ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Россия недовольна украинскими пошлинами на ввоз автомобилей - Это означает суд

Россия недовольна украинскими пошлинами на ввоз автомобилей - Это означает суд


20-06-2013, 21:05. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Это означает суд»

Россия недовольна украинскими пошлинами на ввоз автомобилей

Украину обвиняют в нарушении правил зоны свободной торговли СНГ и норм ВТО

 

Россия вместе с Таможенным союзом собирается подать в суд СНГ на Украину, которая ввела пошлины на импорт автомобилей, что противоречит соглашению о зоне свободной торговле в СНГ. Против Киева из-за этих пошлин ополчился не только ТС, но и Евросоюз, Турция и Япония, которые обвиняют Украину в нарушении еще и правил ВТО.


 

Россия и ее партнеры по Таможенному союзу и соглашению о зоне свободной торговли в СНГ могут обратиться в суд СНГ для отмены Украиной защитных мер по автомобилям, сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев.

 

«Данная защитная мера применяется с серьезным нарушением правил ВТО и соглашения о зоне свободной торговле в СНГ»

По его словам, недавно комиссия ЕЭК по торговле уже обсуждала этот вопрос. Данная защитная мера применяется с серьезным нарушением правил ВТО и соглашения о зоне свободной торговле в СНГ, говорит Слепнев.

«По всей видимости, будет инициирован процесс юридического разрешения этого спора. Это означает суд», – сказал Слепнев. По его словам, сейчас этот вопрос решается, возможно, в течение этого года суд будет инициирован Россией вместе с партнерами по ТС.

Украина ввела с 13 апреля 2013 года специальные пошлины на импорт легковых автомобилей. Для машин с рабочим двигателем 1–1,5 литра пошлина составляет 6,46% от стоимости авто, для машин с объемом двигателя 1,5–2,2 литра – 12,95% от их стоимости. Эти пошлины будут действовать три года.

Для импортных автомобилей на Украине уже действует пошлина в размере 10%, а спецпошлина будет взиматься сверх установленной. Правда, для стран, которые входят в зону свободной торговли СНГ, в том числе для России, действует нулевая ставка пошлин на импорт автомобилей, поэтому им придется платить только спецпошлины.

По данным автоимпортеров Украины, спецпошлины коснулись 86% импорта автомобилей. Многие автоимпортеры просто отказались поставлять на Украину новые машины с объемом двигателя 1–2,2 литра. По данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААДИ), с середины апреля по конец мая на Украину не было завезено ни одной иномарки с таким объемом двигателя.

По словам гендиректора ВААДИ Олега Назаренко, импортеры говорят, что пока пошлины не отменят, машины завозиться не будут, от чего будут страдать не только украинские потребители. По подсчетам ассоциации, потери госбюджета от введения госпошлины составят 1,023 млрд гривен (примерно 154 млн долларов).

Больше всех автомобилей на Украину завозят Россия (37,5 тыс. по итогам 2012 года), Германия (27,2 тыс.), Япония (24 тыс.), Китай (22,6 тыс.) и Южная Корея (21,9 тыс.). Кроме АвтоВАЗа на Украину везут свои машины также иностранные автопроизводители, имеющие заводы в России: Renault, Hyundai и другие.

Неудивительно, что недовольство введением таких защитных мер кроме Таможенного союза и России высказали также и другие импортеры, в частности Евросоюз, Турция и Япония.

Нарушает правила

«Украина нарушает как соглашение о зоне свободной торговли, так и принципы ВТО. Интегрируясь в международное экономическое сообщество, государство взяло на себя обязательства не пользоваться протекционистскими фискальными мерами в виде таможенных пошлин. А спецпошлины на импорт автомобилей как раз относятся к таким мерам»,  – говорит газете ВЗГЛЯД партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.


Согласно правилам ВТО, ее члены могут ввести пошлины с целью защиты своего рынка, если есть реальная угроза серьезного ущерба для местных производителей от резкого роста импорта. Однако в ВТО имеются строгие нормы по использованию этой возможности, и Украину обвиняют как раз в их игнорировании.

Причем Евросоюз еще в прошлом году потребовал от Украины дать четкое юридическое обоснование введению защитных мер. В марте этого года представительство Евросоюза на Украине заявило, что такого обоснования найдено не было. Однако Киев все равно ввел спецпошлины для импортных легковых машин.

Ответные меры

Россия вместе с ТС решила действовать через доказательство нарушения соглашения о зоне свободной торговли в СНГ, тогда как Евросоюз и Турция – через доказательство нарушений норм ВТО.

Турция первой заявила об ответных мерах. Она собирается ввести 23-процентные пошлины на украинские грецкие орехи, что, по ее оценкам, позволит привлечь 6,1 млн долларов. Это эквивалентно ущербу, нанесенному Турции спецпошлинами на экспорт автомобилей. Турция уже сообщила о таком решении в ВТО и ожидает одобрения организацией.

