ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Седильо: надо вывести экономику Мексики из тени

Седильо: надо вывести экономику Мексики из тени


17-08-2013, 12:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Мексика испытывает замедление экономического роста начиная с 2012 г., однако уже конкурирует с КНР по привлечению международных компаний на свою территорию. О том, что необходимо сделать для роста экономики страны, рассказал ее бывший президент Эрнесто Седильо.

Экс-президент Мексики считает, что страна может много выиграть от глобализиации мировой экономики.

Добрый день, г-н Седильо, мой первый вопрос касается состояния экономики Мексики. Многие развивающиеся страны испытывают замедление темпов экономического роста. По сравнению с другими развивающимися странами экономика Мексики устойчивее?

Экономика Мексики также испытывает замедление экономического роста начиная со второго полугодия 2012 года. И в этом нет ничего удивительного. Частично причина этого торможения лежит в значительном замедлении роста экономики США, с которой связана наша экономика, и в волатильности на международных финансовых рынках. Таким образом, экономика Мексики была затронута, но тем не менее согласно прогнозам рост ВВП составит примерно 3,5% в текущем году. Я бы сказал, что учитывая текущее состояние международной экономики, что экономика Мексики чувствует себя довольно неплохо.

В будущем мы надеемся на укрепление позиций экономики Мексики на международной арене, но при этом нам необходимо ускорение процесса реформирования экономики. Поэтому очень важным является амбициозный план нового правительства Мексики по проведению реформ. В этом свете необходима совместная и успешная работа всех политических партий по реализации этого плана экономических реформ.

Какие части мексиканского общества и экономики нуждаются в реформировании для ускорения роста?

Правительство и политические силы конгресса подписали документ, который называется "Пакт за Мексику" и представляет собой соглашение по реализации программы структурных преобразований. В этом пакте обозначен ряд важнейший направлений для реформирования. Первый пункт – это амбициозная реформа образовательной системы. Это очень важно. В этой связи уже одобрена конституциональная реформа, обеспечивающая устойчивую основу для развития образования в Мексике.

Также одобрен новый закон для реформирования телекоммуникационного сектора. Этот закон направлен на увеличение конкуренции в телекоммуникационном секторе, поскольку правительство считает (и я думаю, что это правильно), что эта конкуренция обеспечит увеличение инвестиций и ускорение процесса технологических преобразований. В результате это будет способствовать расширению доступа населения Мексики к современным телекоммуникациям, включая интернет. Президент также четко дал понять, что целью властей является "открытие" энергетического сектора и, в частности, нефтегазового сектора, который сейчас полностью монополизирован мексиканским правительством.

Теперь власти хотят открыть его для частных внутренних и зарубежных инвестиций. Пока не было представлено конкретных характеристик реформ этого направления, но уже заявлена цель по привлечению частных инвестиций в сектор. Надеюсь, в течение ближайших нескольких месяцев правительство и конгресс достигнут соглашения относительно конституциональной и законодательной реформы, направленной на это "открытие" нефтегазового сектора для частных инвестиций. Кроме того, в конце прошлого года началась реформа рынка труда. Я думаю, что правительству и конгрессу стоит сделать все возможное для увеличения гибкости рынка труда с целью повышения занятости населения в динамично развивающихся секторах мексиканской экономики. Также существует потребность в реформе налогообложения.

В Мексике довольно низкие налоговые доходы в составе ВВП и вообще очень небольшие налоговые поступления, учитывая уровень развития Мексики. Это означает низкий уровень государственных сбережений, государственных инвестиций, недостаток развития инфраструктуры, недостаток ресурсов для инвестирования в образование, в здравоохранение и в другие важные направления. Я надеюсь, что исполнительная власть и конгресс в течение следующего года согласуют вопросы проведения налоговой реформы, которая позволит увеличить налоговую базу и нарастить ресурсы государства.

Последний, но не менее важный пункт, а возможно, и даже более важный, - это реформа системы безопасности. Правительство нацелено на укрепление правовой системы и увеличение безопасности граждан. Надеюсь, правительство и политические партии Конгресса Мексики предпримут решительные и серьезные меры для укрепления правовых институтов и улучшения правовых норм, правоохранительной системы и обеспечения механизмов, направленных на укрепление юридической системы Мексики.



