Zynga, Facebook и Groupon используют компанию – независимого аудитора, которая одновременно создает правила для учета соцмедиа. Где-то, наверное, вздрагивает Arthur Andersen
PETER AND MARIA HOEY ДЛЯ FORBES
Для 26 млн «фермеров», работающих на полях и участках в популярной игре FarmVille, получение виртуального трактора, машин для посева и сбора урожая – нечто особенное. Мультяшный трактор, например, позволяет пахать четыре участка одновременно. Это уровень продуктивности, о котором мечтают все садящиеся за лэптоп «фермеры».
Проблема в том, что необходимо время, чтобы заработать достаточное количество валюты FarmVille на покупку фермерского оборудования. Но, как и другие компании онлайн-игр, Zynga предоставляет возможность ускорить этот процесс и конвертировать реальные доллары с кредитных карт и PayPal в деньги FarmVille, на которые можно приобрести виртуальные товары. Например, суперсильный трактор стоит 55 монет, что равняется $10.
Для Zynga, владеющей также CityVille, Zynga Poker, Mafia Wars и Words With Friends, продажа тракторов – доходный бизнес. Эта юная компания Сан-Франциско, вероятно, продает миллионы тракторов каждый год. (Для сравнения: в США и Канаде за 2011 год было продано 190 тыс. настоящих тракторов.) Продажи виртуальных товаров – от сена в FarmVille до штурмовой винтовки в Mafia Wars – составляют почти $1,1 млрд в обороте компании за 2011 год и 12% от оборота Facebook, дистрибьютора Zynga.
В силу чего, разумеется, очень полезно иметь общего друга в сфере учетности – компанию Ernst & Young, независимого аудитора Zynga и Facebook. E&Y практически написала книгу на тему учета виртуального товара. Третья по величине аудиторская компания – после PricewaterhouseCoopers и Deloitte – опережает конкурентов в технологиях и расцветающей сфере социальных медиа. Ни Комитет по стандартам финансового учета, ни Комиссия по ценным бумагам и биржам не создали правила для виртуальных фермеров и любителей живности, так что в своем документе E&Y представила три модели признания доходов, которые, по ее мнению, соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета.
Такие публикации оправдывают усилия E&Y – с момента создания Strategic Growth Markets, сети, объединяющей специалистов в области рынков стратегического роста, консультационное подразделение Ernst & Young помогает компаниям разрабатывать финансовые системы, политику контроля и учета задолго до того, как они будут готовы к получению котировки на фондовой бирже. В этом-то и заключается возможная проблема. Фирма, которая одновременно дает консультации по запутанным правилам учета необычного дохода и предлагает услугу «независимого» аудита тем же самым компаниям? И замелькали призраки Arthur Andersen и Enron…
Конечно, подобные расхождения должны были быть зафиксированы по закону Сарбейнза – Оксли. Но подобно тому, как он сковал рынок IPO, закон неоднозначен и в этом вопросе. Да, он мудро запрещает аудиторским фирмам одновременно проводить аудит публичной компании и предлагать ей большинство консультационных услуг (сочетание, сокрушившее Arthur Andersen и тысячи неповинных акционеров Enron). Но правила не мешают аудиторской компании вначале консультировать стартап по техническому и внутреннему бухучету, а затем, когда развивающаяся компания готова получить котировку на бирже, продолжить в роли независимого аудитора – что теоретически аудит собственной же работы!
Так консультировала ли E&Y Facebook и Zynga, прежде чем стать их независимым аудитором? Этого никто не расскажет. По словам Стивена Блоуэрса, зампредседателя по независимости E&Y в Америке, до того как заказчик аудита выводит свои акции на биржу, аудиторская компания проводит обширный обзор всей проделанной работы в течение трех лет проверенной отчетности IPO, а также еще год до этого. Все это делается, чтобы убедиться, что компания соответствует правилам Комиссии по ценным бумагам и биржам о независимости аудитора. «Мы уверены в нашей независимости», – заявил он.
