ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Европейцы намерены строить военные корабли в Николаеве

Европейцы намерены строить военные корабли в Николаеве


25-09-2013, 13:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Европейцы намерены строить военные корабли в Николаеве

Дмитрий ТЫМЧУК

 

Визит премьер-министра Украины Николая Азарова в Нидерланды в середине сентября этого года закончился довольно неожиданной договоренностью о сотрудничестве украинских и голландских судостроителей. Как уточнил украинский премьер, это соглашение будет предусматривать строительство кораблей на украинских судостроительных заводах с привлечением кредитных ресурсов.

* * *

Впрочем, на практике это сотрудничество отмечалось и ранее. Так, украинская компания Smart Maritime Group (SMG, входит в состав частной группы компаний «Смарт-Холдинг») организовывала по заказу голландской Damen Shipyards постройку серии корпусов универсальных контейнеровозов на мощностях Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве, также входящего в «Смарт-Холдинг». Были и другие примеры партнерства.

Неожиданность же нынешних договоренностей состоит в том, что впервые за годы независимости Украины речь зашла о совместном с европейцами строительстве военных кораблей – ранее сотрудничество ограничивалось лишь гражданскими судами. Совместно построенные корабли будут предназначаться для нужд ВМС Украины, по крайней мере, так было официально заявлено украинской стороной по окончании переговоров.

Сразу после визита Николая Азарова в Нидерланды и заявления о договоренности создать украинско-голландскую рабочую группу по активизации сотрудничества в судостроении в SMG уточнили, что речь идет именно об этой компании (руководители SMG принимали участие во встрече представителей европейцев с премьер-министром Украины, которая носила «презентационно-ознакомительный характер»). В частности, SMG собирается строить корабли для ВМС в сотрудничестве все с тем же голландским партнером - Damen Shipyards. И хотя корабли будут строиться по проектам голландцев, базой для строительства будут мощности николаевского ЧСЗ. При этом глава набсовета SMG Павел Константинов уточнил, что украинская SMG и голландская Damen Shipyards, в случае успешности сотрудничества в строительстве военных кораблей, могут расширить партнерство и в области коммерческого судостроения.

Бросается в глаза тот факт, что в переговорах украинского премьер-министра с европейскими партнерами принимали участие представители не государственных судостроительных предприятий (которые, кстати, все последние годы прозябают без заказов), а частных структур. Такое впечатление, что хваленая украинская евроинтеграция нацелена на удовлетворение лишь аппетитов олигархов, тогда как государственные интересы никого не интересуют. Но куда более странным выглядит формат предстоящего сотрудничества. Впрочем, по порядку.

* * *

Начать стоит с того, что упомянутая голландская компания Damen Shipyards (а это весьма крупная мировая судостроительная группа с годовым оборотом свыше $1 млрд., владеющая более чем 50 судостроительными заводами по всему миру) еще десятилетие назад очень серьезно пыталась реализовать свои интересы в Украине, высоко оценивая потенциал украинского судостроения. Но эти усилия закончились с нулевым результатом. В частности, в 2000 году Damen Shipyards стала собственником 78% принадлежащих государству акций украинского ОАО «Судостроительный завод “Океан”». Причем в течение всего лишь одного года в результате дополнительной эмиссии акций «Океана» и выкупа части акций у портфельных инвесторов голландцы получили 98,7% акций судозавода.

О самом заводе. Судостроительный завод «Океан» был основан в 1951 году, ему принадлежит земельный участок площадью около 101 га и участок водной акватории площадью 42 га в Николаеве, общая длина достроечных набережных превышает 600 метров. Основные виды деятельности предприятия - судостроение и судоремонт. Здесь имеются две технологические линии крупнотоннажного (строительство танкеров и контейнеровозов) и среднетоннажного (баржи, понтоны, буксиры) судостроения. Продукция в советское время - супертраулеры, морские плавучие полупогружные установки для бурения нефтяных скважин, сухогрузы, рефрижераторы, нефтерудовозы, лесовозы. В 1972 году на «Океане» был введён в эксплуатацию один из крупнейших в Европе сухой док, а за период до 2000 года было построено более 300 судов различного водоизмещения.

В 2000 году Фонд госимущества Украины выставил предприятие на продажу, причем за копейки – упомянутые 78% акций обошлись голландцам в смешные для такого предприятия 26,3 млн. грн. Изначально закупила акции компания Holding Maatschappij Damen, принадлежащая Коммеру Дамену, также владеющему Damen Shipyards Group. После этой продажи ОАО «Судостроительный завод "Океан”» был переименован в ОАО «Дамен Шипярдс Океан», голландцы быстренько довели свой актив акций до 98,7% и взяли «Океан» под свой полный контроль. Руками украинских рабочих строили суда, худо-бедно поддерживали предприятие на плаву и строили радужные планы на будущее.