Давайте подробнее поговорим о реформировании образовательной системы. Насколько я знаю, примерно 60% мексиканской рабочей силы не закончили среднюю школу. Как вы считаете, стоит ли ждать снижения этого показателя?

Да, я думаю, что тенденция довольно ясная. Чем больше мер будут принимать власти в направлении образования, тем больше людей будут заканчивать среднюю школу и колледж. Я думаю, что вопрос даже не в этом. Вопрос в необходимости увеличения инвестиций в образовательную систему, для того чтобы большее количество людей имели возможность пойти в школу. Сейчас есть проблема в качестве образования и применимости образования. Довольно много людей получают начальное, среднее и даже университетское образование, но качество его страдает. Поэтому реформирование в образовании направлено на увеличение доступа населения к образованию, а также на повышение качества и применимости образования на рынке труда. Я надеюсь, что власти сделают это.

Как вы считаете, стоит ли властям прислушиваться к заявлениям корпоративного сектора о том, что необходимы специалисты в сфере IT и высоких технологий? Будут ли власти прислушиваться к таким заявлениям и обеспечивать получение таких профессий?

Об этом говорит не только корпоративный сектор. Правительство также признает необходимость того, чтобы образовательная система увеличивала число специалистов технического направления, особенно в области IT. В результате одной из программ правительства является амбициозный план по внедрению компьютеров в общее образование. Я надеюсь, что в течение следующих нескольких лет реализации этого плана данное направление будет укрепляться в средних школах и колледжах. Да, частному сектору требуется высококвалифицированная рабочая сила, и к счастью, это требование совпадает с целью правительства и Конгресса Мексики.

Да, это общая цель.

Да, но для достижения этой цели необходимо инвестировать средства. А для получения ресурсов для инвестиций в образовательную систему необходимо проведение структурных реформ.

Как вы думаете, нужно ли увеличивать гибкость и динамичность рынка труда Мексики?

Гибкость в этом направлении означает облегчение доступа к рынку труда, а для предпринимателей – возможность обеспечить занятость рабочих в компаниях и секторах экономики. Мы имеем систему, при которой наем и увольнение рабочей силы требует высоких затрат. Это по определению дорогая система. Для улучшения ситуации были внесены изменения в правовую систему, но их недостаточно.

Сейчас существует большой разрыв между стоимостью рабочей силы в официальном секторе экономики и в неофициальном секторе экономики. Я думаю, что этот разрыв надо сокращать при помощи снижения налогов с фонда оплаты труда и при помощи создания универсальной системы социальной защиты. Такая система предполагает, чтобы каждый, кто хочет получить доступ к социальной системе, платил за эти услуги, а тому, кому необходимо субсидирование, получал это субсидирование.

Нынешняя система предполагает субсидирование людей в неофициальном секторе экономики, при этом платят за это люди, работающие в официальном секторе. В результате мы получаем разрыв свыше 30% в стоимости рабочей силы между официальным и неофициальным секторами экономики. Это негативно отражается на состоянии занятости населения и зарплатах. И кроме того, это очень дискриминационная система для людей, которые остаются в неофициальном секторе экономики.

Но у предприятий в неофициальном секторе экономики меньше возможностей, для того чтобы платить высокие налоги.

Я думаю, что целью должно быть обоснованное сокращение неофициального сектора. Ведь люди хотят быть в официальном секторе, повышать производительность, получать более высокий доход, платить более высокие зарплаты. Это то, к чему стремятся большинство людей. Сейчас ситуация такова, что люди находятся в неофициальном секторе просто потому, что у них нет другого выбора, или просто потому, что работать в неофициальном секторе дешевле. Просто дорого содержать фирму с 10-ю сотрудниками, поэтому люди предпочитают крошечную фирму индивидуального предпринимательства, где они работают сами на себя или где работает всего два-три сотрудника. Но такая фирма, скорее всего, обладает низкой производительностью и полностью неконкурентоспособна.

Я хотел бы поговорить о докладе компании BCG, в котором говорится, что рынок труда Мексики сейчас по дешевизне сравним с рынком труда Китая с точки зрения стоимости рабочей силы. Как вы думаете, в связи с этим американские компании могут начать переводить свое производство из Китая в Мексику для снижения логистических затрат?

