ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > РАН: если резиденты офшоров не сдаются, их нужно жестоко и неотвратимо карать

РАН: если резиденты офшоров не сдаются, их нужно жестоко и неотвратимо карать


26-04-2013, 10:24. Разместил: VP

Русские деньги из офшоров не нужно выманивать, их нужно забрать угрозами и силой, считает Борис Хейфец из Института экономики РАН, написавший программный доклад на эту тему. Сами офшоры не должны иметь льготных отношений с Россией, а движение капитала в них нужно ограничить


 

Москва. 25 апреля. FINMARKET.RU - Чуть ли не половина российского крупного бизнеса "сидит" в офшорах. Правительство бьет тревогу, но заявленные им меры по мягкому выманиванию российского капитала из заграничных офшоров будут малоэффективны, уверен Борис Хейфец из Института экономики РАН.

Если уж решено бороться с "офшоризацией", то помогут только жесткие меры: неотвратимость наказания, финансовая полиция и перезаключение соглашений с офшорами на более суровых условиях. Естественно, и эти меры не будут иметь смысла, если ситуация в самой России не станет привлекательней для капиталов.

Экспертное управление президента, как уже писал "Финмаркет", подготовило свою программу деофшоризации, но не все правительственные и кремлевские чиновники с ней согласны. Пока во власти идут вялые споры, известный российский экономист, главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец подготовил свой план по борьбе с офшорами. В своем докладе "Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы" ученый пишет, что заставить капитал вернуться можно, но делать это нужно с помощью кнута - системы запретов и неотвратимых наказаний - и пряника.

 

Мнения других российских экономистов о том, нужна ли "деофшоризация" и как ее проводить, читайте здесь.http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3320425&nt=4&p=1&sec=0

 

 

Полцарства в офшорах


 

Сейчас "заофшоризированность" российской экономики достигла тех пределов, когда угрожает национальной экономической безопасности, предупреждает Хейфец.

 

  • Из 50 крупнейших российских компаний рейтинга "Эксперт-400" с совокупной выручкой 16 трлн. руб., принадлежащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 46% либо зарегистрированы в офшорах, либо там находится центр принятия решений.
  • Офшорами контролируется от 40% до 90% акций таких компаний. В действительности, учитывая использование сложных офшорных финансовых сетей, эти показатели еще выше.
  • От 2?3 до 3?4 всех накопленных в России и отправленных Россией иностранных инвестиций за рубеж связаны с офшорами.
  • В 2012 г. доля прямых иностранных инвестиций в общем потоке инвестиций в Россию составили всего 12,1% (в 2000 г. - 60%), а торговых и прочих кредитов - 88,0%.
  • С 2002 по 2012 г. 40 российских компаний разместили за рубежом свои акции на сумму порядка 14 млрд руб. В 2011 г. только одно из 10 IPO российских компаний прошло в России.
  • Крупнейшим торговым партнером России являются небольшие Нидерланды, на которые в 2011 г. пришлось 12% всего российского экспорта. По экспорту из России - $ 62,6 млрд - Нидерланды почти вдвое опережали идущий вторым Китай ($35,2 млрд.).
  • По некоторым оценкам, 9 из 10 крупных сделок, в том числе компаниями с госучастием, не регулируются российскими законами, а проводятся зарубежными "дочками".
  • По оценкам экспертов Boston Consulting Group (BCG), стоимость принадлежащих российским миллионерам активов в офшорах на конец 2008 г., составляла 38% общей стоимости всех их активов, у Японии и США - лишь 2-3%.
  • В 2008 г. около 200 млрд из 5 трлн руб., выделенных властями для поддержки банковского сектора в условиях кризиса, банки просто вывели из России, аккумулировали на счетах, в том числе в офшорах.
  • Насколько опасна офшоризация российской экономики, показал кризис на Кипре, который был одной из важнейших перевалочных баз для транзита российского капитала. В результате прямые потери для российских вкладчиков на Кипре могут составить не менее 3 млрд евро.
  • По расчетам Хейфеца, только из-за прямого использования легальных возможностей минимизации налогообложения, прежде всего с помощью соглашений с офшорами, российский бюджет в 2011 г. потерял не менее $ 50 млрд. - около 12% его расходной части и почти 2,5% ВВП.
  • Реальные потери российского бюджета, если учесть виртуальную возможность использования этих средств для бюджетных расходов и расширения налоговой базы, можно оценить в $60-70 млрд.

 

Борьба с налоговой свободой


 

Главные мировые экономики задумались о губительной силе офшоров в кризис 2008 г. Был составлен список "черных", "серых" и "белых" юрисдикций, проведен ряд налоговых амнистий, введены налоги на транзакции с офшоров.

Россия подключилась к активной борьбе лишь в 2011 г., когда систему мер по деофшоризации велел придумать Владимир Путин. С того момента уже пересмотрено три соглашения об исключении двойного налогообложения - с Кипром, Люксембургом и Швейцарией, внесены изменения в Налоговый и Уголовный кодексы.

