ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > О выходе Союза к Персидскому заливу: слово за "иранскими друзьями"

О выходе Союза к Персидскому заливу: слово за "иранскими друзьями"


20-05-2013, 11:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

О выходе Союза к Персидскому заливу: слово за "иранскими друзьями"

 
Алексей Беляев

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов открыли прямое железнодорожное сообщение между республиками по переходу "станция Болашак — станция Серхетяка". Открытый участок представляет собой часть будущего транснационального железнодорожного коридора, который в перспективе свяжет Казахстан, Туркменистан и Иран и обеспечит выход грузопотоков с сухопутных к морским путям в регион Персидского залива.

История проекта

Начало этому проекту было положено в октябре 2007 года, когда президенты Казахстана, Туркменистана и Ирана подписали декларацию о строительстве транспортной магистрали. В 2009 году стороны приступили собственно к строительству.

Станция Болашак -- приграничная железнодорожная станция Мангыстауского отделения Казахстанских железных дорог. Расположена на участке Узень -- Берекет в 4-х километрах от казахско-туркменской границы. Открыта в 2011 году.

Станция Серхетяка -- приграничная железнодорожная станция Туркменских железных дорог. Расположена на участке Узень -- Берекет в 3 км от туркменско-казахской границы. Открыта в 2013 году.

Как рапортуют казахские СМИ, новая линия представляет собой современную железнодорожную магистраль с развитой инфраструктурой. Вдоль дороги открыты две новые станции с путевым развитием и 5 раздельными пунктами. Линия оборудована устройствами связи, сигнализации, централизации и блокировки, проложена волоконно-оптическая линия связи. На все станции и разъезды дороги бесперебойно подается электроэнергия. На станциях и разъездах построены служебно-технические здания и сооружения. Казахстанская часть коридора – участок Узень-Болашак – имеет протяженность 146 км. Стоимость строительства составила 65 миллиардов тенге (1 тенге равняется примерно 0.2 рубля). Казахстанское содержание в строительстве составило 80%. По туркменскому участку цифры не были обнародованы.

Официальные заявления

В своём выступлении на церемонии открытия Назарбаев подчеркнул, что за время реализации этого проекта его актуальность ещё более возросла, отметив, что в настоящее время центр тяжести мировой торговли, также, как и производства, смещается в Азию, усиливая значение доступа на азиатские рынки:

-- Экономики Казахстана и Туркменистана в последние годы демонстрировали стабильный рост. Однако Казахстан и Туркменистан не имеют прямого выхода к океану. Накопленный производственный потенциал поставил задачу поиска новых рынков сбыта, новых точек приложения сил.

Далее глава РК заявил, что железнодорожное сообщение между Казахстаном и Туркменистаном открывает новые возможности для предприятий двух стран, стимулируя товарооборот и экономический рост:

-- Во-первых, следует ожидать повышения интенсивности торговли между нашими государствами… Во-вторых, мы сможем увеличить экспорт в направлении Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В-третьих, будет создан удобный и экономически выгодный маршрут для десятков стран, как в северном, так и в южном направлениях.

Президент Казахстана выразил надежду, что "иранские друзья" вскоре завершат свою часть пути, и, в скором времени, участники проекта будут праздновать окончание строительства всей железной дороги до Персидского залива. Он подчеркнул, что новая железная дорога даст мощный импульс развитию Прикаспийского региона, включая расширение транспортной, производственной и социальной инфраструктуры.

В схожем духе выразился и президент Туркменистана, отметивший, что идёт "закладка фундамента нового экономического пространства", объединяющего страны Центральной Азии и Каспийского бассейна с черноморским регионом, государствами Закавказья.

Как прогнозируют казахские чиновники, к 2020 году объем перевозок через новый пограничный переход может превысить 15 млн. тонн различных грузов. Планируется, что в структуре грузопотока по открытому железнодорожному переходу будут преобладать зерно, нефть и нефтепродукты. Также чиновники информируют, что за годы после распада СССР в Казахстане и Туркменистане построены и находятся в стадии строительства железные дороги общей протяжённостью 3 тысячи 994 км, что более чем в 2 раза превышает протяжённость аналогичных проектов на всём постсоветском пространстве.

Вывод

Учитывая заявления о том, что проект транснационального железнодорожного коридора Казахстан-Туркменистан-Иран сейчас находится в завершающей стадии реализации, можно предположить, что к моменту образования Евразийского союза он будет полноценно функционировать. Таким образом, Союз получает достаточно мощный транспортный коридор для возможной экспансии на новые и, что очень важно, перспективные рынки сбыта. Значительное повышение транзитного потенциала Казахстана (а, соответственно, Таможенного и Евразийского союзов) открывает новые возможности для производителей в РФ, РБ и РК.

Стык сетей телекоммуникаций Казахстана и Туркменистана

Также при участии президентов состоялось открытие стыка сетей телекоммуникаций АО "Казахтелеком" и ГКЭ "Туркментелеком". Согласно официальной информации, стык телекоммуникационных сетей открывает возможность организации соединений через сеть АО "Казахтелеком" на сети Туркменистана, Афганистана и Ирана, а также возможность транзита трафика для Туркменистана, используя транзитный потенциал РК, в направлении России, Европы и стран Юго-Восточной Азии. Таким образом, подчеркивают казахские чиновники, "Казахтелеком" фактически полностью сформировался в качестве центральноазиатского хаба.


Вернуться назад