ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Европа начала испытывать трудности из-за изменения энергетической политики России. Китай помог сбыться мечте Путина о дорогой нефти Urals
Европа начала испытывать трудности из-за изменения энергетической политики России. Китай помог сбыться мечте Путина о дорогой нефти Urals12-07-2013, 02:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||
Нефть потекла в другую сторону Европа начала испытывать трудности из-за изменения энергетической политики России
Поставки нефти из России в Европу находятся на самом низком уровне за последние 10 лет. Таков результат повышения интереса Москвы к поставкам энергоносителей в Китай. Между тем европейские нефтеперерабатывающие заводы уже оказались на голодном пайке.
Согласно графику поставок, в июле Россия поставит в Европу всего 2,1 млн баррелей в сутки. Такое падение поставок нефти в западном направлении связано с несколькими факторами.
«С российской точки зрения, перенаправить экспортные потоки в Азию, где спрос растет, – это имеет смысл» Во-первых, в России в последнее время ускоренными темпами растет внутренняя переработка. А во-вторых, свое действие начало оказывать изменение экспортной политики Москвы, которая стремится наращивать поставки энергоносителей в Китай. В результате европейские потребители вынуждены переплачивать за российскую нефть Urals. Она торгуется по такой же цене, что и европейский сорт Brent, хотя по качеству ему уступает. Экспорт российской нефти в Азию резко увеличился с небольших объемов в 2010 году до 500 тыс. баррелей в сутки благодаря тому, что Москва заключила ряд выгодных сделок по поставкам нефти в Китай по новому нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан. И это только начало. В июне Роснефть и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали долгосрочное соглашение по поставкам нефти в Китай. Президент России Владимир Путин оценил сумму контрактов в 60 млрд долларов. По некоторым данным, за 25 лет Россия может поставить в Поднебесную 800 млн тонн нефти. Иначе говоря, Китай станет крупнейшим покупателем российской нефти в ближайшие пять лет.
«С российской точки зрения, перенаправить экспортные потоки в Азию, где спрос растет, – это имеет смысл. Но это создает дефицит нефти в Европе, ведь объемы добычи на Северном море падают», – сказал аналитик консалтинговой компании Energy Aspects Амрита Сен. Что касается другого фактора, то российские компании все больше и больше предпочитают поставлять в Европу переработанную нефть, в частности дизельное топливо, а не сырье. Российские НПЗ перерабатывают более 5 млн баррелей нефти в сутки, что на 25% больше, чем в 2005 году, пишет Financial Times. Экспорт дизельного топлива из России в северную часть Европы по Балтийскому морю увеличился до 500 тыс. баррелей в день против 300 тыс. баррелей год назад, по данным консалтинговой компании ESAI Energy LLC. Федеральная таможенная служба России приводит следующие цифры. За первые три месяца текущего года поставки нефтепродуктов в дальнее зарубежье составили 29,483 млн тонн на 14,659 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт бензина вырос на 14,2% до 476,4 тыс. тонн, экспорт дизельного топлива – на 5,9% до 9,266 млн тонн.
«Множество НПЗ модернизировали переработку, но когда цены, привязанные к Brent, высокие, они не слишком выигрывают», – отмечает аналитик Bank of America Merrill Lynch Лаура Вебстер. Но хуже всего придется в будущем нефтеперерабатывающим заводам из Восточной Европы: Neste Oil из Финляндии, PKN Orlen из Чехии и MOL из Венгрии, которые получают большие объемы нефти из России. Многие из них пытаются подстраховаться, заключая сделки с поставщиками. К примеру, PKN подписала соглашение с Роснефтью на 7 млрд долларов на поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» до июня 2016 года. Объем поставок – до 8 млн тонн. Но европейцам жаловаться не на что. Россия уже высказывала свое отношение к Европе в свете поставок энергоносителей. В частности, вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью The Wall Street Journal заявил, что Россия на протяжении десятилетий была крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу, однако в последнее время в адрес государства не раз высказывалась критика за его жесткую ценовую политику. «Если Европа предпочитает источники энергии, которые не экологически чистые, то это решение Европы. Все хорошо. Спрос есть и в других регионах мира», – сказал Дворкович. По словам вице-премьера, решение увеличить поставки газа в Азию позволит России выйти на этот рынок в нужное время.
|
Россия в 2014 году хочет увеличить экспорт нефти в Азию по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) через дальневосточный порт Козьмино на 43 процента и для реализации этого плана не исключает перенаправления части сырьевых потоков с запада на восток.