Facebook, Zynga и Groupon (еще один клиент E&Y, чья неоднозначная бухгалтерия недавно привлекла к компании пристальное внимание) не скажут, по каким вопросам их консультировала E&Y, прежде чем стать аудитором. Учетные документы Комиссии по ценным бумагам и биржам также не прольют свет на этот вопрос – подобную информацию в документах даже не обязательно отражать. «Люди посмотрели на данные цифры свежим взглядом, и сложившаяся ситуация не способствует укреплению доверия к компании», – считает бывший главный бухгалтер Комиссии по ценным бумагам и биржам Линн Тернер.
Выбор метода бухучета в Facebook, Zynga и Groupon всего лишь часть большой игры
Существует несколько зацепок. В отчете за 2011 год, рассказывая, почему она признает доход от продаж виртуальных «товаров длительного пользования» вроде тракторов FarmVille замедленно, а доход от продаж «предметов потребления» типа энергии – моментально, Zynga слово в слово процитировала брошюру E&Y.
Распространенная мера в созданных E&Y правилах бухгалтерии социальных игр – оставить определение сроков признания дохода за руководством. В принципе, уже понятно, что по мере работы в новейшей сфере соцмедиа E&Y сама создает правила. А они влияют на стоимость акций.
И вот что собой представляет эта игра в учет виртуальных товаров. Если вы покупаете и держите валюту Facebook – Facebook credits, на которую можно купить виртуальные товары в соцсети, то Facebook рассматривает прибыль от покупки как «доходы будущего периода» (также, например, ретейлер заранее подсчитывает продажи по подарочной карте), пока вы не израсходуете средства на своем счету в Facebook.
За покупку суперсильного трактора FarmVille вы расплачиваетесь валютой Facebook или платите 10 реальных долларов (которые незримо конвертируются в 100 Facebook credits или 55 монет FarmVille). $7 Facebook отчисляет компании Zynga, а себе оставляет 30% – $3 – за обработку операции. Эти $3 Facebook переводит из раздела «доходы будущего периода» в раздел «текущий доход».
А когда же Zynga должна вписать эти $7 в отчет о доходах? У Совета по стандартам финансового учета нет стандартов для соцмедиа, но, исходя из общих правил учета, доход может быть признан, только когда он получен и подтвержден. Другими словами, наличные, даже находясь «на руках», не могут рассматриваться как текущий доход, пока не обеспечена заказанная услуга или доставка оплаченного продукта.
E&Y вступила в неизвестную доселе область бухучета в социальных медиа. Компания выдвинула три модели признания доходов от социгр – основанная на игре, основанная на пользователе и основанная на экспресс-товаре. По модели, основанной на игре, процесс признания доходов очень долгий – на протяжении всего существования игры. Вторая модель подразумевает более быстрое признание доходов – обычно за время увлечения игрой рядового пользователя. Последняя модель основывается на владении особой виртуальной собственностью. Используя этот метод, Zynga признает доходы от продаж виртуальных «продуктов потребления» моментально, а доходы от «товаров длительного пользования» – в течение времени, которое игрок предположительно будет пользоваться игрой.
Если подумать, это явно имеет смысл. Но выбор метода бухучета здесь лишь часть игры. Все эти модели зависимы от прогнозов руководства относительно времени продолжительности игры, наличия пользователя или виртуального товара – это обширная сфера толкования действий клиента в новом и изменчивом бизнесе. Разумеется, оценки со временем станут более точными, и это существенно повлияет на итоговую прибыль.
