Минздрав собирается сэкономить 103 млрд рублей за три года. Об этом Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ, заявила на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике: «Мы планируем создавать койки долечивания, реабилитации и будем создавать сети социальных гостиниц при дневных стационарах. Часть скорой помощи переходит в неотложную, увеличивается объём дневных стационаров, объём амбулаторно-поликлинической помощи». Подразумевается, что финансовые средства высвободятся благодаря изменению структуры оказания медицинской помощи, начатой в рамках реализации программы модернизации здравоохранения на 2011–2012 годы. Расходы федерального бюджета на неё составили 664,1 млрд руб. и были потрачены в основном на строительство, ремонт учреждений здравоохранения и закупку оборудования, а также на разработку стандартов оказания медицинской помощи и информатизацию.
В итоге упор должен быть перенесён на более дешёвое поликлиническое лечение, объём которого сейчас составляет 25–30%, вместо дорогостоящего стационарного с долей 70–75%. На практике достичь этого показателя довольно трудно, поскольку придётся сломать систему, в течение многих десятилетий существовавшую как в России, так и прежде в СССР. Например, потому, что сейчас стационарные врачи не доверяют амбулаторным. А врачи поликлиники не умеют и боятся вести больных, которые всего пару дней назад перенесли операцию аппендицита. Да и пациенты морально не готовы к столь резким переменам.
Никаких экономических обоснований для обещанной экономии на основе достижений программы модернизации пока нет, поскольку она была лишь импульсом для масштабных структурных преобразований. Но зато уже известно, что расходы на здравоохранение, составляющие в 2013 году 3,7% ВВП, в 2014 снизятся до 3,5%, в 2015 и 2016 — до 3,4 и 3,3% соответственно. В то время как в западных странах они как минимум в два раза выше — 6,3%. Экономить придётся не благодаря модернизации, а из-за сокращения финансирования. Именно для этого задуман так называемый «бюджетный манёвр», инициированный Минфином: снижение федеральных расходов на здравоохранение планируется возместить за счёт страховых фондов региональных бюджетов. Учитывая, что в 72 из 83 субъектов Федерации средств на социальные программы не хватает, манёвр завершится в них урезанием затрат на эти цели.
Намеченные министром цели будут выполнены. Выделить 103 млрд, якобы сэкономленных на реструктуризации, в рамках запланированного сокращения бюджетных расходов не составит никакого труда. Для граждан это будет означать сокращение возможностей бесплатной медицинской помощи, поскольку регионы начнут минимизировать программу госгарантий, а лечебным учреждениям придётся быстро научиться зарабатывать не на ОМС, а на платных услугах.