ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > ЦБ и правительство должны за неделю найти способы снизить ставки по кредитам
ЦБ и правительство должны за неделю найти способы снизить ставки по кредитам14-06-2013, 13:19. Разместил: VP |
Президент Путин, как и обещал, взялся за российские банки, которые измучили экономику дорогими кредитами. ЦБ и правительство должны за неделю найти способы снизить ставки по кредитам, следующим шагом может стать ограничение маржи банков
Москва. 13 июня. FINMARKET.RU - Смена руководства Банка России - 23 июня Эльвира Набиуллина сменит на посту Сергея Игнатьева - пройдет на фоне масштабного наступления на российские банки, которое начал Кремль. Претензии президента Владимира Путина - он несколько раз ругал банкиров, утверждая, что они неадекватно оценивают риски в российской экономике и закладывают слишком большую маржу в ставки по кредитам для бизнеса, - теперь обличены в его формальное поручение: до 19 июня правительство и ЦБ должны придумать, как снизить эти ставки. Пока речь идет только о рыночных мерах - развитии конкуренции в банковском секторе и снижении административных барьеров. Но, как утверждают участники тематического совещания у президента - оно состоялось в понедельник, - о марже и рисках речь там тоже шла.
Зачем России дешевые кредиты
Удешевление кредитов - это один из факторов ускорения экономического роста, на который решено сделать ставку по итогам многочисленных совещаний по экономическим вопросам у президента Путина. Идея длинных и дешевых денег, которые должны оживить инвестиционную активность в российской экономике и обеспечить приемлемые темпы роста ВВП (не меньше 5% в год) кружит над Кремлем со второй половины 2012 года.
Александр Широв, замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
"Действия предпринимаются в правильном направлении. Высокие процентные ставки по кредитам связаны не только с высоким уровнем инфляции или другими макроэкономическими факторами. Банковская система пока довольно плохо оценивает реальный сектор и закладывает в ставки по кредитам дополнительные риски. На снижение ставок будет работать уменьшение нормы обязательного резервирования, смягчение требований к капиталу банков. ЦБ должен мягче смотреть на операции кредитования именно реального сектора. Причем главное внимание должно быть уделено среднему бизнесу. Крупный бизнес вполне успешно покрывает свои потребности в кредитных ресурсах. Банк всегда испытывает дискомфорт, когда дает деньги не нефтяному гиганту, а какому-то небольшому предприятию. Сейчас львиную долю рефинансирования со стороны ЦБ получают крупнейшие госбанки: Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ, которые по сути являются институтами развития. Но они выполняют свою функцию ретранслятора денег в экономику, к сожалению, только в отношении крупного бизнеса и ретейла. А туда, куда нам нужно, деньги не идут. Более широкий доступ к ресурсам ЦБ должны иметь средние банки. Были еще предложения по ограничению маржи банков. Но это скорее уже не снижение, а увеличение административного давления на банки".
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России (АРБР), депутат Госдумы
"Есть излишние требования по резервам. Например, давно и вполне успешно работающее предприятие, хороший клиент. Но если у него возникают проблемы с текущим балансом (всякое бывает), надо относить кредит этому предприятию в более сложную категорию, создавать под него больший резерв. Наверное, это не всегда правильно. Но административные проблемы есть и помимо этого. Сейчас банки должны хранить документацию обо всех своих сделках, балансах в бумажной форме. Для этого макулатурой забиваются огромные помещения. В XXI веке все это можно было бы хранить на электронных носителях, в том числе в ЦБ. Другой пример. Банки уйму времени тратят на предоставление информации в Росфинмониторинг. Для этого держится серьезный штат, приобретаются дорогие информационные продукты. Информация предоставляется обо всех операциях крупнее 600 тыс. руб. В прошлом году было 9 млн сообщений в Росфинмониторинг, а реально какие-то меры принимались максимум по тысяче эпизодов. В Европе действует другой принцип: там определили признаки сомнительных операций, и информация в контрольные органы передается только по ним. С банка всегда можно спросить за несообщение о сомнительной операции. Давно говорится о необходимости разработать единую базовую форму, по которой банки отчитываются перед ЦБ. Сейчас же разные департаменты ЦБ запрашивают в банках каждый свой объем информации. Все эти издержки, в том числе, включаются в стоимость кредитов. Что касается защиты прав кредиторов. Сейчас, опираясь на комментарии Высшего арбитражного суда, появились даже целые схемы, когда предприятия, открывшие кредитную линию в каком-то банке на 100 млн руб., естественно, под залог, каждый месяц в течение года берут эти деньги в банке и возвращают их. А потом объявляются банкротами. Так конкурсный управляющий требует от банка вернуть в конкурсную массу не только последний возвращенный кредит в 100 млн руб., а весь объем кредитования за год, скажем, 1 млрд руб. Банк теряет не только деньги, которые поступают в общую конкурсную массу, но и залог. Надо вносить изменения в залоговое законодательство, чтобы нельзя было обратить взыскание на сумму, возвращенную кредитной организации. Вряд ли в выполнении своих обязательств перед банком можно усмотреть вывод активов. У нас пока доминируют госбанки, в том числе потому, что у них более широкий доступ к рефинансированию со стороны ЦБ. ЦБ им деньги дает легко. Другие банки с ними не могут конкурировать".
Дмитрий Мирошниченко, Центр развития ВШЭ
"Меры, которые упоминаются в поручении, могут помочь несколько снизить стоимость кредитов, но не принципиально. Конкуренция сейчас идет в основном между частными и государственными банками. Я не знаю, как ее будут развивать. Основной вклад в высокие ставки сейчас играет общеэкономическая ситуация, риски российской экономики, и направление движения капиталов (у нас наблюдается отток). Риски возникают у каждого заемщика свои, но в силу общей макроэкономической и социально-экономической ситуации в стране они высоки у всех. Действенность фактора риска в несколько раз выше совокупности всех факторов, перечисленных в поручении. На административных расходах можно сэкономить непринципиальные суммы. По нашим данным, при прочих равных снижение процентной ставки на 1 п.п. ведет к увеличению темпов роста кредитования на 1,6 п.п. Гораздо большее влияние на динамику кредитов оказывает рентабельность предприятий: ее рост на 1 п.п. обеспечивает 11,5 п.п. дополнительного прироста кредитов."
Алексей Ведев, директор Центра структурных исследований Института Гайдара
"Названные мероприятия не очень действенные, снизить стоимость кредитов с их помощью не удастся. Конкуренция в банковском секторе у нас осуществляется в основном между двумя банками: Сбербанком и ВТБ. Они могут как-то воспринять команду правительства, но это просто использование административного ресурса. Контрольные функции с точки зрения объемов отчетности не настолько велики, чтобы заметно снизить процентную ставку. Поиск правительством путей снижения процентных ставок - лишенное смысла мероприятие. Чтобы снизить ставки по кредитам, прежде придется снизить ставки по депозитам. Это означает, что и без того узкая ресурсная база у банков станет меньше. Опасаюсь, что одновременно со снижением ставок по кредитам снизится риск-менеджмент, кредиты будут раздаваться направо и налево, и кроме как к кризису плохих долгов это мероприятие ни к чему не приведет. Нехватка кредитов - это не основное препятствие для экономического роста. Гораздо важнее разобраться с бизнес-климатом, коррупцией, конкуренцией. Это гораздо более эффективные средства, чем понижать административными мерами процентную ставку".
Вернуться назад |