Например, в четвертом, исправленном варианте документа о регистрации, предоставленном Zynga Комиссии по ценным бумагам и биржам, указано, что за первую половину прошлого года компания оценила продолжительность игры среднестатистического пользователя, покупающего виртуальные товары, в 15 месяцев. Годом ранее эта цифра составляла 19 месяцев. Укоротившееся время игры в соответствии со стандартом GAAP повысило доходы компании за полгода до $27,3 млн, а убыток за шесть месяцев (вплоть до 30 июня 2011 года) превратился в чистую прибыль в $18,1 млн. Очень вовремя – прямо перед тем, как Zynga выпустила акции на биржу в середине декабря по цене в $10 за акцию.
«С нашей точки зрения, такие изменения в сроках пользования и, следовательно, начисление износа скорее сеют неразбериху в экономике бизнеса», – заявил Рик Саммер, главный аналитик по рынкам акций Morningstar.
Саммер предпочитает другую метрику, стандарта non-GAAP – общий объем имеющихся заказов, который Zynga сама очень любит упоминать в пресс-релизах. Согласно этому методу все доходы от продажи виртуальных товаров подсчитываются в тот момент, когда пользователь получает товар. Таким образом, инвесторы могут «держать руку на пульсе» и контролировать бизнес на каждом этапе, независимо от срока признания доходов. За 2011 год общий объем имеющихся заказов Zynga составил рекордные $1,16 млрд, прибавив 38% в годовом исчислении. Прибыль по стандарту non-GAAP составила $303 млн, и это не принимая в расчет $404 млн убытка (по стандарту GAAP, опираясь на сведения Комиссии по ценным бумагам и биржам). Заметьте, цифра доходов не включает в себя начисления за износ, амортизацию и расходы по выплате вознаграждения ценными бумагами.
Подобная широта действий еще раз показывает, почему важен независимый аудитор. Все аудиторские компании «большой четверки» предлагают услуги развивающимся фирмам, которые однажды выпустят свои акции на биржу. Это прибыльно, более того, это кратчайший путь к заключению договора об аудите. В перспективе десятилетий это может принести сотни миллионов долларов. (В спорах о законе Сарбейнза – Оксли бухгалтеры настояли на том, что компании не должны в обязательном порядке менять аудитора каждые пять лет.)
Но Ernst & Young наиболее изворотливая компания в этом отношении. PricewaterhouseCoopers, например, в своей брошюре Roadmap for an IPO говорит о том, как важна независимость аудитора, аж 5 раз. E&Y в Guide of going public, напротив, делает основной акцент на собственной роли советника и защитника клиента. А вот о независимости нет ни единого слова. Подтекст очевиден: на первом месте – защита клиента, а на втором – аудит.
И неважно, что многие из тех, на кого работает E&Y, когда-то были связаны с компанией. Перспективные клиенты часто привлекают дипломированных бухгалтеров E&Y для работы внутри фирмы. Например, главные бухгалтеры Facebook и Zynga – выходцы из E&A. (Профессор факультета бухучета Villanova University Энтони Катанах считает, что отсутствие свежих людей и стало одной из причин банкротства Lehman Bros., клиента E&Y. Ведущие партнеры E&Y считают, что стратегия могла оказаться и успешной.) В настоящий момент закон Сарбейнза – Оксли запрещает аудитору переходить в компанию, если ее аудит проводит лично он, но разрешает переходить в компании, аудит которой проводился его аудиторской фирмой.
Вы еще не запутались? А вот инвесторы Zynga уже явно в замешательстве. И пока компании вроде E&Y имеют полномочия менять правила бухучета и (пусть даже по закону) придумывать такие изобретательные схемы, остальных можно заверить: неразбериха будет расти так же быстро, как и виртуальные сорняки в игре FarmVille.
Объем продаж – наполовину
Groupon демонстрирует, как компании соцмедиа могут перевирать цифры
Для игровых компаний нет границ и в играх бухучета. Яркий пример – компания Groupon, клиент E&Y. Прежде чем выпустить на биржу свои акции в ноябре прошлого года – это IPO стало крупнейшим в сфере интернет-компаний после Google, – компания исправляла заявку о регистрации 8 раз. По одному из подмандатных новых правил Комиссии о ценных бумагах и биржах Groupon пришлось поменять метод отчета о доходах, санкционированный E&Y, понизив продажи более чем на 50%.
