ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Европа начала испытывать трудности из-за изменения энергетической политики России. Китай помог сбыться мечте Путина о дорогой нефти Urals

Европа начала испытывать трудности из-за изменения энергетической политики России. Китай помог сбыться мечте Путина о дорогой нефти Urals


12-07-2013, 02:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

 

 

Нефть потекла в другую сторону

Европа начала испытывать трудности из-за изменения энергетической политики России

Теперь Россия предпочитает продавать нефть Китаю

Поставки нефти из России в Европу находятся на самом низком уровне за последние 10 лет. Таков результат повышения интереса Москвы к поставкам энергоносителей в Китай. Между тем европейские нефтеперерабатывающие заводы уже оказались на голодном пайке.

 

Согласно графику поставок, в июле Россия поставит в Европу всего 2,1 млн баррелей в сутки. Такое падение поставок нефти в западном направлении связано с несколькими факторами.

 

«С российской точки зрения, перенаправить экспортные потоки в Азию, где спрос растет, – это имеет смысл»

Во-первых, в России в последнее время ускоренными темпами растет внутренняя переработка. А во-вторых, свое действие начало оказывать изменение экспортной политики Москвы, которая стремится наращивать поставки энергоносителей в Китай.

В результате европейские потребители вынуждены переплачивать за российскую нефть Urals. Она торгуется по такой же цене, что и европейский сорт Brent, хотя по качеству ему уступает.

Экспорт российской нефти в Азию резко увеличился с небольших объемов в 2010 году до 500 тыс. баррелей в сутки благодаря тому, что Москва заключила ряд выгодных сделок по поставкам нефти в Китай по новому нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан. И это только начало.

В июне Роснефть и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали долгосрочное соглашение по поставкам нефти в Китай. Президент России Владимир Путин оценил сумму контрактов в 60 млрд долларов. По некоторым данным, за 25 лет Россия может поставить в Поднебесную 800 млн тонн нефти. Иначе говоря, Китай станет крупнейшим покупателем российской нефти в ближайшие пять лет.


Сейчас по этому показателю КНР занимает только четвертую позицию. А крупнейшим импортером российской нефти пока является Германия, которая в 2011 году закупала по 700 тыс. баррелей нефти в сутки. Между прочим, глава Роснефти Игорь Сечин сказал, что Путин дал оценку лишь части сделки. По его словам, контракт с Китаем потянет на 270 млрд долларов.

«С российской точки зрения, перенаправить экспортные потоки в Азию, где спрос растет, – это имеет смысл. Но это создает дефицит нефти в Европе, ведь объемы добычи на Северном море падают», – сказал аналитик консалтинговой компании Energy Aspects Амрита Сен.

Что касается другого фактора, то российские компании все больше и больше предпочитают поставлять в Европу переработанную нефть, в частности дизельное топливо, а не сырье. Российские НПЗ перерабатывают более 5 млн баррелей нефти в сутки, что на 25% больше, чем в 2005 году, пишет Financial Times.

Экспорт дизельного топлива из России в северную часть Европы по Балтийскому морю увеличился до 500 тыс. баррелей в день против 300 тыс. баррелей год назад, по данным консалтинговой компании ESAI Energy LLC. Федеральная таможенная служба России приводит следующие цифры.

За первые три месяца текущего года поставки нефтепродуктов в дальнее зарубежье составили 29,483 млн тонн на 14,659 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт бензина вырос на 14,2% до 476,4 тыс. тонн, экспорт дизельного топлива – на 5,9% до 9,266 млн тонн.


Европейские НПЗ страдают от нехватки сырой нефти из России, дополнительной причиной является эмбарго на поставки нефти из Ирана, которое было наложено европейскими странами. Высокие цены на нефть сорта Urals привели к тому, что такие нефтеперерабатывающие компании Европы, как Hellenic Petroleum из Греции, Repsol из Испании, Galp из Португалии, испытывают трудности, поскольку они вложили большие средства в модернизацию переработки как раз для такого типа нефти.

«Множество НПЗ модернизировали переработку, но когда цены, привязанные к Brent, высокие, они не слишком выигрывают», – отмечает аналитик Bank of America Merrill Lynch Лаура Вебстер.

Но хуже всего придется в будущем нефтеперерабатывающим заводам из Восточной Европы: Neste Oil из Финляндии, PKN Orlen из Чехии и MOL из Венгрии, которые получают большие объемы нефти из России. Многие из них пытаются подстраховаться, заключая сделки с поставщиками. К примеру, PKN подписала соглашение с Роснефтью на 7 млрд долларов на поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» до июня 2016 года. Объем поставок – до 8 млн тонн.

Но европейцам жаловаться не на что. Россия уже высказывала свое отношение к Европе в свете поставок энергоносителей. В частности, вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью The Wall Street Journal заявил, что Россия на протяжении десятилетий была крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу, однако в последнее время в адрес государства не раз высказывалась критика за его жесткую ценовую политику.

«Если Европа предпочитает источники энергии, которые не экологически чистые, то это решение Европы. Все хорошо. Спрос есть и в других регионах мира», – сказал Дворкович. По словам вице-премьера, решение увеличить поставки газа в Азию позволит России выйти на этот рынок в нужное время.



РФ готовит Европу к сокращению нефтепоставок в угоду Азии

Россия в 2014 году хочет увеличить экспорт нефти в Азию по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) через дальневосточный порт Козьмино на 43 процента и для реализации этого плана не исключает перенаправления части сырьевых потоков с запада на восток.

В четверг замминистра энергетики Кирилл Молодцов сообщил журналистам, что РФ в 2014 году планирует увеличить экспортную перевалку нефти через Козьмино до 30 миллионов тонн с 21 миллиона тонн, ожидаемых в текущем году, в то время как в 2012 году порт отгрузил 15 миллионов тонн сырья.

