ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Минфин предлагает регионам деньги в обмен на самостоятельность
Минфин предлагает регионам деньги в обмен на самостоятельность24-08-2013, 13:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Минфин намерен резко сузить бюджетную самостоятельность регионов, получающих дотации из федерального центра. Бить будут по кошелькам чиновников
Москва. 23 августа. FINMARKET.RU - Самостоятельность региональных и муниципальных властей, получающих финансовую поддержку из федерального бюджета или бюджета субъекта, уже ограничена Бюджетным кодексом. Но стагнация в экономике, которая уже привела к падению собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе снижению поступлений налога на прибыль, гонит регионы с протянутой рукой в Минфин. Помощь регионам ведомство Антона Силуанова решило разменять на ограничение их финансовой самостоятельности и усиление контроля над расходами субъектов. На едином портале проектов нормативных актов опубликован законопроект, разработанный в Минфине. Он предполагает региональным властям выбрать между федеральными деньгами и бюджетной самостоятельностью. Если регион решит отказаться от субсидий, тогда он получит свободу внешних заимствований, сможет размещать временно свободные бюджетные средства в банках и устанавливать своим чиновникам без оглядки на Москву. Если выберет федеральные деньги, зарплаты чиновникам определят в Москве, а о займах придется забыть.
По данным Казначейства, по итогам шести месяцев всего 10 российских регионов не получали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: обе столицы и обе столичные области, Татарстан, Тюменская и Сахалинская области, а также Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа.
При расчете уровня дотационности не будут учитываться только "призовые" дотации регионам, достигшим наилучших результатов по увеличению собственного налогового потенциала. Да и то только до 2017 года. Пока эксперты не готовы оценить, как скажется на бюджетной самостоятельности регионов переход от долей всех трансфертов к долям дотаций от доходов субъектов. Но обращают внимание, что в планах Минфина есть заметное увеличение веса именно дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности среди остальных федеральных трансфертов в регионы.
Галина Курляндская, Центр фискальной политики
"Давно говорили о том, что уровень дотационности бюджетов субъектов надо определять только по доле дотаций, без учета субсидий. Субсидии - это деньги, которые даются регионам на поддержку исполнения ими своих полномочий. Они достаются не всем, а только тем, кто готов софинансировать. Это тоже помощь, но не только бедным, они не могут служить свидетельством дотационности. Очень часто субсидии регионам просто навязывались, отказаться от них регионы не могли, и это сразу повышало уровень их дотационности и ограничивало бюджетные права. Регионы требовали, чтобы субсидии просто не учитывались в числе бюджетных трансфертов, влияющих на уровень бюджетных полномочий. Однако поправки в БК, хоть и согласились их не считать, но при этом понизили планку дотационности. В итоге, скорее всего, под эту планку попадут примерно те же регионы, что и сейчас. Хотя у отдельных регионов положение может измениться. В послекризисный период и, судя по госпрограмме Минфина, в перспективе до 2020 года, будет существенное сокращение объема межбюджетных трансфертов за счет субсидий и дотаций на сбалансированность. Как результат, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в межбюджетных трансфертах постепенно будет расти. Ограничивать бюджетные права регионов в зависимости от уровня дотационности не корректно. Лучше это делать в зависимости от качества управления финансами. Есть богатые регионы, которые плохо управляют имеющимися у них финансовыми ресурсами, а есть бедные, которые неплохо с этим справляются. Соглашений между Минфином и регионами достаточно много. Они позволяют сотрудниками Минфина более тщательно контролировать бюджетные процессы в регионах, директорам департамента министерства напрямую обращаться к губернаторам, напоминая им о принятых субъектом РФ обязательствах. К сожалению, регионы, особенно высокодотационные, продолжают ходить на поклон в Минфин. Там можно "выпросить" бюджетные кредиты и дотации на сбалансированность, распределение