Поставки российского газа на Украину принято считать основным содержанием непростых российско-украинских отношений. По крайней мере, именно эту тему чаще всего обсуждают в СМИ. Между тем, Украина и Россия не менее тесно и драматично связаны в области атомной энергетики.
Роль АЭС в энергетике Украины
Следует сказать несколько слов об украинской энергетике в целом. Функционирование оптового рынка электроэнергии обеспечивает госпредприятие «Энергорынок». Частные и государственные генерирующие компании продают произведённую энергию ему. При этом стоимость электроэнергии, произведённой государственными (в частности, атомными) электростанциями, устанавливается Национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ). А частные генерирующие компании поставляют энергию по нерегулируемому тарифу. По состоянию на 2013 год тариф для АЭС составлял около 0,21 грн за кВт/ч. Нерегулируемый колеблется от 0,54 грн (для ТЭС) до 5,05 грн (для солнечных электростанций, СЭС). Нетрудно заметить, что такая схема весьма выгодна собственникам частных ТЭС и СЭС. НАЭК «Энергоатом» (компания-оператор украинских АЭС) завершил прошлый год с убытком в размере 2,7 млрд грн. Компания ДТЭК крупнейшего олигарха Украины Рината Ахметова, которой принадлежит около 75 % тепловой электрогенерации в стране, — с прибылью 5,9 млрд грн. О прибылях СЭС (контролируются компаниями ДТЭК и Activ Solar, которую связывают с братьями Клюевыми) пока говорить рано: станции построены только в 2011–2012 гг. Однако при текущих тарифах — разрыв более чем 20-кратный — станции выйдут на самоокупаемость довольно скоро. И всё это за счёт атомной энергетики.
В наследство от СССР Украине достались 5 АЭС, из которых в данный момент работают 4 (ЧАЭС выведена из эксплуатации в 2001 году). Запорожская, Ровенская, Хмельницкая и Южно-Украинская атомные станции производят половину украинской электроэнергии.
Таким образом, роль АЭС в энергетическом балансе республики ключевая: они не только обеспечивают внутреннее потребление и экспорт, но и дают возможность сбалансировать стоимость электроэнергии для рынка в целом. Учитывая важность атомной энергетики для экономики и энергетической безопасности, правительство Украины должно проявлять особую заботу об этой отрасли.
Однако это происходит лишь на словах.
Проекты кооперации с РФ: 12-летнее топтание на месте
В 2006 году была принята правительственная программа, предусматривающая ввод в эксплуатацию до 2030 г. 11-ти новых энергоблоков. Цель серьёзная. Логично предположить, что для её реализации Украине необходимо было создать замкнутый цикл по производству ядерного топлива. Такие попытки действительно предпринимались. И Россия, заинтересованная в укреплении позиций на мировом рынке ядерного топлива, неоднократно предлагала Украине взаимовыгодную кооперацию.
Так, ещё в 2001 году было создано украинско-российско-казахстанское совместное предприятие «УкрТВС». Планировалось, что его задачей станет производство ТВС для реакторов, в т. ч. для АЭС Украины. При этом по договорённостям, Россия и Казахстан должны были предоставить технологии производства ядерного топлива. Украине отводилась роль поставщика циркония и урана. Однако до производства дело так и не дошло. По некоторым данным, перспективную для государства схему сотрудничества помешали реализовать украинские олигархи, чьи посреднические компании обеспечивают поставки российских ТВС ещё с середины 90-х гг. Кроме того, украинскую сторону в СП представлял Фонд госимущества Украины, наладить эффективное сотрудничество с которым, остальные члены «УкрТВС» так и не смогли. Вполне вероятно — по указанной выше причине.
К идее совместного российско-украинского предприятия, которое занималось бы разработкой украинских урановых месторождений и производством ядерного топлива, вернулись летом 2007 года. Тогда концерн «Укратомпром» и «Росатом» подписали протокол о создании совместного предприятия по добыче урана.
«Вкладывая деньги в покупку активов на Украине, мы готовы идти на их обмен. Мы можем предоставить «Укратомпрому» активы на территории России, в том числе по фабрикации топлива», заявлял глава «Росатома» Сергей Кириенко.