В четверг замминистра энергетики Кирилл Молодцов сообщил журналистам, что РФ в 2014 году планирует увеличить экспортную перевалку нефти через Козьмино до 30 миллионов тонн с 21 миллиона тонн, ожидаемых в текущем году, в то время как в 2012 году порт отгрузил 15 миллионов тонн сырья. "На 7,5 миллиона тонн поквартально мы выйдем уже в следующем году", - сказал Молодцов. "30 миллионов тонн мы прокачать сможем (в 2014 году по ВСТО); это будет зависеть от рынков сбыта, ввода новых месторождений, роста добычи малых нефтяных компаний, Сургутнефтегаза, Роснефти, а также возможного перетока с запада на восток", - добавил он. До сих пор Минэнерго отрицало возможность сокращения поставок сырья на традиционный для российской нефти рынок - в Европу - в пользу азиатского, несмотря на прогнозы рынка. "Баланс между западом и востоком в какой-то части будет изменяться", - отметил Молодцов, отказавшись уточнить, какой именно объём российского сырья будет переброшен на ВСТО с европейского рынка. Он добавил, что в сентябре - октябре будет решено, сколько нефти с запада будет перенаправлен на восток. В то же время замминистра сообщил, что совокупная добыча нефти в РФ в ближайшие три года останется стабильной - на уровне 518-520 миллионов тонн. Транспортная монополия Транснефть построила вторую очередь ВСТО - участок нефтепровода от Сковородино в Амурской области до порта Козьмино - в 2012 году. Первая очередь ВСТО мощностью 30 миллионов тонн в год заработала в 2009 году: сырьё прокачивалось от Тайшета в Иркутской области до Сковородино, далее половина этого объёма доставлялась по железной дороге до Козьмино, а другая часть - в Китай по ответвлению от ВСТО. |
|
Источник: Reuters |
Китай помог сбыться мечте Путина о дорогой нефти Urals
Россия перенаправляет экспортные потоки нефти в Азию, вызывая рост цен на Urals, расходы европейских НПЗ растут на миллиарды долларов в год.
За последние пять лет российский нефтяной экспорт в Китай и на тихоокеанское побережье увеличился до 750.000 баррелей в сутки практически с нуля, или до 17 процентов всего объема экспорта, и может удвоиться в течение пяти лет.
"Поскольку Международное энергетическое агентство предсказывает рост спроса на нефть в Китае с 10 миллионов баррелей в сутки в этом году до 12 миллионов к 2020 году, решение России, крупнейшего в мире производителя нефти, резко развернуть экспорт на восток вполне оправдано", - говорится в отчете аналитической компании Eurasia.
Это означает двойную победу для президента Владимира Путина, который в 2005 году потребовал от министров объяснений, почему Urals стоит на $5-6 за баррель дешевле европейского эталона Brent. Многие отраслевые эксперты тогда усмехались, советуя Путину в первую очередь обратить внимание на качество Urals, которое намного ниже Brent.
Восемь лет спустя скидка на Urals по отношению к Brent почти никогда не поднимается выше $2, а зачастую российский эталон продается даже дороже, как на этой неделе, когда наценка к Brent достигла рекордной отметки $0,90 за баррель.
Россия, занимающая второе место в мире по экспорту нефти после Саудовской Аравии, продает в Европу порядка 3,5 миллионов баррелей в сутки. Повышение цены Urals на $1 по отношению к Brent увеличивает расходы европейских НПЗ на $1,2 миллиарда в год.
Это плохая новость для нефтепереработчиков, закрывших более десятка НПЗ за последние 10 лет и планирующих новые закрытия из-за удручающего состояния экономики и низкого спроса.
Эксперты указывают на множество факторов роста цены Urals, в первую очередь, на бум добычи сланцевой нефти в США, создавший на мировом рынке избыток низкосернистых сортов подобных Brent. С другой стороны, предложение более тяжелых сортов с повышенным содержанием серы подобных Urals сократилось за счет снижения экспорта из Ирана и Ирака.
Однако главная причина подорожания Urals - рост российских поставок в Азию, который американская аналитическая компания ESAI Energy сравнила с основанием Санкт-Петербурга как "окна в Европу".
"Режим Путина негласно отходит от амбиций "энергетической сверхдержавы" в пользу приобретения стабильных рынков сбыта энергоносителей. Среди последствий - переключение России с запада на восток и укрепление оси Китай-Россия", - говорится в отчете ESAI Energy.
НЕОБРАТИМАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
Российская нефть поступает в Азию не только из Восточной Сибири, но и с таких месторождений как Ванкор, которые могут снабжать как Азию, так и Европу.
"Учитывая тенденции спроса на нефть на европейском рынке, поворот России на восток может стать необратимым. Похоже, президент Путин наконец осознал необходимость обеспечения доступа на рынки", - говорится в отчете ESAI.
Eurasia задается вопросом, сможет ли добыча на восточносибирских месторождениях расти достаточно быстро для обеспечения спроса в Азии, и не придется ли отбирать дополнительные объемы у Европы.
Человеком, объяснившим Кремлю выгоды от переориентации нефтяных потоков, мог быть глава Роснефти Игорь Сечин.
"Когда Сечин рассказывал о плане перенаправления нефтяных потоков в Китай, он сказал, что это приведет к подорожанию Urals в Европе", - сказал российский источник в отрасли.
Представитель Роснефти сказал, что ей выгоден рост цены Urals, но не прокомментировал мнение Сечина.
Аналитики отмечают, что рост нефтепереработки в России также поможет повышению цен на Urals, особенно летом, когда на дорогах становится больше автомобилей.
"В летние месяцы обычно повышается загрузка НПЗ, что в сочетании с ростом экспорта в Азию означает, что мы не ожидаем увеличения поставок на север Западной Европы", - сказал аналитик JBC Energy Дэвид Уэч.
Источник: Reuters