ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Дмитрий Панкин: ФСФР работала эффективно

Дмитрий Панкин: ФСФР работала эффективно


30-08-2013, 14:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

С 1 сентября Федеральная служба по финансовым рынкам прекратит свое существование. В Центробанк перейдут как функции регулятора, так и его сотрудники. Отказался от нового места работы только нынешний глава службы Дмитрий Панкин. О причинах этого, а также об итогах своей работы он рассказал в эксклюзивном интервью нашему каналу.

1 сентября Федеральная служба по финансовым рынкам прекратит свое существование. В Центробанк перейдут как функции регулятора, так и его сотрудники. Отказался от нового места работы только нынешний глава службы Дмитрий Панкин.

Дмитрий Владимирович, начну с новости, которая стала неожиданностью для некоторых участников рынка. Вы не переходите на работу в Центробанк, потому что функции Федеральной службы по финансовым рынкам сейчас с 1 сентября будут переданы в ЦБ. Почему вы не переходите и чем вы чем будите заниматься дальше?

Я думаю в Центробанк пришел новый руководитель, формирует свою новую команду, наверно целесообразно дать все возможности Эльвре Набиулиной сформировать эффективную команду. Я лучше останусь последним руководителям федерального органа исполнительной власти.

Тоже почетная история.

Да.

А помощники ваши переходят на работу в Центробанк? Не попадут ли под определённое сокращение?

Нет. Вы знаете, как по дорожной карте, которая была утверждена правительством, все сотрудники федеральной службы имеют возможность перейти в Центральный банк. И мой заместитель и начальники управления получили предложения на переход в Центральный банк, в службу Центрального банка по финансовым рынкам. Дальше каждый будет принимать решение, будет он переходить или не будет.

А чем будите заниматься вы? Это госслужба или бизнес?

Вы знаете, полезно менять кардинально свою деятельность. Например, уйти горнолыжным тренером или яхтенным капитаном. Но я, к сожалению, думаю, что мне это не грозит в ближайшие годы. Есть целый ряд интересных проектов, которые сейчас обсуждаются, и мне было бы интересно ими заняться, так что поживем несколько месяцев, посмотрим.

Вы выглядите очень спокойным. Когда вы думали то том, что будите покидать это новое ведомство, которое будет работать внутри Центробанка, наверняка анализировали, подводили какие-то итоги. Я предлагаю сейчас сделать это вместе. Вы довольны в каком состоянии оставляете ФСФР?

Вы знаете, я доволен, я считаю, что были 2 очень интересных года, и два года потраченных отнюдь не зря.

Вы формулируете целых два года, или всего два года?

И целых, и всего. Во-первых, получилось так, что работали мы в постоянном стрессе. Первое, когда я пришел, это было объединение со Страхнадзором. Это ломка всей структуры, объединение, поиск синергии двух структур. Не успели мы объединиться и определить свои перспективы, чем служба должна заниматься, наше видение, как было принято решение о том, что служба сливается с Центробанком и переходит в Центробанк. Соответственно, это тоже стресс для сотрудников. Мы должны сокращать численность и параллельно осваивать новые функции - микрофинансирование, контроль регулирования микро финансового рынка, инсайд. Вот в таких условиях приходилось нам работать.

Я даже удивлен, что в этих условиях удалось сделать, на мой взгляд, достаточное многое. Служба работала в общем-то эффективно, без каких-то проколов. Оглядываясь на 2 года, можно сказать, что где-то мы серьезно ошиблись, приняли неправильное решение, не знаю. Может быть участники рынка могут указать на ошибки, которые я не вижу.

Нам удалось сделать серьезные шаги по информатизации. Когда я пришел, меня поразило состояние информатизации. В службе по ценным бумагам и по страховым рынкам тонны бумажных документов. Коридоры, которые завалены папками с отчетностью. Серьезные шаги были сделаны по переводу отчетности на электронный режим, введены системы электронных кабинетов, с которыми проф участники могут общаться: сдавать отчетность, отвечать на предписания. Не все еще сделано. Пока нет четкости во взаимодействии. Значительно лучше будет организация взаимодействия через систему электронной взаимосвязи. Так что будем двигаться дальше в этом направлении.

Очень интересная история регулирование и надзор на фондовом рынке. Хотелось бы поподробнее на этой теме остановиться. Действительно от ФСФР ждали, что будет наведен определённый порядок. Вам кажется, что уже четкие границы выстроены?

За эти годы, я считаю, сделано очень много, в построении нормальной инфраструктуры фондового рынка, соответствующей международным стандартам. По большому счету, мы можем говорить, что сейчас у нас выстроена инфраструктура соответствующая международным стандартам. Есть биржа, есть центральный контрагент на бирже, есть центральный депозитарий, с 1 сентября будет система расчетов Т+2, которая, опять таки, соответствует стандартам. Есть отчетность, которую сдают профучастники, которая соответствующая международным требованиям. И это я считаю, большой плюс и большой результат того, что удалось сделать за эти последние годы.

