После почти полугодового перерыва чиновники снова вспомнили об идее обложить дополнительным налогом или сбором товары, приобретаемые в зарубежных интернет-магазинах и доставляемые по почте. Исполняющий обязанности начальника Московской таможни Центрального таможенного управления Александр Дуров сообщил, что таможенная пошлина с каждой международной посылки, отправленной интернет-магазином, может составить от 1 до 10% от стоимости товара.
Заявление чиновника вызвало широкое обсуждение в СМИ и в интернете. Хотя если присмотреться внимательнее, то ничего нового он не сказал. Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов в начале июня говорил буквально о том же самом. Тогда также обсуждалась возможность удерживать порядка 10% со стоимости интернет-покупок. Правда, предполагалось, что систему налогообложения интернет-торговли удастся в общих чертах разработать к осени.
Таким образом, Александр Дуров признал, что ничего подготовить в поставленный срок не получилось. Фактически повторенную инициативу ФТС предлагает просто «провести» через общественные обсуждения с привлечением Минэкономразвития, Минфина, Минкомсвязи, заинтересованных сторон и общественных объединений.
То есть таможенники предлагают другим ведомствам разделить ответственность за разработку данного проекта. Это не случайно. Так вышло, что на протяжении последнего времени ФТС оказалась фактически единственным госорганом, открыто ратующим за налог на интернет-торговлю. Кроме неё, похожие идеи в последнее время высказывали лишь некоторые представители различных лоббистских организаций (поставщики бытовой техники, производители одежды и прочие), а также «Почты России», неэффективная работа которой, собственно, уже привела к коллапсу на таможне.
Напомним, весной почтальоны просто не справились с объёмом поступающих посылок. После этого инцидента и начались обсуждения проекта нового налога. Однако ни Минфин, ни Налоговая служба по данному вопросу с тех пор так и не высказались. В результате стало складываться ощущение, что эта инициатива появилась лишь потому, что «Почта России» и ФТС хотят уклониться от выполнения своих прямых обязанностей.
Рост интернет-торговли по большому счёту не несёт существенной угрозы интересам бизнеса, крупного и среднего, представленного в России. Так, к «хору» желающих обложить интернет-торговлю налогом присоединились лоббисты от лёгкой промышленности. Но их главный конкурент ― фабрики из Китая. По интернету покупатели заказывают в основном редкие и качественные брендовые товары или ту продукцию, которая в России оказывается дороже зарубежных аналогов на 100–200%. Между тем в торговые центры по всей стране китайский текстиль попадает вовсе не через интернет. Так что лоббистам, по уму, стоит сконцентрироваться на вопросах поважнее.
Также к недовольным интернет-торговлей присоединились поставщики бытовой электроники. Но и по их части главным спросом у покупателей иностранных сайтов пользуются товары, поставляемые в Россию в недостаточном, а то и вовсе символическом количестве. Премия продавцов на некоторые виды, например, кухонного оборудования, абсолютно неизвестных в России китайских моделей смартфонов, навигаторов или более простых гаджетов может достигать даже 1000%. То же справедливо и в отношении редких автомобильных запчастей.
Если кому интернет-торговля и вредит, так это небольшим российским интернет-магазинам, которые на поставках мало востребованных товаров получали сверхприбыли. Многие из таких торговых точек параллельно промышляют и серым импортом ― нелегальным ввозом товаров для коммерческого использования под видом продуктов для личного пользования.
Между тем именно серые импортёры наносят поставщикам бытовой электроники основной ущерб. Такие компании ввозят товары, пользующиеся повышенным спросом, и в тех случаях, когда производитель припозднился с поставкой на российский рынок или ошибся с назначенной ценой, отщипывают серьёзную прибыль. Именно от них, например, страдает Apple, из года в год поставляющая в Россию новые модели iPhone и iPad с опозданием и по ценам существенно выше, чем в США и на азиатских рынках.
И вот получается, что потенциально усиление серых интернет-магазинов в России из-за нового налога может лишь нанести «официалам» большие убытки. Кроме того, идя навстречу лоббистам от данной отрасли, власть и так официально запрещает параллельный импорт в Россию. Сохранение данного статус-кво для предпринимателей гораздо ценнее.
Чиновники от появления нового сбора также ничего существенного не выигрывают. Объёмы интернет-торговли действительно уверенно растут с каждым годом. Так, по оценке Александра Дурова, оборот интернет-торговли через Московскую таможню превышает 2,8 млрд евро в год. При этом именно Московская таможня ― главный канал поступления посылок. То есть даже введение максимальной 10-процентной пошлины с каждой посылки, поступившей от зарубежных интернет-магазинов, принесёт в федеральный бюджет порядка 28 млн евро. Допустим, итоговая сумма по всей России окажется даже в два раза выше. В масштабах федерального бюджета цифра всё равно получится, в общем-то, невеликая. Неудивительно, что у налоговиков и Минфина находятся дела поважнее.
Кроме того, идея универсального налога с посылки ― относительно дикая. Не секрет, что ввоз разных товаров в Россию осуществляется по разным таможенным ставкам, а товары для личного потребления стоимостью менее 10 тыс. евро вовсе пошлиной не облагаются. Менять всю систему таможенных платежей из-за сегмента интернет-торговли никто не будет. Фактически речь может идти, допустим, о дополнительном сборе за оформление. Но будет странно, если он станет превышать 5%, да и распространяться он тогда по логике должен на все международные посылки, поступающие в страну. То есть получается, что масштаб работ по реализации нововведения рискует оказаться и близко несопоставимым с потенциальной выгодой для бюджета. Получается, что даже если новый налог введут, ни власть, ни бизнес много не выиграют, а могут и потерять. Налоги и так повышаются регулярно ― стоит ли наполнять информационный фон ещё одним? Более того, если после появления нового сбора «Почта России» продолжит не справляться с объёмом поставок, а это весьма вероятно, то ситуация сложится откровенно скандальная.
Недовольными при появлении 5–10% сбора окажутся потребители, но учитывая, сколько они выигрывают от покупок в сети, их активность это не сдержит. Зато очевидно, что пока идут споры вокруг налога на интернет-торговлю, ни ТС, ни «Почта России» над увеличением скорости оформления и выдачи международных посылок работают не слишком активно. А может, и не работают вовсе. Ведь обсуждать новый, потенциально скандальный налог гораздо занимательнее.