"На 7,5 миллиона тонн поквартально мы выйдем уже в следующем году", - сказал Молодцов.

"30 миллионов тонн мы прокачать сможем (в 2014 году по ВСТО); это будет зависеть от рынков сбыта, ввода новых месторождений, роста добычи малых нефтяных компаний, Сургутнефтегаза, Роснефти, а также возможного перетока с запада на восток", - добавил он.

До сих пор Минэнерго отрицало возможность сокращения поставок сырья на традиционный для российской нефти рынок - в Европу - в пользу азиатского, несмотря на прогнозы рынка.

"Баланс между западом и востоком в какой-то части будет изменяться", - отметил Молодцов, отказавшись уточнить, какой именно объём российского сырья будет переброшен на ВСТО с европейского рынка.

Он добавил, что в сентябре - октябре будет решено, сколько нефти с запада будет перенаправлен на восток.

В то же время замминистра сообщил, что совокупная добыча нефти в РФ в ближайшие три года останется стабильной - на уровне 518-520 миллионов тонн.

Транспортная монополия Транснефть построила вторую очередь ВСТО - участок нефтепровода от Сковородино в Амурской области до порта Козьмино - в 2012 году. Первая очередь ВСТО мощностью 30 миллионов тонн в год заработала в 2009 году: сырьё прокачивалось от Тайшета в Иркутской области до Сковородино, далее половина этого объёма доставлялась по железной дороге до Козьмино, а другая часть - в Китай по ответвлению от ВСТО.

 

 

Китай помог сбыться мечте Путина о дорогой нефти Urals

Россия перенаправляет экспортные потоки нефти в Азию, вызывая рост цен на Urals, расходы европейских НПЗ растут на миллиарды долларов в год.

За последние пять лет российский нефтяной экспорт в Китай и на тихоокеанское побережье увеличился до 750.000 баррелей в сутки практически с нуля, или до 17 процентов всего объема экспорта, и может удвоиться в течение пяти лет.

 

"Поскольку Международное энергетическое агентство предсказывает рост спроса на нефть в Китае с 10 миллионов баррелей в сутки в этом году до 12 миллионов к 2020 году, решение России, крупнейшего в мире производителя нефти, резко развернуть экспорт на восток вполне оправдано", - говорится в отчете аналитической компании Eurasia.

 

Это означает двойную победу для президента Владимира Путина, который в 2005 году потребовал от министров объяснений, почему Urals стоит на $5-6 за баррель дешевле европейского эталона Brent. Многие отраслевые эксперты тогда усмехались, советуя Путину в первую очередь обратить внимание на качество Urals, которое намного ниже Brent.

 

Восемь лет спустя скидка на Urals по отношению к Brent почти никогда не поднимается выше $2, а зачастую российский эталон продается даже дороже, как на этой неделе, когда наценка к Brent достигла рекордной отметки $0,90 за баррель.

 

Россия, занимающая второе место в мире по экспорту нефти после Саудовской Аравии, продает в Европу порядка 3,5 миллионов баррелей в сутки. Повышение цены Urals на $1 по отношению к Brent увеличивает расходы европейских НПЗ на $1,2 миллиарда в год.

 

Это плохая новость для нефтепереработчиков, закрывших более десятка НПЗ за последние 10 лет и планирующих новые закрытия из-за удручающего состояния экономики и низкого спроса.

 

Эксперты указывают на множество факторов роста цены Urals, в первую очередь, на бум добычи сланцевой нефти в США, создавший на мировом рынке избыток низкосернистых сортов подобных Brent. С другой стороны, предложение более тяжелых сортов с повышенным содержанием серы подобных Urals сократилось за счет снижения экспорта из Ирана и Ирака.

 

Однако главная причина подорожания Urals - рост российских поставок в Азию, который американская аналитическая компания ESAI Energy сравнила с основанием Санкт-Петербурга как "окна в Европу".

 

"Режим Путина негласно отходит от амбиций "энергетической сверхдержавы" в пользу приобретения стабильных рынков сбыта энергоносителей. Среди последствий - переключение России с запада на восток и укрепление оси Китай-Россия", - говорится в отчете ESAI Energy.

 

НЕОБРАТИМАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

 

Российская нефть поступает в Азию не только из Восточной Сибири, но и с таких месторождений как Ванкор, которые могут снабжать как Азию, так и Европу.

 

"Учитывая тенденции спроса на нефть на европейском рынке, поворот России на восток может стать необратимым. Похоже, президент Путин наконец осознал необходимость обеспечения доступа на рынки", - говорится в отчете ESAI.

 

Eurasia задается вопросом, сможет ли добыча на восточносибирских месторождениях расти достаточно быстро для обеспечения спроса в Азии, и не придется ли отбирать дополнительные объемы у Европы.

 

Человеком, объяснившим Кремлю выгоды от переориентации нефтяных потоков, мог быть глава Роснефти Игорь Сечин.

 

"Когда Сечин рассказывал о плане перенаправления нефтяных потоков в Китай, он сказал, что это приведет к подорожанию Urals в Европе", - сказал российский источник в отрасли.

 

Представитель Роснефти сказал, что ей выгоден рост цены Urals, но не прокомментировал мнение Сечина.

 

Аналитики отмечают, что рост нефтепереработки в России также поможет повышению цен на Urals, особенно летом, когда на дорогах становится больше автомобилей.

 

"В летние месяцы обычно повышается загрузка НПЗ, что в сочетании с ростом экспорта в Азию означает, что мы не ожидаем увеличения поставок на север Западной Европы", - сказал аналитик JBC Energy Дэвид Уэч.

Источник: Reuters


Вернуться назад