А ведь меняется психология участников рынка, все кому нужно знают, что происходит на рынке. Ну, естественно, есть более значимые истории, есть менее значимые истории. Становится ли таких историй меньше, и стало ли меньше скептиков?

Мы насчитали, что у нас 24 расследования по манипулированию. Каждое расследование, это сотни запросов, это многочисленные контакты и с интернет провайдерами и с телефонными компаниями, другими регуляторами, со многими профучастниками. Мы уже приучили рынок, что эти запросы поступают. Думаю, что дело сдвинулось с нулевой отметки, и думаю Центробанк, с возможностям по привлечению дополнительного персонала, сможет активно подхватить эту деятельность.

За несколько дней до окончания срока ваших полномочий на посту главы ФСФР, появился долгожданный проект процессуального надзора за участниками фондового рынка. Если этот проект превратится в документ, если все будет принято, должно случить так, что участники рынка: управляющие компании и брокеры будут рассчитывать на мотивы достаточности капитала, как сейчас это делают банки. Это очень важная история. Почему проект появился именно сейчас?

Это должно было появиться чуть раньше. У нас был внутренний срок 1 июля, потом внутренний срок был 1 августа, но документ очень тяжелый. Приходилось буквально вытрясать и мобилизовать все внутренние резервы сотрудников, чтобы проект документа появился. Ощущение следующее. Абсолютно правильно, что мы должны вводить элементы провинциального надзора за профучастниками. Надо распространить и нормы регулирования на этот нерегулируемый сегмент.

Второй аргумент, у мы до недавнего времени фактически никак не оценивали объем риска, который берет на себя тот или иной профучастник. Смотрели лицензионное требование, в срок представленную отчетность, есть проф аттестаты, ну и хорошо. А то, что миллиардные операции идут через офшоры, и средства клиентов могут быть использованы совсем не так как клиент на это надеется, до этого не доходили руки. С этой точки зрения, конечно, правильно и хорошо, что мы занимаемся этим провинциальным надзором и стали серьезно анализировать те риски, которые берет на себя профучастник.

Но меня настораживает сложнейшая инструкция, сложнейшие формулы, сложнейшие расчеты. Каждый профучастник фактически должен сейчас заниматься чуть ли не ежедневными расчетами этих нормативов, брать дополнительный персонал, который будет это рассчитывать. К чему вообще идет наш финансовый рынок? Он идет к тому, что объем регуляторной нагрузки каждый год все больше возрастает.

Противодействие отмыванию нужная вещь? Нужная. Отмывают? Отмывают. Но в результате нагрузка на профучастника, который должен заполнять кучу анкет, анализировать клиентов, не анализировать бизнес клиента, а анализировать его прибыльность. Анализировать то, какой доход получит брокер от этого клиента, анализировать с точки зрения отмывания денег, с точки зрения, опять таки, предоставления отчетов федерального ведомства.

Это меня, честно говоря, беспокоит. Это, на мой взгляд, во многом убивает мелкий и средний бизнес на финансовом рынке. Это огромная, серьезнейшая регуляторная нагрузка на бизнес, которая все увеличивается и увеличивается. Часто даже сами руководители и специалисты не видят и не ощущают полного объема регуляторных требований.

У меня тут были интересные встречи с американскими инвест банками. Я их спрашиваю их, читали ли они последнее американское регулирование фондового рынка. Нет, не читали, ведь в этом документе 3 тысячи страниц.

Просто невозможно физически.

Невозможно прочитать. Даже юристы полностью эти 3 тысячи страниц не в силах освоить. Каждый какой-то отдельный блок прочитал, другой какой-то блок прочитал и все. Это усложнение регулирования, оно серьезно затрудняет работу, особенно для мелких и средних профучастников.

Целый горизонт очерчен для руководителей службы, которая будет внутри Центробанка. Наверно придется лоббировать решение этой проблемы. Как вам кажется, команда которая сейчас из ФСФР переходи в Центробанка, и новое руководство, которое будет осуществлять эту деятельность, справится с этими задачами? Можете ли вы сказать, что передаете службу в надежные руки ?

Мне искренне хотелось бы, чтобы они справились. Я считаю, что ребята, безусловно, грамотные и толковые. Главное, чтобы не делали резких поспешных движений. Финансовый и банковский финансовый рынок не любят каких-то резких движений и резких изменений. Понятно, что хочется быстро улучшить и изменить, но иногда лучше взять паузу, посмотреть лишний раз, посоветоваться с участниками рынка, и сделать какие-то изменения не так быстро. Но так, чтобы они не были неожиданными, а были предсказуемыми для участников рынка. Ведь работать можно на любых рынках, но если правила игры стабильны и понятны.

Дмитрий Владимирович, я вам желаю успеха. Надеюсь, что на новом месте работы мы будем видеться не реже. И спасибо вам за то, что нашли время и ответили на наши вопросы.

Беседу провел ведущий ТК "Россия-24" Алексей Бобровский.


Вернуться назад