Однако, через полгода «Укратомпром» был ликвидирован решением нового правительства Юлии Тимошенко, сформированного по итогам выборов 2007 года. Отдельно отметим, что предложение о ликвидации было одобрено ещё в ноябре 2007 года, когда премьер-министром являлся Виктор Янукович. Как видим, внутриполитическое противостояние не мешало украинской элите блюсти собственные интересы в ущерб интересам государства. Как не мешает и сегодня.
Наконец, в 2010 году Киев получил ещё одно предложение о сотрудничестве, на этот раз лично от Владимира Путина: «Мы предлагаем создать крупный холдинг, который включал бы в себя объединённую генерацию, атомное машиностроение и топливный цикл». Фактически, было предложено возродить проект 2007 года, но в расширенной версии. Киев также должен был получить льготный кредит на достройку 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС. С тех пор прошло три года и уже очевидно, что и этот проект будет похоронен украинской стороной.
Вместо кооперации замещаем уран углём
Следует пояснить повышенное внимание к проектам кооперации Украины и РФ по производству ядерного топлива.
Во-первых, это в перспективе снизит стоимость ТВС для украинских станций, а, значит, снизит себестоимость электроэнергии для экономики и населения.
Во-вторых, льготные кредиты на достройку энергоблоков (а в перспективе — и новых станций) — это единственная возможность для Украины обновить парк своих АЭС. Дело в том, что в 2014-2020 гг. у большинства энергоблоков закончится срок эксплуатации. Вопрос продления сроков неоднозначен. Теоретически, энергоблоки могут работать сверх срока 10 и даже 15 лет. Практически же решение в отношении каждого блока должно приниматься индивидуально. Кроме того, перед принятием такого решения, энергоблок требует обследования и соответствующих работ. Таким образом, сверхсрочная работа энергоблоков на украинских АЭС не отменяет необходимости ввода в строй новых станций.
В-третьих, строительство новых энергоблоков обеспечит заказами украинское атомное машиностроение.
Однако, вместо реализации столь необходимого Украине проекта, Киев предпочитает сделать его предметом политического торга с РФ. Так, пресс-служба «Энергоатома» сообщила, что Украина и Китай намерены определить «объём будущего сотрудничества в сфере проектирования, строительства, введения в эксплуатацию, эксплуатации и технического обслуживания АЭС». Эксперты уже высказали предположение, что таким образом Киев попытается добиться от Москвы пересмотра формулы ценообразования на газ, разблокировав «взамен» забуксовавший проект атомной кооперации.
Впрочем, будет неверно списывать всё только на желание правительства Украины выторговать уступки. Достройка энергоблоков и АЭС, запланированных ещё при СССР, не выгодна представителям украинской элиты, приватизировавшим украинскую энергетику. Постепенное уменьшение выработки энергии атомными станциями (10–15 лет назад украинские АЭС вырабатывали свыше 60 % электроэнергии) позволяет замещать уран углём. Да, эти киловатты обходятся дороже и создают дополнительную нагрузку на и без того проблемную экологию Юго-Востока Украины. Однако именно это замещение позволяет функционировать цепочке «добыча — обогащение — использование» угля. Излишне говорить, кто контролирует эти цепочки.
Ну а пока атомная энергетика Украины продолжает существовать в тени страстей украинской элиты. Которая, с одной стороны, хотела бы и дальше эксплуатировать государственные АЭС, перекачивая прибыли от реализации электроэнергии собственникам частных ТЭС и СЭС. С другой, даже для украинской элиты очевидно, чем грозит энергетическому балансу республики дальнейшее затягивание модернизации атомной энергетики. Способы, которые изыскивает правительство в стремлении усидеть на двух стульях, поражают воображение. Вместо разморозки предложения Путина трёхлетней давности Киев решил стимулировать постройку украинцами домашних СЭС. Когда-то похожими методами Мао Цзэдун пытался повысить выплавку стали в Китае. Ждать ли проектов строительства домашних АЭС от «Энергоатома» и его новых китайских друзей?