Япония и Евросоюз тоже дали понять, что могут последовать турецкому примеру. ЕС оценила свои убытки в 250 млн евро – такой сегодня годовой объем импорта автомобилей из ЕС на Украину.

Но, судя по всему, ЕС и Украина собираются решить эту проблему полюбовно. Торговый представитель ЕС Джон Клэнси в начале недели заявил, что ЕС не планирует вводить санкции против Украины, а попытается убедить ее отменить эти меры, нарушающие ее обязательства в рамках ВТО.

Несмотря на то что украинский министр Николай Азаров ранее уверял, что повышение пошлин на импортные авто никак не нарушает принципы ВТО, Украина явно не готова ссориться со своим партнером. Ведь Киев активно стремится подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС.

На днях заместитель министра иностранных дел Украины Виктор Майко заявил, что Украина может пересмотреть спецпошлины на автомобили при соответствующем требовании со стороны Евросоюза. «В зависимости от переговоров, которые будут проводиться на эту тему, мы возьмем на себя обязательства изменить или отказаться от защитных мер через определенное время, месяцы или годы», – сказал он.

У России свои методы

У Таможенного союза также есть все шансы на победу в суде СНГ по отмене украинских спецпошлин, считает председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России Сергей Варламов.

 

Кто выигрывает и проигрывает от вступления России в ВТО (нажмите, чтобы увеличить)
Кто выигрывает и проигрывает от вступления России в ВТО (нажмите, чтобы увеличить)

«Однако это может и не принести положительных результатов, потому что санкции содружества для Украины не представляются серьезными. Страна может даже заявить о выходе из организации рано или поздно, как это сделала Грузия после августовских событий 2008 года», – объясняет Варламов.

Поэтому, по его мнению, куда более действенной мерой для России является обращение с жалобой в судебную инстанцию ВТО, у которой есть аналогичные претензии к Украине и членство в которой для Украины очень важно.

Возможно, одна из причин, почему Россия решила бороться с украинскими защитными мерами не через ВТО, а через СНГ, заключается в том, что у нее у самой есть проблемы. Международное сообщество и к России предъявляло претензии относительно утилизационного сбора, который был введен в сентябре 2012 года.

«Евросоюз и ВТО не смирились с существованием этой пошлины, они по-прежнему признают это нарушением Россией взятых на себя обязательств. Но Москва заявила о том, что сбор будет распространяться не только на зарубежных производителей, но и на российских, поэтому конфликт несколько угас. Тем не менее наше правительство пока не предприняло мер для обложения сбором наших производителей, у которых есть лазейка: они могут не платить сбор, если обеспечат безопасную для окружающей среды утилизацию автомобиля», – отмечает эксперт «Общественной Думы» Денис Рассомахин.

В любом случае введение Украиной спецпошлин на импорт автомобилей вряд ли стоит считать ответной мерой на введение Россией утилизационного сбора. Хотя украинские заводы жаловались на него. ЗАЗ и корпорация «Богдан» этой осенью даже приостанавливали свои производства, так как утилизационные сборы сделали невыгодным ввоз их машин в РФ. Однако Украина ввела защитные меры не в отношении одной России, пострадали и другие импортеры.

Униженные и оскорбленные

Местные автопроизводители жаловались на падение производства не только из-за утилизационных сборов, но и из-за наплыва импорта в страну. Еще в 2012 году внутреннее производство легковых автомобилей в стране упало на 27% до 76,2 тыс. штук, в первом квартале 2013 года – на 61,2%. При этом импорт автомобилей в 2012 году увеличился на 8% до почти 205 тыс. легковых машин (данные Украавтопрома).


Вводя спецпошлины, Украина рассчитывает помочь местным заводам загрузить свои мощности и увеличить сбыт, а также надеялась, что «украинские автозаводы попадут в планы крупнейших автоконцернов и начнут производить определенные марки автомобилей для конкретного региона», говорил министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов.

Украинские автозаводы действительно стали загружать свои мощности, правда, далеко не современными автомобилями. Так, «Богдан» договорился с АвтоВАЗом о сборке Lada «десятого семейства» из импортных машинокомплектов, тогда как в самой России эти автомобили не производятся уже несколько лет. АвтоВАЗ согласился возродить из пепла «десятки», так как машинокомплекты не облагаются импортной пошлиной. Всего в этом году на Украину отправятся 10 тыс. таких машинокомплектов.

При этом введение Украиной спецпошлин на импортные готовые автомобили не особо беспокоит АвтоВАЗ. По крайне мере там планируют экспортировать в этом году на Украину столько же автомобилей, сколько и в прошлом году.

Сейчас украинский легковой автопром живет в основном за счет сборки иностранных моделей. Так, на ЗАЗе собирают некоторые модели Chevrolet, Daewoo, Opel и АвтоВАЗа, на ЛуАЗе – модели АвтоВАЗа и Hyundai, на КрАСЗе – АвтоВАЗа и SsangYong. «Еврокар» собирает модели Skoda и Volkswagen.


Вернуться назад