Европейские нефтепереработчики озабочены поисками новых рынков сбыта бензина после падения экспорта в США до минимального уровня с 2001 года.
По мере сокращения спроса на бензин в Европе в пользу дизельного топлива в последние десятилетия, производители повышали поставки на Восточное побережье США и в Западную Африку. Но в последние годы спрос в США также снижается за счет экономического спада, повышения экономичности автомобилей и роста добычи сланцевой нефти.
"Поскольку Европа продолжает испытывать избыточное предложение и искать новые рынки экспорта, мы прогнозируем снижение эталона Eurobob по отношению к бензину в других регионах. На основных региональных рынках в октябре - пик плановых работ на НПЗ. Вопрос в том, будет ли этого достаточно для ликвидации излишков бензина, особенно в Атлантическом бассейне", - говорится в отчете BNP Paribas.
США в этом году импортируют порядка 200 миллионов баррелей бензина, то есть минимальный объем с 2001 года, по расчетам Рейтер, основанным на данных Управления энергетической информации. Пик импорта пришелся на 2007 год, когда США ввезли 400 миллионов баррелей бензина.
Западноевропейские НПЗ производят на 850.000 баррелей бензина в сутки больше необходимого, по оценке старшего экономиста KBC Process Technology Стивена Джорджа. Из этого объема, 400.000 баррелей в сутки производится на северо-западе Европы.
"Западная Африка, Восточное побережье США и Латинская Америка могут принять лишь определенное количество бензина. Если переход на дизельное топливо продолжится такими же темпами, избыток бензина, по некоторым прогнозам, превысит 1 миллион баррелей в сутки", - сказал Джордж во время Нефтяного форума Рейтер на этой неделе.
Рентабельность производства бензина в северо-западной части Европы в понедельник снизилась до минимума 21 месяца. Нефтепереработчики и трейдеры вынуждены выходить на новые рынки Южной Америки и Азии, однако строительство крупных НПЗ в Азии и на Ближнем Востоке препятствует расширению продаж в этом направлении.
"Бензин поступает на новые рынки в Африке, в некоторых регионах Карибского бассейна, Западной Африки и Ближнего Востока, но запуск новых мощностей в этих регионах чреват очередными проблемами", - признал источник в одном из крупных НПЗ Европы.
Производители, рассчитывавшие на экспорт в США, находятся под угрозой закрытия. По оценке консалтинговой фирмы JBC Energy, в ближайшие пять лет производственные мощности в Европе сократятся на 170.000 баррелей в сутки, что равняется двум небольшим или одному крупному НПЗ.
"США начнут полностью обеспечивать себя бензином в районе 2020 года, это оказывает дополнительное давление на небольших переработчиков в Атлантическом бассейне", - сказал в сентябре генеральный директор финского нефтепереработчика Neste Oil Матти Ливонен.
|