Но вдруг оказалось, что «Океан» под голландским руководством не особенно процветает. К 2006 году на заводе прошли серьезные сокращения (причем увольняли довольно хитро – путем принудительной отправки персонала в бессрочный неоплачиваемый отпуск, чтобы не платить пособия по увольнению), а задолженность по зарплате на предприятии достигла весьма серьезной по меркам Украины суммы в 11 млн. евро.

Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы помогать голландцам не взялись норвежцы в лице компании Aker Yards. В Нидерландах было создано совместное предприятие Okean B.V., сконцентрировавшее 98,7% акций «Океана», и норвежцы взялись погасить долги голландских партнеров, которые те успели наделать в Украине. Взамен за эту помощь норвежская Aker Yards стала собственником 50, 01% имевшихся у голландцев акций предприятия. Два года – с 2006 по 2008 г. – «Океаном» управляли голландцы и норвежцы, однако в конечном итоге норвежские партнеры выкупили акции у голландцев и получили завод в свою полную собственность. Так голландская Damen Shipyards бесславно убралась из Украины (к слову, норвежцы тоже задержались тут ненадолго, но это другая история).

* * *

Но вот на дворе осень 2013 года, и мы видим поразительную картину – та самая Damen Shipyards вдруг возжелала вернуться в Украину. Но, правда, в другом формате – без попыток получить в свою собственность украинские верфи. Хотя в данном случае голландцы ничем не рискуют: как сообщалось, «совместные» корабли на украинских верфях строить будут украинцы по европейским чертежам, то есть Нидерланды лишь предоставят техническую документацию. Это значит, что свою долю голландцы получат в любом случае, а вот будут построены эти корабли или нет – не их забота.

Такое партнерство, конечно, выглядит весьма странно, если учесть, что заявленный заказчик кораблей – украинские ВМС (если бы строительство осуществлялось в интересах ВМС европейских стран, можно было бы понять строительство по европейским проектам). Ведь в Украине хватает своих конструкторов, способных создавать современные боевые корабли. Взять, к примеру, Опытно-проектный центр кораблестроения в Николаеве, создавший строящийся первый украинский корвет. Зачем же обращаться к европейцам?

Разгадка этого секрета проста. Озвученная задача Damen Shipyards в этом партнерстве, кроме предоставления документации, состоит также в «содействии в организации привлечения долгосрочного финансирования строительства кораблей западноевропейскими коммерческими банками».

Уже заявлено, что участие в этом процессе примет страховое агентство Atradius – одна из ведущих мировых страховых компаний, занимающихся страхованием торговых кредитов и поручительством (ее доля на этом рынке превышает 31%), ежегодно обеспечивающая выполнение международных контрактов на сумму более 450 млрд. евро.

Стоит полагать, что ВМС Украины в роли заказчика как раз и нужны для того, чтобы привлечь эти кредиты под госгарантии Украины. Притом, что ВМС Украины на сегодня - весьма сомнительный по платежеспособности клиент. Минобороны Украины, имеющее в активе всего один проект по постройке боевого корабля, постоянно срывает график финансирования строительства – по некоторым данным, строящий корвет ЧСЗ уже второй год проводит работы в основном за счет собственных средств в расчете, что государство с ним рассчитается «когда-нибудь потом».

То есть этот корабль уже сам превратился в некоего ускользающего от украинских военных моряков «летучего голландца» с совершенно непонятной перспективой. Как в таких условиях можно рассчитывать на успешную работу в интересах ВМС Украины, остается загадкой.

Создается впечатление, что весь этот сыр-бор с украинско-голландским «судостроительным проектом» как раз и затевается для получения западных кредитов под госгарантии. Интерес европейцев в этом понятен. Голландские участники такого «партнерства» ровным счетом ничем не рискуют, поскольку их работа (в частности, комиссионные за привлечение кредитов и создание «европейских проектов» военных кораблей или – что кажется более вероятным – втюхивание чертежей уже имеющихся кораблей) стопроцентно будет оплачена. Европейские банки также не проиграют, ведь вложенные средства, если они даются под госгарантии, все равно вернутся – еще и с серьезными процентами.

Но вот в чем здесь интерес Украины? Куда разумнее для государства было бы самому привлекать кредиты для строительства кораблей и строить их по украинским проектам, давая работу своим КБ и спасая тем самым отечественный конструкторский потенциал.

Причем кредиты эти можно было бы брать у украинских банков, а не у европейских, поддерживая заодно и отечественную банковскую систему (тем более что после принятия в этом году правительственной Госпрограммы активизации развития экономики Украины на 2013-2014 гг. украинские банки изъявили готовность финансировать государственные проекты под госгарантии). Но работа ведется почему-то лишь в интересах европейцев. И каков смысл такого «партнерства» – непонятно.


Вернуться назад