Да, такое происходит. Но я не думаю, что Мексике стоит выстраивать свое экономическое будущее, ориентируясь на реальные зарплаты в Китае. Я думаю, что Мексике необходимо сделать все возможное для обеспечения конкурентоспособной экономики. И мы не хотим, чтобы наша экономика основывалась исключительно на низких зарплатах. Я думаю, нам нужно бороться за качество человеческого капитала для привлечения бизнеса в Мексику. Ведь мексиканские работники – это хороший человеческий капитал, это очень эффективная и дисциплинированная рабочая сила. Необходимо увеличивать возможности и способности для повышения конкурентоспособности мексиканской экономики.

Я думаю, что продолжение быстрого роста экономики Китая в интересах Мексики, поскольку это очень важная часть мировой экономики. А если мировая экономика будет расти, это будет означать больше возможностей для Мексики. Да, возможно, мексиканская экономика немного более конкурентоспособная, чем несколько лет тому назад по сравнению с Китаем, но это было потому, что реальные заработные платы в Китае росли быстрее, чем в Мексике. Возможно, это не слишком хорошие новости. Мы хотим, чтобы реальные зарплаты в Мексике росли, но этот рост должен исходить из повышения производительности. Это возвращает меня к вопросу о структурных реформах. Эти реформы необходимы для повышения производительности и оплаты труда рабочей силы.

Как отражается на Мексике ситуация на энергетическом рынке США? Сейчас там очень дешевый природный газ: 5 долларов за миллион британских тепловых единиц. Как это отражается на конкурентоспособности мексиканского энергетического рынка?

Мексика импортирует большие объемы природного газа из США, и поэтому, конечно, значительное снижение цены на данный энергоресурс за последние четыре года из-за сланцевого газа – это хорошая новость для нас. Но есть еще один неоднозначный момент, о котором надо сказать. В Мексике есть довольно большие запасы природного газа, однако страна не может их добывать из-за недостатка инвестиций. Было бы гораздо лучше, если бы вместо импорта дешевого газа из США Мексика сама его добывала. И это одна из причин, по которой новое правительство и конгресс говорят о необходимости реформирования энергетического сектора, для того чтобы у страны появилась возможность рациональной добычи энергоресурсов, включая газ, для благ Мексики. Сейчас очень интересные события происходят в Северной Америке. Если Мексике удастся развивать это направление, если Канада останется важным добытчиком газа и если ожидания в отношении США подтвердятся, тогда регион Северной Америки очень скоро станет самодостаточным в энергетике. И это укрепит конкурентоспособность региона на международном рынке.

А что вы думаете о негативном влиянии добычи сланцевого газа на окружающую среду?

Я думаю, что на этот вопрос лучше меня могут ответить ученые и инженеры. Я считаю, что правительство должно быть очень внимательным в этом вопросе и регулировать индустрию добычи сланцевого газа, чтобы избежать урона окружающей среде. Конечно, некоторые компании сейчас громко заявляют о наличии безопасных технологий. Кроме того, многое зависит от места, где производится добыча и от химических средств, которые используются для этого. Именно поэтому нужно четкое регулирование и надзор. Еще необходимо налогообложение на добычу сланцевого газа в качестве законного средства, необходимого для интернационализации внешних издержек, вызванных добычей газа. Я думаю, что это проблема, у которой должно быть техническое и экономическое решение.

Мой следующей вопрос касается соглашений о свободной торговли между Мексикой и другими странами. Примерно 60% ВВП Мексики поступает от экспорто-импортных отношений. Сейчас у Мексики подписано 44 соглашения о свободной торговле с различными странами. Как вы оцениваете плюсы и минусы этой ситуации?

