ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > К новым правилам пересечения российско-украинской границы: что на самом деле происходит и зачем это надо

К новым правилам пересечения российско-украинской границы: что на самом деле происходит и зачем это надо


13-11-2013, 12:52. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

С сегодняшнего дня, 12 ноября, на всей украинско-российской границе таможенными органами РФ начата реализация мероприятий по обеспечению соблюдения транзита товаров, которые ввозятся на территорию Таможенного cоюза. В соответствии с новыми правилами, для оформления грузов и транспортных средств перевозчики в пунктах пропуска должны будут предоставить специальные сертификаты для въезда на территорию РФ. Чуть раньше такие правила были введены в пунктах пропуска на границе России с Украиной в пределах лишь двух областей — Луганской и Донецкой, —  спровоцировав в СМИ и «экспертной среде» настоящую истерику.

В чём суть новых правил? С 14 сентября Россия перестала признавать книжки международных дорожных перевозок (МДП) как гарантию уплаты пошлин и налогов. Теперь перевозчикам автомобильных грузов следует иметь документы, которые будут подтверждать уплату всех сборов в бюджет России, — речь идёт о поручительстве, предварительном декларировании, банковских гарантиях, денежных залогах.

На практике Федеральная таможенная служба (ФТС) России начала воплощать это нововведение на границе с Украиной с 28 октября. На трёх пунктах пропуска в пределах Донецкой и Луганской областей образовались очереди из сотен фур, которые несколько суток не могли попасть на территорию России. Причём, как заявили представители ФТС, несмотря на широкое освещение в течение нескольких месяцев данных нововведений в СМИ, не все перевозчики оказались готовы к изменениям правил транзитных перевозок.

Проблема на границе сопровождалась с украинской стороны яркими шоу-эффектами — дальнобойщиков в очереди показательно обеспечивали питьевой водой и биотуалетами, возле них дежурили врачи скорой помощи под истеричные репортажи в печатных и визуальных СМИ в духе «это новый виток торговой войны против нас…», «российские представители не предупреждали об изменениях в оформлении документов как полагается…» Политики, особенно оппозиционные, уверенно комментировали в том духе, что, мол, у Киева есть рычаги противодействия такому коварству Москвы — например, соглашение о ВТО, которое предусматривает общие правила для двух сторон, «и мы добьёмся их соблюдения».

Отметим, что на самом деле новые правила отнюдь не сделаны исключительно под Украину, как это пытаются преподнести публике отдельные СМИ и политики в Киеве (типичные сообщения – «Россия ужесточает правила пропускного режима на границе с Украиной», «Очереди из фур могут выстроиться по всей границе с Россией», «На украинско-российской границе отрабатывается технология для Таможенного союза»). Транзит без книжек МДП на сегодняшний день уже реально реализован на Юге России, на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Домодедовской, Шереметьевской и Внуковской таможнях — во всех этих регионах ситуация стабильная. 19 ноября соответствующие меры будут применены в Псковской, Себежанской и Кингисеппской таможнях Юго-Западного таможенного управления ФТС, а с 1 декабря текущего года — вообще на всей территории России.

Причиной смены правил стал вовсе не «украинский вопрос», а финансовый конфликт ФТС с российской Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Она задолжала казне, по расчётам ФТС, свыше 20 млрд рублей и отказывается долг признавать. Кроме того, товары, ввозимые по упрощённой процедуре из Европы, к примеру, в среднеазиатские республики, часто растворялись на просторах России без уплаты налогов и платежей.  Также, по мнению таможенников, АСМАП и книжки МДП при современных электронных технологиях, которые развивает российская таможня, «изжили себя».

И к слову о том, кто плохо информирует своих граждан. Волна «Россия ужесточает пропускной режим» поднялась в украинской прессе во второй половине 11 ноября, после соответствующих пресс-релизов от государственной пограничной службы Украины и правительства Украины. Выглядит это так, будто вышеупомянутые ведомства только 11 числа о новом порядке и узнали (или же до последнего надеялись, что изменений не будет). Какая практическая польза от сообщения с неверным информационным акцентом «Москва не пущает», сделанного за несколько часов до введения новых правил, рядовому дальнобойщику, который давно в пути и подъезжает к границе? Вопрос, увы, риторический…

Кстати сказать, из-за мнимых проблем на второй план отступают проблемы настоящие, которые имеют место на Украине. Так, накануне глава парламентской фракции Партии регионов в Верховной раде Украины Александр Ефремов прямо заявил: на Юге, Востоке и в Центре республики из-за осложнений в отношениях с Россией уже сокращены десятки тысяч рабочих мест. По его словам, из-за потери рабочих мест уже начались проблемы и во фракции партии Януковича:

«В Партии регионов много промышленников с Востока и Юга. Человек приезжает в регион — у него закрывается предприятие, теряются рабочие места, закрывается граница. И ему на местах люди задают логичные вопросы: что вы там, в парламенте, принимаете? Он возвращается во фракцию и говорит: почему я должен за это всё голосовать? У нас 77% продукции машиностроения поставляется в Россию…»

Ефремов отдельно подчеркнул, что европейскую сторону это не интересует:

«У нас есть колоссальные проблемы, о которых почему-то не принято говорить… Что происходит? Если это в интересах и Украины, и ЕС, то Евросоюз должен считаться с проблемами нашего государства, а не тянуть Украину к себе любой ценой».


Вернуться назад