К 2015 году ожидается завершение работ по расширению Панамского канала. Увеличится и пропускная способность, и, главное, максимальный размер судов, способных проходить через канал. Уже сейчас транспортные компании из различных сфер обсуждают, как расширение отразится на международных морских перевозках. Скажем сразу, что основной эффект ожидается в контейнерных перевозках. Но кое-что будет и в традиционно интересном нам нефтегазе.
Итак, после расширения канал смогут проходить суда значительно большей вместительности. Сейчас максимальный размер судов — так называемый тип Panamax: 294,1 м в длину, 32,3 м в ширину, 12,4 м — осадка. После завершения работ эти параметры увеличатся до 366 м в длину, 49 м в ширину, осадка — до 15,2 м (тип Post Panamax).
В нефтяной сфере изменения ожидаются минимальные. Нефтяной трафик через канал традиционно невелик. Это меньше 1 млн баррелей в день, и перевозятся преимущественно нефтепродукты. Ведь США импортируют ближневосточную нефть на Восточное побережье. Определённый эффект, в принципе, мог бы появиться, к примеру, для экспорта нефти из Венесуэлы в Китай. Но дело в том, что даже после расширения два самых больших типа нефтяных танкеров VLCC и ULCC всё равно не смогут проходить по Панамскому каналу. Учитывая экономию на масштабах, перевозка «старыми» путями на больших танкерах, вероятно, останется выгодней, чем на относительно небольших судах, но через Панамский канал.
Да и основной смысл канала — это короткая связка между азиатскими рынками и наиболее развитым восточным побережьем США. Из этого собственно и появляется основной интерес к контейнерным перевозкам — фактически товаров из Азии в США.
Но вскоре добавится новый интересный грузопоток — из США в Азию. Речь, естественно, об СПГ, который США собираются экспортировать, а основные заводы (и строящийся, и проекты) расположены на восточном побережье. И, в отличие от нефтяной сферы, в области СПГ расширение канала эффект даст максимальный.
Сейчас Панамский канал могут проходить только совсем маленькие газовозы, которые (как и в случае с нефтью) использовать для перевозок на длинные дистанции вообще неоправданно.
«Стандартный» танкер для перевозки СПГ вместимостью 120–180 тыс. кубометров (именно такие танкеры составляют основную часть мирового флота газовозов) имеет длину 270–295 м, ширину 41–49 м и осадку до 12 м. Если сравнить эти цифры с параметрами Панамского канала, то видно, что такие газовозы не проходят по старому варианту канала, но отлично вписываются после расширения. Катарские супертанкеры Q-серии по-прежнему не смогут воспользоваться преимуществами нового канала, но он им и не нужен, а кроме Катара такие газовозы больше никто строить так и не стал.
Экономика газового экспорта из США вкратце: это 115% от цены в США + 2,25–3 долл. за млн БТЕ за сжижение плюс транспортные расходы. По «стандартному» маршруту через Суэцкий канал одних только транспортных расходов может набежать до 6 долл. за млн БТЕ. С восточного побережья США до Японии — 14,5 тыс. морских миль через Суэцкий канал, и всего 9,2 тыс. — через Панамский. То есть в случае использования Панамского канала — расстояние сокращается в 1,5 раза, а значит и стоимость транспортных расходов — до 4 долл. за млн БТЕ. Выигрыш — 2 млн за млн БТЕ — достаточно значительный — это свыше 70 долл. за тысячу кубометров.
Но и это ещё не всё. Как известно, поддержку сланцевой добычи оказывает сопутствующая добыча газоконденсатных жидкостей (пропан, бутан и других), стоимость которых позволяет во многом «отбить» затраты на бурение и добычу. В результате добыча сланцевого газа остаётся выгодной несмотря на рекордно низкие внутренние цены на газ. Но из-за этого в США создался переизбыток этих компонентов (уже сейчас их добывается свыше 100 млн тонн, для сравнения — в России 14 млн). Такое количество избыточно и для нефтехимии, и даже для целей отопления и транспорта. Как результат, цены на эти компоненты падают, что в свою очередь отражается и на рентабельности сланцевой газодобычи. Поэтому сейчас в США активно создаётся экспортная инфраструктура и для вывоза этих компонентов. Основной рынок тут опять Азия, поэтому расширение канала придётся как нельзя кстати. Китайский импорт из США пропана и бутана в августе уже вырос на 23% по сравнению с предыдущим годом. Но сейчас только семь из 154 больших газовозов, используемых для перевозки пропан-бутановой смеси, могут проходить через канал. С расчётом на Панамский канал экспорт газоконденсатных жидкостей только в Азию, как ожидается, увеличится к 2020 году в четыре раза, достигнув 20 млн тонн в год. В результате США станут крупнейшим в мире экспортёром этих компонентов, обогнав Саудовскую Аравию и Катар.
Что остаётся в сухом остатке. Во-первых, расширение Панамского канала стимулирует газодобычу в США: из-за экономии на транспортных расходах экспортные поставки дольше останутся выгодными, даже если внутренние цены на газ начнут расти. И дополнительная поддержка — от растущих вследствие увеличивающегося экспорта цен на конденсат.
Второй вывод (и он тоже касается обоих компонентов, СПГ и пропан-бутана): расширение канала снижает транспортные расходы на доставку в Азию, соответственно, при конкуренции между азиатским и европейским рынком последний становится для американских экспортёров менее привлекательным.