ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Исполнение майских указов президента оказалось под вопросом
Исполнение майских указов президента оказалось под вопросом7-11-2013, 15:06. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Хуже, чем вчераИсполнение майских указов президента оказалось под вопросом
\
МЭР ожидает проблем с исполнением майских указов президента Владимира Путина. Виной всему ухудшение прогноза роста экономики на ближайшие 17 лет. Пострадает и «подушка безопасности» страны: Резервный фонд будет наполняться нефтегазовыми доходами крайне медленно. Денег станет меньше у всех: и у населения, и у государства, и у частного сектора. Исполнение так называемых майских указов президента Владимира Путина может быть отложено из-за ухудшения прогноза социально-экономического развития России до 2030 года, заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. «Наиболее чувствительными к экономической конъюнктуре окажутся майские указы, связанные с обеспечением жильем, со здравоохранением и образованием» «Они же (указы) рассчитаны на определенный временной промежуток, в соответствии с базовым вариантом потребуется большее количество времени для того, чтобы реализовать эти задачи», – сказал Улюкаев, передает РИА «Новости». Несмотря на это, МЭР все-таки выступает против внесения изменений в «бюджетное правило» в ближайшее время, сообщил Улюкаев. «Я против того, чтобы его менять», – сказал он. «Частое изменение правил – это отсутствие правил. Правило – это то, что должно действовать», – объяснил министр. «Бюджетное правило» предполагает направление нефтегазовых доходов бюджета в Резервный фонд. После достижения нормативной величины Резервного фонда в размере 7% от ВВП дополнительные нефтегазовые доходы могут направляться в Фонд национального благосостояния и на финансирование инфраструктурных проектов (но не более 50% допдоходов). Вместе с тем Улюкаев не скрывает, что «у него есть свои претензии к «бюджетному правилу». «Я бы там кое-что по-другому настроил», – сказал министр. «Например, формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – в соответствии с правилом, объем Резервного фонда должен достичь 7 процентов ВВП и только потом может заполняться Фонд национального благосостояния. Сейчас Резервный фонд составляет 4,2 процента ВВП, и при том бюджете, который есть, уже видно, что долгие годы ФНБ не будет пополняться», – пояснил Улюкаев. «С точки зрения министерства это может быть неправильным», – добавил он, уточнив, что «потолок» в 5% ВВП для Резервного фонда был бы предпочтительнее. По прогнозу МЭР, величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет только к 2025 году, тогда как 5% – уже в 2018 году. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что правительство готово будет отказаться от «бюджетного правила», только если будут тяжелые внешние шоки, если повторится ситуация 2008–2009 годов. Такого неожиданного кризиса и резкого падения экономики, как в 2008 году, ни правительство, ни эксперты пока не ожидают. Однако это совсем не повод для радости, потому что никто не ждет и роста экономики, а только прогнозируемое плавное падение. И некоторые эксперты считают затяжное падение экономики еще худшей бедой. МЭР ухудшило прогноз социально-экономического развития России до 2030 года по сравнению с утвержденным весной, рассказал в четверг Алексей Улюкаев. Теперь ведомство ждет, что ближайшие 17 лет экономика России будет расти в среднем не на 4,3% в год, а почти в два раза ниже – по 2,5% в год. Более того, российская экономика будет расти медленней, чем мировая. Так, доля России в мировом ВВП уменьшится с 4% в 2012-м до 3,4% в 2030 году. Ухудшен и прогноз по инвестициям в основной капитал. «Предполагается, что инвестиции в течение десяти первых лет будут расти темпами около 5%, потом будет плавное снижение – до 3% роста в последние периоды. В целом за период рост инвестиций в основной капитал составит 4,3%», – сказал Улюкаев на брифинге. Весной МЭР считало базовым инновационный вариант развития, который предусматривал среднегодовой рост ВВП в 4–4,2%, инвестиций – в 5,9%. Теперь ведомство за базовый вариант принимает тот, что весной был обозначен как консервативный: среднегодовые темпы роста ВВП в 3–3,2% в год, инвестиций в основной капитал – 4,7%. Что урежут Первый вице-президент «Российского Клуба Финансовых Директоров» Тамара Касьянова сожалеет, что расходы не стали сокращать еще несколько лет назад – «когда стало ясно, что нефтяной рынок уже не регулирует и не обеспечивает должное финансовое благополучие России, как это было пять-шесть лет назад». «Сегодня, в условиях плохо развитой промышленности и отсутствия собственного конкурентоспособного производства, нефтяных прибылей уже не хватает для решения и финансирования всех государственных программ. Мы слышим заявления о недостаче в сфере ЖКХ почти 300 млрд рублей, в налоговой сфере, урезание дотаций чиновникам. Даже если государство сумеет получить все долги, вряд ли этого хватит на пополнение Резервного фонда», – считает Тамара Касьянова. «Наиболее чувствительными к экономической конъюнктуре окажутся майские указы, связанные с обеспечением жильем, со здравоохранением и образованием, однако в случае сильного ухудшения экономической ситуации может быть пересмотрен срок реализации и указа о зарплатах бюджетникам», – считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. К 2030 году Россия останется страной с доминирующим нефтегазовым сектором, плохими дорогами, низким уровнем медицины, высокими региональными различиями в уровне жизни, оттоком капитала и профицитом бюджета. И по-прежнему будет отставать по качеству жизни и от развитых стран, и от средних для ОЭСР значений, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на доклад МЭР. Если цены на нефть не упадут, то Россия сможет нарастить добычу за счет месторождений в Восточной Сибири и двух проектов по сжижению природного года. МЭР ожидает, что цены на нефть вырастут за 17 лет на 9% – со 107 долларов за баррель в 2013 году до 164 долларов в 2030 году. От замедления экономики и, соответственно, доходов бюджета могут пострадать и проекты строительства высокоскоростных магистралей. Железную дорогу из Москвы в Казань должны успеть построить в любом случае, а вот протянуть скоростную дорогу до Екатеринбурга и Адлера – уже не факт. Модернизировать медицину и образование полностью также может не получиться из-за нехватки средств в силу слабого роста экономики. Указ президента о повышении зарплат бюджетникам и пенсий правительство выполнить сможет, однако расти они будут медленней. Так, по прогнозу МЭР, пенсии будут расти в среднем на 3%, тогда как ожидался рост на 4,4%. Выполнить указ президента – увеличить производительность труда вдвое к 2018 году вряд ли получится. Согласно прогнозу МЭР, этот показатель вырастет только на треть. В целом, прогноз МЭР говорит о том, что денег станет меньше у всех: и у населения, и у государства, и у частного сектора. Так что затянуть пояса и меньше тратить придется всем. Что касается бюджетного правила, то в условиях нехватки доходов «политика должна быть довольно гибкой и зависеть от темпов роста ВВП и цен на сырьевые ресурсы», считает Шенк. «Так как в условиях кризиса для сохранения стабильности может потребоваться увеличение Резервного фонда, а при ускорении темпов роста экономики планку можно сокращать, при этом высвобождая средства для инвестиций», – считает он. При этом Касьянова считает, что определять потолок пополнения Резервного фонда сейчас просто бессмысленно. По ее словам, в России уже наступил кризис, в бюджете нехватка денег, а расходы превышают доходы, поэтому чем будет обеспечиваться этот потолок, пока не ясно. Вернуться назад |