Вся история цивилизации до изобретений эпохи угля и пара, если рассматривать её с энергетически-негэнтропийной точки зрения — это людские руки (читай: =рабы и крестьяне), камень и кость, как орудия этих людей; и дрова или кизяк, чтобы согреться в холодную зиму.
Однако, шаг за шагом, очень постепенно, круг цивилизационных орудий расширяется — сначала вдобавок к охоте и к собирательству появляется скотоводство и земледелие, потом в истории людей возникают промышленные металлы — сначала медь, а потом бронза и железо.
Энергетическая основа цивилизации остаётся всё той же — руки и дрова, но вот способность концентрировать всю доступную цивилизации энергию во что-то полезное у людей растёт многократно.
Сейчас человечество находится в такой же непростой ситуации. Нам досконально известно, что мы хотим получить в результате внедрения реакторов-бридеров, термоядерных электростанций или даже какой-нибудь "абсолютно зелёной" Пенжинской ПЭС.
Потенциал одной Пенжинской ПЭС — 100 Гигаватт.
Проблема для нас в другом — по многим вопросам фактической реализации таких мегасложных и сверхмасштабных проектов мы ещё очень слабо представляем все шаги во всей многоступенчатой цепочке последовательной реализации этих проектов.
То есть, скорее всего, в конце этого пути, когда замкнутый ядерный цикл, термоядерный реактор или приливная станция в Охотском море с потенциалом в половину электроэнергетики всей России заработают на полную мощность, мы удивлённо скажем: "Чёрт, но ведь всё же просто было в самом начале! Надо было пойти сюда, вот тут сделать так, а тут..."
Но это будет уже потом, постфактум. В тот момент, когда можно критиковать исследователей и первопроходцев и говорить: "На их месте мы бы — ого-го!"
По факту же это "ого-го" всегда получается отнюдь не сразу и совсем не так очевидно.
И поэтому у меня есть две истории для вас. Истории про реактор и про мирный русский трактор крестьянскую лошадку, которая служила нам верой и правдой от времён камня и кости и вплоть до момента создания этого самого реактора.
Рассказывая о первом промышленном ядерном реакторе, я постараюсь избавить вас от множества технических деталей. Пусть, в рамках этой статьи реактор будет неким "чёрным ящиком", который Вам надо построить у себя на территории, чтобы обеспечить производство энергии на всякие различные нужды своей экономики:
Модель реактора. Масштаб 1: 10 000.
При этом, безусловно, данный "чёрный ящик", в отличии от компьютерных игр, должен быть обеспечен специфическим для него топливом, вам надо подготовить обслуживающий персонал и заняться утилизацией хвостов его "жизнедеятельности"; для строительства реактора вам надо иметь соответствующие заводы, материалы, проекты и технологии.
Ведь текст на самом деле будет не о реакторах. Текст будет больше о людях.
Исторически так сложилось, что первые реакторы, разработанные и в СССР, и в США, совершенно не ставили перед собой задачи получения ни тепловой ни, тем более, электрической энергии. Задача этих очень специфических устройств состояла лишь в максимально быстрой наработке делящихся материалов для ядерного оружия.
Для понимания сути того времени и условий той гонки стоит читать воспоминания участвовавших в ней людей. Например, почитать бригадного генерала Лесли Гровса. Он, как простой вояка и уверенный в своей правоте американский отставник, в своих мемуарах с говорящим названием "Теперь об этом можно рассказать", описывает ситуацию "как она есть", без каких-либо купюр или политкорректностей более поздней историографии.
Лесли Гровс — единственный, кроме Оппенгеймера, американец в руководстве Манхэттенского проекта
После взрыва первой американской атомной бомбы в Нью-Мексико, которая, по сути дела, поставила точку в страхах о том, что гитлеровская Германия опередит США в создании ядерного оружия, Гровс очень показательно ответил на слова Оппенгеймера: «Война кончена». Он сказал: «Да, но после того, как мы сбросим еще две бомбы на Японию».
Для него этот вопрос был давно решенным делом. Ружьё, висящее на стене, должно было выстрелить в последнем акте.
