Как рассказали «Ъ» несколько банкиров, на рынке денежных переводов распространяется новый вид мошенничества. По словам сотрудника службы безопасности одного из банков, попросившего об анонимности, схема хищения средств такова: мошенники звонят в отделение банка, представляются техническими сотрудниками системы денежных переводов, с которой этот банк работает, и просят сделать тестовый перевод на большую сумму, мотивируя это желанием устранить технические сбои — например, задвоение переводов, ошибки округления для больших сумм и т. п. При этом для проверки прохождения перевода они просят назвать контрольный номер, зная который можно получить средства. Обычно первая тестовая попытка оказывается «неудачной», а ее повтор увеличивает сумму хищения, рассказывают собеседники «Ъ». «Размер перевода обычно составляет 500 тыс. руб., затем деньги обналичиваются, и уже через 10-20 минут после операции установить личность мошенника практически невозможно»,-- уточнил один из них.
Оценить масштаб проблемы пока невозможно. Банки из топ-10 в официальных ответах на запрос «Ъ» утверждают, что о ней не слышали. «Мы с подобными случаями мошенничества не сталкивались,-- ответили в пресс-службе Банка Москвы.-- Проведение платежей в нашей системе происходит с обязательным контролем, который не позволяет осуществить перевод денежных средств по телефонному звонку». «Центр обслуживания вызовов Альфа-банка никогда не осуществлял внешних переводов ни на какие счета ни при каких обстоятельствах»,-- отметили в пресс-службе. Не было подобных случаев также в Сбербанке и Россельхозбанке, указывают там. В ряде крупных банков отвечать на вопрос не стали, сославшись на требования безопасности. Впрочем, в неформальной беседе банкиры были более откровенны. «Это действительно случается во многих крупных банках с большим количеством отделений,-- отмечает глава отдела розничных платежей банка из топ-100.-- Подход мошенников говорит о том, что они знакомы с особенностями систем денежных переводов, не исключено, что они работали в этой среде».
Проблему признают и системы денежных переводов. «Мы даже анализировали эту схему мошенничества на предмет того, могут ли в ней участвовать сотрудники системы или банка, но, похоже, это не так,-- рассказывают в одной из крупных платежных систем на условиях анонимности.-- Как правило, эти мошенничества совершаются на этапе отладки работы банка с системой. В этот период сотрудники банка, участвовавшие в различных тестовых операциях, не проявляют подозрительности». В системе переводов «Золотая корона» уточнили, что уже начали проводить разъяснительную работу с сотрудниками банков-партнеров. «Мы постоянно предупреждаем партнеров о новых мошеннических схемах, но, к сожалению, преступники постоянно меняют тактику, чтобы обойти меры контроля и защиты»,-- отметили в Western Union.
В Банке России жалоб от банкиров на новый вид мошенничества пока не получали, однако не исключают существования проблемы. Но, как указывает директор департамента регулирования расчетов ЦБ Роман Прохоров, вопрос тут к самому банку: как он выстроил систему внутреннего контроля и обучение сотрудников. «Банк может довести информацию до всех отделений, однако в силу человеческого фактора это не гарантирует 100-процентную защиту»,-- отмечает директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка (вопрос о наличии подобных прецедентов в нем не комментируют) Иван Пятков. «В данном случае потери несет банк, а не клиент, поэтому бороться с проблемой и как — его внутреннее дело»,-- добавляет партнер юридической фирмы Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев. При этом обращение в правоохранительные органы, которое было бы более эффективным, сопряжено для банка с репутационными рисками, поскольку может сделать проблему слабого внутреннего контроля в нем предметом публичного обсуждения, заключает он.
Ольга Ъ-Шестопал
Газета «Коммерсантъ»