Такой шаг призван повысить открытость финансового сектора страны для глобальных кредитных организаций. Ранее иностранные банки при создании дочерних компаний в материковом Китае сталкивались с рядом ограничений и долгих процедур. Зарубежным кредитным организациям разрешат также создавать совместные предприятия с китайскими, в которых иностранные партнеры смогут иметь контрольный пакет акций.
О том, будет ли это интересно российским компаниям, рассуждает Руководитель отдела информации и анализа мировых рынков компании "Финам" Михаил Аристакесян: "Это представляет весьма большой интерес для тех российских банков, которые планируют активное развитие на китайском рынке. Любое упрощение ведения бизнеса является позитивным моментом, удешевляет себестоимость всех операций, поэтому способствует увеличению оборотов и прибылей. Это будет интересно не только России, но и всем зарубежным партнерам, которые планируют и уже ведут бизнес в Китае. Финансовый сектор КНР считается весьма устойчивым. Это поможет ему увеличить конкуренцию".
Правительство КНР намерено побуждать местные и иностранные предприятия основывать в шанхайской зоне свободной торговли различные компании. Главным образом, финансового профиля, в том числе консалтинговые и рейтинговые агентства.
("
Nikkei",
Япония)
Усиливаются сомнения относительно благополучия финансовой системы Китая, что становится главной причиной нестабильности мирового рынка. Сильно разросся поток непрозрачных спекулятивных денежных средств, поэтому появились подозрения возможности превращения части этих средств в неработающие кредиты.
Китайское правительство усиливает давление на подобные денежные потоки. Это является необходимой мерой для оздоровления финансовой системы, но она может только увеличить беспокойства больше, чем выборочные действия. Этот аспект требует деликатного подхода.
Предмет беспокойства состоит в потоках финансовых средств в рамках так называемого теневого банкинга. Это финансовые сделки, которые не проходят через банки, подвергающиеся жесткому контролю, это продукты по управлению крупными частными капиталами по высоким процентным ставкам, которые называются "расширенными финансовыми продуктами", это и "доверительные займы", которыми напрямую могут обмениваться между собой компании.
Согласно данным властей баланс только по "расширенным финансовым продуктам" на конец марта составил 8,2 триллионов юаней, что соответствует 16% номинального ВВП за 2012 год. Разумеется, общий объем теневого банкинга составляет гораздо большую сумму.
По оценкам значительная его часть приходится на развитие спекулятивного сектора недвижимости, но реальное положение дел неизвестно. Указывается на схожесть с низкокачественными кредитами, которые стали главной причиной ипотечного кризиса в США, и если пустить ситуацию на самотек, то вся финансовая система может быть потрясена. Можно назвать усиление контроля со стороны китайского правительства естественной мерой.
Власти переключились на гибкую позицию, и им удалось преодолеть первое полугодие, но в таких маневрах важно оценивать и ближайшую перспективу. Если регулирование будет слишком активным, а давление слишком сильным, как во время ипотечного кризиса, то Китай может нанести сильнейший удар по мировой экономике.
Причина развития теневого банкинга в стагнации реформ. Регулирование и финансирование банковских процентных ставок по кредитам и депозитам склоняется в пользу государственных предприятий, и это увеличило объемы непрозрачных средств. Видимо, пришло время для усиления наблюдения с одной стороны и освобождения процентных ставок с другой, перехода к более прозрачной системе.
Резкий рост теневого банкинга послужил началом к проведению китайским правительством самых крупномасштабных мер по стимулированию бизнеса после ипотечного кризиса в США. Нынешняя финансовая нестабильность обозначила предел экономического роста с привлечением чрезмерных инвестиций, снова призывая нас к уходу от экономического роста за счет наращивания объемов к повышению качества.
Оригинал публикации: 中国に改革の再起動迫る金融の揺らぎ