Но наличие "сильной руки" процесс не ускоряет - у ведомств нет единой позиции по деофшоризации. Разные точки зрения, например, высказывают эксперты по созданию Международного финансового центра (МФЦ) в Москве, Минэкономразвития, Антимонопольного комитета, Президентского совета по кодификации, Государственной Думы, ученые, представители бизнеса.

 

В целом, можно выделить две различные точки зрения:

  • Весьма проофшорной позиции придерживается руководитель Экспертного управления президента Ксения Юдаева: отмена запретов для рынка капитала, размещение акций компаний в рамках приватизации на российском рынке, стимулирование долгосрочного страхования и добровольных пенсионных сбережений, улучшение инфраструктуры финансовых рынков, создания специального международного арбитражного суда в рамках Таможенного союза.
  • Второй штаб возглавила помощник президента Эльвира Набиуллина. По ее мнению нужно использовать метод кнута и пряника: ужесточение политики по отношению к офшорам - кнут, меры, стимулирующие отказ от вывода активов в эти юрисдикции - пряник. Самый "радикальный" пряник - нулевой налог для частных лиц и компаний после года владения акциями.
  • Ряд законодательных инициатив, направленных на деофшоризацию экономики готовят отдельные ведомства, Госдума и Совет Федерации. Законодатели предлагают создать некий режим иностранного экономического агента по отношению к тем фирмам, которые используют иностранную юрисдикцию, ввести обязательное требование к офшорным компаниям показать всех своих бенефициаров, ввести ограничения по доступу к бюджетным деньгам, к участию в конкурсах госзакупок.

 

 

Метод Хейфеца


 

Экономисту не кажутся полностью убедительными эти позиции. Хейфец сформулировал свои предложения по деофшоризации экономики. По мнению экономиста, пока все меры носили фрагментарный и непоследовательный, декларативный характер. Нужно определить несколько принципов, на которых будет базироваться программа деофшоризации и которые останутся неизменными на протяжении долгого времени.

 

 

Принципы:

 

  • кардинальное улучшение условий ведения бизнеса, включая институциональную и политическую реформу;
  • налоговый маневр за счет пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения с странами-офшорами по перенесению центра тяжести налогового стимулирования инвесторов в российскую юрисдикцию,
  • усиление ответственности за нарушение налогового законодательства в соответствии с международной практикой,
  • обеспечение прозрачности и открытости данных всех субъектов экономической деятельности,
  • наращивание обмена налоговой информацией и данными о фискальных нарушениях с другими странами,
  • возрастание роли моральных ценностей в формировании экономической политики, и нравственное возрождение общества.

 

Методы:

 

  • Улучшение условий ведения бизнеса: защита собственности, независимость судов, стабильность законов, удаление избыточной налоговой нагрузки, снижение административного давления, развитие финансовой инфраструктуры.
  • Кардинальный пересмотр большинства соглашений об избежании двойного налогообложения: ликвидация налоговых льгот для корпоративных структур, зарегистрированных за рубежом, снижение налогов в российской юрисдикции для важнейших для модернизации секторов экономики или ОЭЗ. Введение в соглашения нормы недобросовестного их использования.
  • Разработка закона "О национальной компании", в поддержку которого выступает глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. По его мнению, национальной должна называться компания, которая зарегистрирована в России, является крупным налогоплательщиком (формирует не менее 5% госбюджета) и торгуется на российских биржах. Она должна иметь стабильные финансовые показатели и тратить на социальные проекты не менее 1% выручки. Взамен компания получает равные права с госкомпаниями, облегченное получение "длинных денег" из государственных инвестиционных фондов, субсидирование ставок по кредитам, преференции по госзакупкам.
  • Государственным компаниям следует постепенно отказаться от использования офшорных трейдеров и от сделок продажи/покупки активов с офшорными компаниями, конечными бенефициарами которых являются граждане российского происхождения. Следует также ввести разумные ограничения на участие таких компаний в тендерах при госзакупках.
  • Необходимо прекратить или существенно ограничить кредитование офшорных компаний и связанных с ними "прокладочных" структур банками и компаниями с госучастием. Например, через увеличение нормы резервирования для банков по кредитам, выданным компаниям, которые не осуществляют реальной деятельности.
  • Важно повысить эффективность контроля за трансфертным ценообразованием, которое является важнейшим каналом легального и нелегального перемещения капиталов в офшоры.
  • Нужно усилить ответственность за несоблюдение налогового законодательства, но не просто наказывать ради наказания, а постепенно изменить представление о том, что налоговые нарушения - "незначительные проступки". Заслуживает поддержки идея о создании специального органа типа "Финансовой полиции".
  • Необходимо отказаться от вялотекущей налоговой амнистии, когда срок давности по налоговым преступлениям ограничен 3 годами и увеличить его, по крайней мере, до 10 лет. Одновременно можно провести одноразовую мягкую налоговую амнистию для физических лиц с уровнем налогообложения не более 5-8%.
  • В связи с естественным старением обладателей крупных состояний особенно актуален вопрос раскрытия бенефициаров трастов, так как именно их российские миллиардера часто используют для решения вопросов с наследством.
  • Жесткой мерой могло бы стать создание специальных списков конечных бенефициаров офшорных компаний и офшорных финансовых трастов.

Вернуться назад