Мексика заключила соглашения о свободной торговле с крупнейшими и наиболее конкурентоспособными экономиками мира в начале 1990-х годов. Тогда многие люди говорили об отрицательных и даже разрушительных последствиях соглашения о свободной торговле с США для экономики Мексики. Но сейчас мы видим, что это не так. Мексиканская экономика оказалась в исключительно выигрышном положении благодаря НАФТА. И никакие разрушительные последствия, которые пророчили Мексике, так и не реализовались. Наоборот, на мой взгляд, мексиканская экономика стала более конкурентоспособной, ее положение улучшилось, а самые лучше рабочие места в ней за последние двадцать лет были созданы благодаря секторам, которые являются частью мировой экономики. Я бы сказал, что НАФТА для Мексики – это очень важный фактор, который позволяет опровергнуть все заблуждения относительно негативного влияния на экономику со стороны соглашения о свободной торговле. Наоборот, опыт с НАФТА оказывает, что свободная торговля – это крайне положительный фактор.

Дело в том, что иногда, когда в экономике начинаются проблемы, некоторые люди, и особенно некоторые политики, находят самый легкий способ обосновать эти проблемы: они просто обвиняют в этих проблемах других – мировую экономику, соседние страны, международную конкуренцию. Но это ошибка, потому что большинство этих проблем появляются из-за того, что власти стран просто вовремя не противостоят своим внутренним экономическим, политическим, правовым или социальным трудностям. И неправильно перелагать вину за это на международную торговлю. Я думаю, что власти должны быть более искренними и признать, что проблемы с конкурентоспособностью в экономике появляются из-за того, что не были предприняты необходимые меры для повышения уровня образования и создания необходимой инфраструктуры. Тут не нужно винить других – нужно решать свои собственные проблемы.

Как обстоят дела с безопасностью в Мексике? За последние 5 лет произошел резкий всплеск насилия, связанный с наркопреступностью. Как это отражается на мексиканской экономике и какие меры необходимы для борьбы с данной ситуацией?

Хоть я уже никак не связан с правительством, я могу сказать, что эта проблема является очень серьезной для мексиканского общества. Это проблема означает очень серьезные затраты для мексиканской экономики. Я не обладаю точными цифрами, но это высокие цифры. Но еще более важным является то, что это угроза для мексиканского общества, которая подразумевает небезопасность, угрозу и нестабильность. Власти Мексики должны очень серьезно подойти к решению этой проблемы: для этого необходима более стабильная и эффективная система безопасности и юстиции. Но также верным является то, что пока есть страны, где наркотики пользуются спросом и люди хотят платить за них, то это говорит о том, что одна Мексика не сможет решить эту проблему. Я думаю, что тем не менее необходимо выполнять свою собственную задачу, не ожидая, пока все остальные будут выполнять свою задачу, но если мы выполняем свою работу, то мы можем требовать, чтобы все остальные также делали свою часть работы для решения этой проблемы.

Как показывают последние данные, эта война с наркотиками, которая ведется последние десятилетия, провалилась. И провалилась она, потому что эту проблему с наркотиками рассматривают как криминальную проблему, а не как проблему медицинского характера, проблему в области здравоохранения. И это неправильно. Необходимо изменить наш способ мышления, чтобы не обращаться с наркозависимыми, как с преступниками. Сегодня гротескная ситуация: правительство заявляет о том, что потребление наркотиков – это незаконно. Но наркоманы страдают от зависимости, и это значит, что они больны. И неважно, что скажут власти, – они все равно будут употреблять наркотики. И в результате такого отношения появляется бизнес и целый черный рынок с огромными доходами и денежными потоками в пользу криминала, коррупции и насилия. И все это подрывает общество и государство. И это говорит о том, что политика неправильная, необходимо регулирование, которое позволит вывести бизнес из рук криминальных кругов и обращаться с людьми исходя из принципов прав человека.

Какую роль играют международные финансовые институты в этой сфере? В прошлом году были сообщения о том, что банк HSBC участвовал в отмывании денег мексиканских наркокартелей, например.

Все это разговоры о проблеме, а я хотел бы видеть решение проблемы на корню. Неправильно, что такие прибыли вообще существуют. А если они существуют, то рано или поздно они находят путь к финансовым посредникам, потому что это деньги, и они вращаются и перетекают в финансовую систему и обратно. И так или иначе, это большие объемы денег, и происходит отмывание денег. И иногда, к сожалению, в процесс оказываются втянутыми финансовые институты. И если финансовые институты участвуют в этом процессе, то они должны быть наказаны, но тем не менее проблема остается, и нужно решать корень проблемы.


Вернуться назад