Как крупные нефтяные компании помогают диверсифицировать российскую экономику и как повышение НДПИ повлияет на цены на нефтепродукты в России, об этом в эксклюзивном интервью рассказал президент компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов.
На одно рабочее место в нефтяной отрасли создается два рабочих места в сопутствующих отраслях. Поэтому оборудование для освоения и развития сырьевых площадок должно производиться в непосредственной от них близости.
Вагит Юсуфович, на ваш взгляд, что в первую очередь необходимо сейчас сделать для того, чтобы диверсифицировать российскую экономику? Какие современные технологии необходимо использовать для того, чтобы наиболее эффективно использовать уже существующий сырьевой потенциал России?
Сырьевой потенциал России позволяет привлечь дополнительные инвестиции в те регионы, которые богаты особенно углеводородным сырьем. Я в первую очередь выступаю за то, чтобы в этих регионах производилось оборудование для поддержания и освоения нефтяных месторождений. Мультипликатор нашей отрасли - это создание двух рабочих мест в сопутствующих отраслях на одно место в нефтяной отрасли. Но для этого нужны в том числе средства для регионов. Ведь я всегда выступал с предложением, чтобы природная рента, или, как у нас называется, налог на добычу полезных ископаемых, частично оставалась в регионах. Это позволяло бы регионам стимулировать развитие параллельных отраслей.
Вот пример Астраханской области. Компания "ЛУКойл" является крупнейшим инвестором по освоению каспийских месторождений. В ближайшие несколько лет будет инвестировано 20 миллиардов долларов. Все верфи Астрахани сегодня возродились, созданы тысячи рабочих мест. Регион из депрессивного становится донором. Он в ближайшее время станет крупнейшим регионом России по производству гидротехнических сооружений для освоения морских установок. Но для этого всего необходима балансировка. Поэтому каждый регион сегодня, имея таких инвесторов, как крупные сырьевые компании, развивающие территориальные ресурсы, может воспользоваться развивать новые технологии.
Пример, Татарстан. Республика Татарстан сегодня на базе сырьевых ресурсов развила уникальное машиностроение, авиационную промышленность. Даже Башкирия сегодня из региона сырьевого трансформировалась в регион точного машиностроения, электронной промышленности. Это все взаимосвязанные вопросы, они дают возможность и развиваться региону.
Правильно ли я понимаю, что новые изменения в Налоговый кодекс особо не будут помогать развитию нефтяных компаний. Неделю назад Госдума одобрила снижение экспортной пошлины на нефть и повышение НДПИ в течение трех лет. Как вы оцениваете эту инициативу?
Я бы охарактеризовал это одним словом - это не маневр, это увеличение налоговой нагрузки на сырьевые компании. В то же время эти средства из НДПИ не будут поступать в региональные фонды, это все в федеральный бюджет. В конечном итоге повышение налоговой нагрузки будет перекладываться на население, потому что растет НДПИ, значит растет стоимость топлива. Это взаимосвязано.
Сегодня в лице крупных сырьевых компаний государство имеет хороший операционный орган, который может реализовать крупномасштабные проекты, которые бы изменили облик нашей страны. В частности, на завтраке у Сбербанка Герман Греф поднял интересный вопрос: что такое мегапроекты? Любой проект нефтяной компании, такой как "ЛУКойл", "Роснефть" или "Газпром", - это мегапроекты, которые преображают ту территорию, где осваивают месторождения.
Насколько сильное повышение цен можно ожидать в связи с налоговым маневром?
Мы уже просчитали предварительно налоговую нагрузку. Чтобы ее компенсировать и сохранить инвестиционную привлекательность наших акций и инвестиций в развитие крупнейших проектов, на 10-15% надо повышать цены. Это сегодня объективная цифра, она анализируется, в том числе экспертами: Минэнерго и антимонопольным комитетом.
Еще одна нерадостная новость для нефтяников - это возможный рост цен на транспортировку. Несмотря на то что правительство рассматривало вопрос заморозки тарифов естественных монополий, недавно появилась инициатива увеличить стоимость доставки грузов на 6% по РЖД. Как вы оцениваете эту инициативу?
У нас достаточно большие расходы уходят на транспорт продукции. Это касается трубопроводного и железнодорожного транспорта, потому что цены сегодня на территории Российской Федерации гораздо выше, чем в сопредельных странах, в том числе в европейских. Мы понимаем ту необходимость, которая сегодня стоит перед РАО РЖД по модернизации своей инфраструктуры. "Транснефть" реализует свои проекты по строительству и модернизации нефтепроводов. Но это нельзя делать за счет тарифов, за счет изъятия у сырьевых компаний тех ресурсов, которые могли бы пойти на освоение новых месторождений.
Будут сокращаться инвестиции - будет сокращаться объем добычи: не в чем будет возить и не в чем будет перекачивать по нефтепроводу. Поэтому в таких инфраструктурных проектах должны участвовать государственные фонды, государственные банки, через систему облигаций. Это есть механизмы, которые бы не повлияли напрямую на тарифную составляющую, но в то же время позволили бы крупным нашим партнерам реализовать свои мегапроекты и поддерживать основные фонды.
Не могу не затронуть тему Белоруссии, потому что "ЛУКойл" активно работает в этом соседнем государстве и розничная сеть вашей компании составляет порядка 18% этого рынка. Как вы оцениваете возможный вопрос о становлении "Роснефти" специмпортером нефти в эту страну?
Я считаю, что это неверное решение. Сегодня есть Закон о равнодоступности в систему нефтепроводов на территории Российской Федерации. Сохранение одного поставщика не логично ни для российского правительства, ни для белорусского правительства. Ситуация, которая складывается на территории Республики Беларусь, где крупнейшие компании были в равных пропорциях поставщиками нефти, она давала возможность, в том числе Республике Беларусь, иметь возможности на долгий период времени заключать с разными поставщиками договора на обеспечение собственной нефтепереработки.
В то же время и Российская Федерация могла спокойно, прозрачно контролировать и ценообразование с поставками нефти на территорию Белоруссии, и возврат нефтепродуктов с территории Беларусь. Поэтому этот баланс надо сохранить. Не только по направлению в Беларусь, но на направление и в Казахстан, и в третьи страны
Мой последний вопрос по ситуации с арестом гендиректора компании "Уралкалий". Можно ли с Лукашенко иметь дела? И как, вообще, работать в этой стране?
Я надеюсь, что эта конфликтная ситуация урегулируется в ближайшее время. Там есть недопонимание. Я не знаю деталей тех контрактов, которые были связаны с "Уралкалием". То, что касается нашей компании, мы уже более 15 лет активно работаем на территории Белоруссии, мы имеет экономическую эффективность от этих проектов. С Александром Григорьевичем я знаком больше 15 лет, и все эти годы он выполнял свои обещания, данные по созданию инвестиционных привлекательных условий для инвестиций, в том числе российских компаний. У нас есть совместные предприятия, у нас есть розничная сеть, и все эти годы мы работали достаточно стабильно.
Беседу провела ведущая ТК "Росссия-24" Наиля Аскер-заде.