Ведущаяся с 2009 года работа по переводу госуслуг в электронный вид и налаживанию межведомственного взаимодействия, как выясняется, вела не туда. Отныне число госуслуг, предоставляемых через портал, значительно сократится. Вопрос: сократятся ли издержки государства на них. Специалисты полагают, что могут даже вырасти.
По сообщению статс-секретаря, заместителя министра экономического развития Олега Фомичёва, портал госуслуг будет переработан. Он заявил, что это решение уже прошло стадию согласования с куратором единого портала Минкомсвязи. «Согласно новой концепции, на портале можно будет получить только около 20 наиболее популярных услуг, о прочих можно получить исчерпывающую информацию», — цитируют замминистра «Известия». По словам чиновника, все вновь поступающие данные планируется структурировать в соответствии с ситуациями: строительство дома, рождение ребёнка и пр.
Изменения вызваны тем, что перевести все федеральные, региональные и муниципальные услуги в электронный вид к 2014 году не представляется возможным.
Напомним: портал госуслуг был запущен 15 декабря 2009 года. Тогда на ресурсе можно было найти данные о более чем 100 федеральных и 250 региональных государственных услугах. Сегодня их число возросло до 34 тысяч.
Развитие портала осуществляется в рамках ФЦП «Информационное общество (2011–2020 гг.)». В ней указано, что к концу текущего года в электронном виде должны предоставляться 98% федеральных и 44% региональных услуг.
По данным Минкомсвязи, в 2011 году на поддержание работы сайта было израсходовано свыше 217 млн рублей. За 2012 год отчёта ещё нет. До конца 2013 года на развитие единого портала заложено 450 млн рублей, на разработку и поддержку его мобильных версий — ещё 70 млн рублей и почти 700 млн рублей — на переход к предоставлению электронных государственных и муниципальных услуг. При этом из программы «Электронная Россия» следует, что к концу 2010 года на разработку портала и на внедрение межведомственного электронного взаимодействия, необходимого для его функционирования, было израсходовано более 20 млрд рублей.
По мнению замминистра, виной тому, что работающая кнопка «получить услугу» есть только у 250 федеральных услуг из всех представленных, является слабое межведомственное взаимодействие. Кроме того, многие из них не слишком популярны, а затраты на них такие же, как и на актуальные услуги. «Лучше пусть на сайте будет несколько десятков услуг, но это будет полностью работающий, отлаженный сервис», — отметил Фомичёв.
Чиновник не смог уточнить, какие конкретно услуги пойдут «под нож». Получение загранпаспорта, проверка лицевого счёта Пенсионного фонда, а также проверка наличия штрафов ГИБДД, скорее всего, останутся, поскольку они пользуются наибольшей популярностью среди посетителей портала.
Евгений Беспалов, директор фонда «Дружественный рунет», полагает, что пертурбации в процессе перевода госуслуг в электронный вид приведут лишь к дополнительным издержкам. Но прежде чем продолжать работу, необходимо провести аудит уже сделанных работ, отметил он в комментарии «Однако».
— Споры о том, являются ли электронные госуслуги необходимыми и правильно ли тратить на них средства, ведутся очень давно. Здесь надо очень чётко разделять различные моменты. Если оставить в стороне эти 20 млрд, по распределению которых, действительно, можно спорить, и обратиться к сущности самого проекта, то можно увидеть, что за внешностью, за оболочкой скрываются сложнейшие стыки, инфраструктурные стыки с госведомствами. И основное время уходило у организаторов и разработчиков на согласование и обеспечение взаимодействия между разрозненными информационными системами различных ведомств. На это действительно ушли огромные усилия, причём не только технического и организационного плана, но и политический ресурс на это уходил, потому что каждое ведомство видело себя в особой роли в такого рода проектах. И сделано было много.
Можно много спорить по поводу того, дорого или недорого стоит оболочка нынешнего портала, но бессмысленно спорить о том, что была проделана огромная капитальная и для России очень сложная, очень насыщенная работа по миграции различных госуслуг — баз данных, систем, платформ, протоколов и так далее. Это действительно большая заслуга участников этого проекта.
Если же говорить о том новом, что сейчас происходит, то я, честно говоря, немного настороженно смотрю на это. Потому что у разработчиков был определённый план по развитию портала госуслуг. Этот план срывался, были какие-то задержки, но всё же работа шла. Сейчас вся эта деятельность вошла в некую зону турбулентности. Отчасти это связано с тем, что кроме Ростелекома, возможно, в этом проекте будут участвовать какие-то другие субъекты. Расширилось число субъектов влияния на ключевые решения, принимающиеся в этой теме. Это настораживает, потому что это неминуемо приведёт к затягиванию процесса разработки, а в такой ситуации нельзя гарантировать правильного стратегического результата. То есть проект может двинуться куда-то не туда.
И сейчас, если переходить к вопросу «Что делать?», то, безусловно, нужно проводить аудит сделанного, смотреть, кто, куда и какие деньги тратил. Также необходимо разработать сбалансированную систему принятия решений по поводу будущего этого проекта, а если кто-то начнёт что-то «отрезать», говоря о какой-то популярности, то завтра придётся отрезанное возвращать. И каждый раз это отрезание и возвращение, вся эта неконструктивная деятельность вокруг проекта будет приводить к росту издержек.