которых еще недостаточно прозрачно. Новый порядок учета дотационности в целях ограничения некоторых бюджетных прав скажется на входящих в состав Тюменской и Архангельской областей автономных округов. Дело в том, что дотация на выравнивание перечисляется в бюджет "головного" субъекта РФ (Тюменской или Архангельской областей), а уж потом они напрямую могут передать дотации муниципалитетам автономных округов. В случае с "расширенной" (с учетом округов) Тюменской областью, ее совокупная бюджетная обеспеченность находится выше среднероссийской, и дотаций на выравнивание ей не полагаются. При этом и Тюменская область, и ХМАО, и ЯНАО самостоятельно, за счет своих бюджетных средств выравнивают муниципалитеты путем передачи дотаций на выравнивание. Пока всем этим трем субъектам можно брать международные займы. А вот с Архангельской областью - по-другому: "консолидированная" бюджетная обеспеченность Архангельской области и Ненецкого АО находится ниже среднероссийской и в бюджет Архангельской области поступает трансферт. Между Архангельской областью и Ненецким АО нет договора о разграничении полномочий, и полномочие по выравниванию муниципальных образований Ненецкого округа лежит на Архангельской области. Но эти муниципалитеты достаточно богаты и не могут претендовать на дотации на выравнивание. Таким образом, собственно Архангельская область брать внешние займы не может, а Ненецкий АО - может.".
Борис Копейкин, рейтинговое агентство Standard&Poor's
"В долговой политике регионов поправки Минфина ничего не изменят. После кризиса 1998 года регионам фактически запретили привлекать внешние займы. До недавнего времени это можно было делать только в рамках рефинансирования уже существующего внешнего долга. Несмотря на недавние послабления, внешние долговые обязательства остались только у двух эмитентов: у Москвы, у которой еврооблигации гасятся в 2016 году, и небольшой, порядка $25 млн, валютный кредит у Башкортостана. Со стороны Минфина это скорее какое-то действие, нацеленное на отдаленное будущее. Мы работаем с 18 регионами и муниципалитетами, у которых есть наши рейтинги, и мне не известно о каких-либо их планах по выходу на внешние рынки, в том числе с рублевыми еврооблигациями. Наоборот, сейчас многое делается для упрощения прихода иностранных инвесторов на внутренний российский облигационный рынок. Среди причин непопулярности внешних займов в российских регионах можно назвать процедурные сложности и вопрос рисков. Если у вас долги номинированы в валюте, а доходы в рублях, то возникает валютный риск, на котором в 1998 году многие регионы очень сильно обожглись. У многих ситуация тогда была очень тяжелой, когда объем обязательств в национальной валюте вырос сразу в несколько раз".
Владимир Шишов, Центр исследования бюджетных отношений
"Предусмотренные в Бюджетном кодексе меры направлены на повышение ответственности субъектов РФ за осуществляемую экономическую и бюджетную политику. Предлагаемые изменения говорят о том, что идет мобилизация внутренних ресурсов регионов, чтобы они, пользуясь административным ресурсом, повышали бюджетную эффективность, а не только надеялись на дотационную иглу. Хотят самостоятельности, пусть изыскивают собственные бюджетные ресурсы, проводят более ответственную политику, принимают более просчитанные решения. С другой стороны, это попытка Минфина регламентировать, формализовать процедуры предоставления регионам федеральных трансфертов. Это составление для региональных властей своеобразной roadmap: каждый себе может выбрать путь, как сценарии развития - оптимистический, пессимистический, и исходя из этого выстраивать свою политику. Дотационность становится дисквалификационным критерием для местных властей, чтобы у региона появился стимул для роста. Дотационность становится невыгодной. Если даже к материнскому капиталу Минфин начинает присматриваться как к резерву для снижения бюджетных расходов, то к дотациям регионам подход будет не менее категоричным. Не знаю, насколько ограничение расходов на содержание органов государственной власти в регионах затронет высшее звено руководства. Президент Владимир Путин уже говорил о неэффективности подобного ограничения для бюджетных учреждений. Оказалось, что зарплата руководящего состава превышает зарплату сотрудников среднего звена в 7-8 раз"
Вернуться назад |