Миру нужен новый консенсус. Наступившая эра требует учреждения институтов, отличных от Всемирного банка, МВФ и ВТО. Мы видим, что с 2008 года, когда разразился мировой финансовый кризис, рецессия так и не была устранена. Пропасть между богатыми и бедными только увеличилась, а глобальная безопасность ослабла из-за того, что основные проблемы не решались.
Недавно в Вашингтоне состоялась встреча рабочей группы по разработке международной финансовой архитектуры в рамках ежегодной встречи Совета управляющих МВФ и группы Всемирного банка. На ней собрались представители министерств финансов и центральных банков стран G8 и эксперты международных финансовых организаций. Целесообразность этой встречи вызывает большие сомнения. Очевидно, что решения, оказывающие влияние на нашу планету, уже не могут приниматься только в Нью-Йорке или Вашингтоне.
Всемирный банк, МВФ и ВТО были созданы как часть Бреттон-Вудской системы после Второй мировой войны. Они должны были обеспечить глобальную экономическую стабильность, но начиная с 1970-х годов эти институты стали все больше идеологически склоняться к политике рыночного экстремизма и неоколониального порядка. Именно на их политике рыночного фундаментализма лежит часть ответственности за кризис 2008 года.
В связи с этим на наднациональном уровне задача изменения конфигурации мировой финансовой архитектуры сегодня ложится на страны БРИКС. Их влияние будет расти. Они также принимают на вооружение интегрированную экономику, вместо того чтобы следовать политике Вашингтонского консенсуса — рыночному фундаментализму.
Прежняя финансовая архитектура пост-Бреттон-Вудского порядка уже меняется. Быстроразвивающиеся экономики «глобального юга» имеют философские традиции, отличающиеся от традиций G8. Они в большей степени ориентированы на сообщество и коллектив. Основой устойчивого развития они считают инвестиции в инфраструктуру и финансирование реального бизнеса. Глобализация уравновешивается чувством семьи, идентичности и этнической принадлежности.
Страны БРИКС заключили двусторонние торговые соглашения за рамками ВТО, установив цены на товары в границах смешанных валютных корзин. Это радикально меняет все экономические договоренности и допущения, которые воспринимались миром как должное на протяжении долгого времени. А сейчас страны БРИКС прокладывают «дорожную карту» для нового банка развития, стабилизационного фонда и механизма разрешения торговых споров, которые могут взять на себя функции, ранее принадлежавшие Всемирному банку, МВФ и ВТО, и работать параллельно.
Во время европейского долгового кризиса страны БРИКС пытались получить большее влияние в МВФ. У них лишь 11% совокупной доли голосующих акций МВФ, а США владеют 16,75% голосов, что позволяет технически налагать вето на любые решения МВФ (для их принятия необходимо 85% голосов). Попытки Китая увеличить свою долю голосов регулярно блокируют. Китай постоянно лоббирует присоединение юаня к корзине валют, которые входят в Специальные права заимствования (СПЗ) — расчетные денежные единицы в рамках МВФ. Прежде влияние Китая на МВФ было соизмеримо его финансовым вложениям.
Именно поэтому Китай и другие страны БРИКС решили, что пришло время для создания нового мирового консенсуса. 20 марта 2012 года лидеры стран БРИКС выпустили Делийскую декларацию, призывающую к созданию новой финансовой системы. Документ подверг критике перекосы в глобальной экономике, вызванные мерами количественного смягчения, предпринимаемыми ФРС, а также провозгласил основные принципы интегрированной экономики. В марте 2013 года в ЮАР лидеры стран БРИКС разработали четкую «дорожную карту» создания банка развития БРИКС в качестве альтернативы Всемирному банку (ВБ). В течение долгих лет политика ВБ сводилась к тому, чтобы оправдать свои низкопроцентные кредиты политическими условиями. Эта практика вызывала отторжение развивающихся стран и рассматривалась многими из них как неоколониальная. Кроме того, на саммите было принято решение о создании делового совета БРИКС. Новая структура сможет действовать в качестве административного органа предусматриваемой зоны свободной торговли, которая будет организована по схеме БРИКС для работы параллельно с ВТО.
Можно ожидать, что в качестве альтернативы банк развития БРИКС будет предлагать кредиты, не ограничиваемые условиями, но под более высокий процент — то есть использовать более деловой подход. Кроме того, он сможет финансировать проекты в тех отраслях, где Всемирный банк не работает, например в сфере биотоплива или атомной энергетики. Следующим очевидным шагом будет учреждение стабилизационного фонда БРИКС как альтернативы МВФ, что может потребовать создания новой мировой резервной валюты. Возможно включение в корзину песо, рубля, рупии, юаня и ранда. Очевидно, что страны БРИКС стремятся стать менее зависимыми от американского доллара.
Став действенной альтернативой МВФ, фонд «скорой помощи» получит возможность сдвинуть тектонические плиты мировой финансовой системы. Размер стабилизационного фонда БРИКС может составить 240 млрд долл. в иностранной валюте, что больше совокупного ВВП около 150 стран. Это повысит престиж стран БРИКС не только как региональных центров власти, но и как силы, благодаря которой их соседи смогут уйти от экономической отсталости.
Лидеры стран БРИКС верят в будущее торговых операций между пятью государствами, осуществляемых в их собственной валюте, в идею, которая нашла широкое понимание у других развивающихся стран. В двух соглашениях, подписанных банками развития Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, говорится о том, что кредиты по торговым сделкам между этими странами будут предоставляться в местной валюте. Облегченная процедура конвертации валют предлагает реальную альтернативу доллару как валюте расчетов.
Важно понимать, что речь идет не о полной ликвидации старой Бреттон-Вудской финансовой архитектуры, а скорее о создании новой, параллельной прежней. В будущем страны смогут выбирать, какая архитектура лучше подходит для их собственных планов реконструкции и восстановления.
Опубликовано: РБК daily