И вот что крылось за этим: изначально Groupon зарегистрировала сумму, выплаченную членами компании за сделку, как «доход от продаж» и не удержала долю (обычно 50% и больше), которая перечисляется местным торговцам. В блоге Grumpy Old Accountants профи бухгалтерского дела профессор Villanova University Энтони Катанах и Дж. Эдвард Кетц из университета Penn State высказали твердую уверенность, что такие методы являются неправильными и нарушают общепринятые принципы бухгалтерского учета относительно содержания регистрационных документов для Комиссии по ценным бумагам и биржам. Они послали результаты своих наблюдений комиссии, заявив, что это «тревожный звонок, на который надо срочно обратить внимание». С чем комиссия согласилась.
В январе корреспондент 30 Minutes Лесли Шталь спросила основателя и гендиректора Groupon Эндрю Мейсона о том, была ли это «ошибка из-за недостатка опыта». Тот в ответ беззаботно заявил: «Ошибка – то, что наш аудитор спокойно смотрел на это. Умные люди тоже ошибаются. Мы – первооткрыватели новой индустрии бизнеса».
Кетца это отнюдь не убедило: «Это была не «ошибка из-за недостатка опыта», а умышленная попытка выставить цифры в самом выгодном свете». (E&A отказалась от комментариев, сославшись на конфиденциальность сведений о клиентах.)
По указанию Комиссии по ценным бумагам и биржам, теряющая деньги Groupon убрала из документа метрику стандарта non-GAAP, для которой уже изобрела название – «скорректированная консолидированная производственная прибыль» (adjusted consolidated segment operating income). Что она собой представляет? Прибыль без вычета расходов на маркетинг, приобретение других компаний и выплату вознаграждений в виде ценных бумаг – дезориентирующая мера, которая предполагает, что высокие расходы на маркетинг – один из рисков бизнес-модели Groupon.
Продолжим говорить об уязвимых местах. Несколько недель назад Groupon пересмотрела в сторону понижения доходы за последний квартал 2011 года, заявив, что компания недооценила уровень возврата клиентами дорогостоящих товаров и не приняла в расчет объем резерва денежных запасов на случай возвратов. Руководство также признало, что при подготовке отчета на конец финансового года были обнаружены «существенные огрехи», вследствие чего компания подвергла тщательной доработке внутренний бухучет фирмы и состав специалистов. (В настоящее время E&Y – аудитор компании, и по закону Groupon для внутреннего бухучета обязана нанимать кого-то другого. Groupon сейчас пользуется услугами KPMG.)
После этого заявления стоимость акции Groupon упала до $13,56 – на 13% с лишним ниже, чем цена акции на IPO ($20).
Время, которое Groupon выбрала для этого заявления, также важно. По мнению Катанаха и Кетца, то, что огрехи были обнаружены и обнародованы в последнем квартале, позволило компании «избежать неудобного варианта, что финансовые сведения в документах для IPO были неверны».
Это не первый раз, когда у клиентов E&Y возникают проблемы из-за резерва денежных средств на возвраты. В феврале Комитет по надзору за отчетностью публичных компаний, регулирующий деятельность аудиторских компаний, наложил на E&Y максимальный штраф в размере $2 млн за то, что та позволила Medical Pharmaceutical Corp. использовать неправильный метод для денежного резерва на случай возврата нераспроданных таблеток. Ernst & Young заявила, что после работы над этим вопросом с комитетом ее политика и действия были скорректированы в соответствии с требованиями.
И это еще одно подтверждение мнения инвесторов, что бухучет слишком часто уже не внушает доверия. – Ф.М.
Фрэнсин МакКенна
Вернуться назад
|