ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Путин и тарифы на электроэнергию: как разгрузить бизнес, не загрузив граждан
Путин и тарифы на электроэнергию: как разгрузить бизнес, не загрузив граждан22-05-2013, 11:01. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
Путин и тарифы на электроэнергию: как разгрузить бизнес, не загрузив граждан
Решить вопрос «последней мили» настоятельно рекомендовал ВладимирПутин на совещании по вопросам электроэнергетики, прошедшем в Сочи. В электроэнергетике этот термин обозначает один из механизмов перекрестного субсидирования, когда совокупная прибыль распределительных сетей повышается за счёт увеличения расходов на электроэнергию крупных компаний. Основной темой совещания стал вопрос именно перекрестного субсидирования — больной вопрос российской электроэнергетики. Проще говоря, снижение тарифов на энергию для граждан сегодня происходит за счет бизнес-сегмента, что является крайне неэффективной моделью. В 2012 году объем перекрестного субсидирования вырос до 220 млрд рублей, констатировал президент России. Предприниматели сначала платят за подключение к электросетям — и немалые деньги. Затем оплачивают дорогую электроэнергию, что, в свою очередь, влечет удорожание товаров и услуг, снижая их конкурентоспособность. Как сообщает РИА «Новости», перед присутствующими на совещании зампредом правительства Аркадием Дворковичем, помощником президента Эльвирой Набиуллиной, министром энергетики Александром Новаком и другими чиновниками глава государства поставил достаточно непростую задачу: — В короткие сроки принять необходимые решения по "последней миле" и представить конкретные предложения по сокращению объемов перекрестного субсидирования. Причем сделать это надо так, чтобы не пострадал ничей кошелек. Президент настоятельно рекомендовал тщательно рассчитать последствия предпринимаемых мер для каждого региона России, потребовав, чтобы необоснованный рост тарифов на электроэнергию для сектора СМБ и физических лиц был предусмотрен и предотвращен. Особое внимание президент призвал уделить вопросу электроснабжения Калининградской области как наиболее удаленной от энергосистемы РФ и требующей индивидуального подхода. Коснувшись способов выполнения данных поручений, Владимир Путин отметил, что это можно сделать отчасти за счет электросетевых компаний, у которых, по его словам, «есть резерв для оптимизации». Оплачивать чужую неэффективность наши граждане и предприятия не должны, резюмировал президент. Кроме того, в качестве подспорья для повышения эффективности элекроэнергетики России, глава государства рекомендовал использовать энергосберегающие технологии, и вообще — пользоваться энергией с умом, бережно и аккуратно. Путин и ранее подчеркивал, что изменить модель тарификации электроэнергии необходимо, и следует отказаться от модели «последней мили». В частности, 20 марта, на обсуждении Стратегии развития электросетевого комплекса РФ он дал правительству поручение ликвидировать большую часть перекрестного субсидирования, на что вице-премьер Аркадий Дворкович ответил, что задача будет решена в ближайшие 2-7 лет. Другие специалисты склоняются скорее ко второй дате. По окончании мероприятия министр энергетики Александр Новак уверил, что расценки на электроэнергию будут подниматься небыстро. Согласно приведенным расчетам, в текущем году тарифы вырастут на 6%, а в последующие годы — не более чем на 1% инфляции. Таким образом, цель — ликвидация перекрестного субсидирования — будет достигнута, а на доходах населения это не отразится. В комментарии изданию «Известия» министр отметил, что президенту был предложен механизм, при котором нагрузка будет перекладываться не только на население, но и на сами предприятия и весь сетевой комплекс, чтобы он работал эффективней. Также, по его словам, возможен вариант с вводом «социальной нормы» потребления электроэнергии. О том, какие действия необходимо предпринять правительству для того, чтобы сделать энергетику страны более эффективной, «Однако» рассказал Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития: — Я бы не сказал, что на совещании по электроэнергетике шла речь о ликвидации перекрестного субсидирования. Видно, что правительство готово сделать процесс «перекрестки» более прозрачным, это факт, но цели ликвидировать все 220 млрд рублей ежегодно я не увидел. Конечно, есть некоторое движение вперед, но это не те решения, о которых в идеале мечтают сторонники ликвидации перекрестного субсидирования. Дело в том, что сейчас «перекрестка» фактически скрыта внутри тарифов, поэтому потребители, которые либо недоплачивают, либо переплачивают за электроэнергию, не располагают информацией. Соответственно, модель зафиксирована, но пользователи не знают, какова реальная стоимость киловатта в час — это основной минус. И в этом и заключается суть перекрестного субсидирования. Фиксированная тарификация сейчас есть только у обычных граждан, у населения. Все остальные потребители в России, за исключением некоторых территорий, изолированных от общей системы энергопотребления, получают каждый месяц новые цены на энергию. Сегодня это 2,50, завтра — 2,30, послезавтра — 2,70. Стоимость в первую очередь зависит от устройства рынка, от системы спроса и предложения — и только потом от каких-то других факторов. Эта система не меняется последние годы. Она так и функционирует. Основной вопрос касается того, насколько она эффективна. Достижение энергоэффективности включает в себя несколько разноплановых факторов. В первую очередь, оно определяется позицией Федерального правительства, затем — решением вопросов модернизации самой системы. Кроме того, оно зависит от внедрения инновационных энергоэффективных решений. Все это требует инвестиций. А там, где встает вопрос инвестиций, возникает и вопрос окупаемости, их возврата. Плюс — появляется необходимость мониторинга, контроля, понимания, что нужно делать, чтобы отслеживать эти процессы, наблюдения за тем, как расходуются деньги, выделенные на повышение энергоэффективности. Если правительство готово выделять эти средства, то процент, что мы достигнем каких-то результатов в этом направлении, повышается. Для того, чтобы инвестиции вернулись быстро, необходима идеальная организация процесса. Кроме того, если речь идет о России, то здесь необходимы, конечно, капитальные инвестиции. Соответственно, срок возврата таких инвестиций в инфраструктуру — не менее 10-15 лет. Вернуться назад |