управления частными накоплениями обеспечивают будущим пенсионерам реальную положительную доходность даже в кризис. В Восточной Европе бюджетный кризис поставил под вопрос перспективы обязательных накоплений в госсистеме: в Венгрии они были реквизированы в пользу бюджета; в Литве и Латвии ставка накопительного взноса сокращена до 2% с 10 и 8% соответственно в пользу доходов распределительной системы; в Словакии, Польше и Болгарии с той же целью накопления стали добровольными.
В России пенсионная реформа также направлена на максимизацию доходов пенсионной системы и сокращение ее расходов: для этого повышается минимальный стаж, сокращается участие в накопительной системе, ужесточаются условия для досрочного выхода на пенсию, увеличивается порог облагаемых взносами зарплат и в перспективе — сами взносы (текущая ставка сохранена еще на три года). Переход на учет прав в баллах, а не в рублях также призван минимизировать расходы и сделать систему финансово более гибкой. При этом средний коэффициент замещения к 2030 г. сокращается с текущих 34% до почти 20%; однако, по оценкам Минтруда, для молодых поколений, которые выйдут на рынок труда в 2015 г. и позднее, система гарантирует пенсию в 40% от заработка при условии полной уплаты взносов в солидарную систему со среднего заработка в течение 35 лет. Предложение Минтруда отменить пенсии работающим пенсионерам не вошло в итоговый законопроект.
|