Показателен и выбор Гровсом объектов для бомбардировки в Японии. Гровс сделал это без привлечения военных специалистов, занимавшихся планированием военных операций в американском генеральном штабе. Он предложил первоначально четыре объекта для атомной бомбардировки: города Кокура, Хиросима, Ниигата и, самое гласное — центр древней культуры, бывшую столицу Японии — Киото.
При назначении этих объектов Гровс руководствовался соображениями, весьма далекими от гуманности. Когда у присутствующих возникли возражения против Киото, он привел в доказательство своей правоты два аргумента: во-первых, население этого города насчитывает больше миллиона жителей, что, следовательно, обещает хороший эффект взрыва; во-вторых, он занимает огромную площадь, на которой вполне уложится предполагаемый диаметр зоны разрушения и поэтому картина взрыва будет очень показательна для экспертов. Одним словом, генерала Гровса очень устраивала площадь города и число погибших людей для оценки мощности бомбы.
Характерен для личности Гровса и такой факт: когда в итоге Киото в качестве цели всё же было отвергнуто политиками, а целями были утверждены Хиросима и Нагасаки, выяснилось, что вблизи них находятся лагеря военнопленных американцев и их союзников, но и тогда Гровс, не колеблясь, дал указание не принимать во внимание этот фактор.
В общем, вот такие высокоморальные люди стояли в то время в руководстве американской ядерной индустрией — начиная от генерала Гровса и заканчивая президентом Трумэном. Ну и вопрос ядерной энергетики, конечно, отнюдь не стоял у них на повестке дня — для них ядерная энергия — это была бомба и ещё раз бомба.
После бомбёжек Хиросимы и Нагасаки, в который США продемонстрировали миру всю разрушительную силу нового оружия, стало ясно — США применят ядерную бомбу против СССР без малейших колебаний. Собственно говоря, первый залп той, Холодной войны прозвучал прозвучал там, где, вполне возможно прозвучит первый залп новой, горячей войны — он прозвучал в Иране, в 1946 году.
Поэтому задачей СССР при создании первых реакторов была скорость, скорость и только скорость. Об их собственном энергопотреблении военные заботились весьма мало, если даже и никак, и первые военные и исследовательские реакторы и в СССР, и в США энергию не только не производили, но и неслабо в себя потребляли. При этом все движения по Атомному проекту надо было делать скрытно и не привлекая внимания США.
Даже выбор строительной площадки под знаменитый сейчас комбинат "Маяк" — тогда включавшего в себя лишь первый ураново-графитный реактор "Аннушка" (А-1), осуществляли исходя из потребностей как-то скрыто организовать принудительное охлаждение первого советского промышленного реактора и спрятать его от посторонних глаз. Озеро Кызыл-Таш на Южном Урале было указано, как хороший вариант, самим Курчатовым: охлаждаемый градирней реактор был бы виден зимой с воздуха по пару, а при использовании озера без градирни, пар был бы уже не столь отчётливо виден на аэрофотоснимках. Ну и общая удалённость и от границ, и от собственных городов тоже дополняла картину общей секретности проекта.
Что интересно — проект "Аннушки" был совершенно отличным от американских реакторов-наработчиков плутония. Для "Аннушки" советские инженеры выбрали вариант компоновки не с горизонтальными, а с вертикальными каналами для уранового топлива и замедлителя. Этот вариант компоновки активной зоны сыграет с реактором злую шутку чуть позже, но и одновременно — послужит лекалами для почти всех энергетических реакторов будущего. Однако пока про мегаватты ещё никто не думал. Стране надо было собрать бомбу.
Игорь Курчатов в молодости.
Потом его будут звать просто — Борода.
Основной "полезностью" такого реакторного энергетического непотребства на момент конца 1940-х годов была возможность быстрого превращения в таких реакторах-наработчиках природного изотопа урана 238U в изотоп плутония 239Pu.
Как мы помним, процесс разделения изотопов урана на высокопроизводительных центрифугах был освоен гораздо позднее (в 1960-е годы), а в 1940-е годы изотопы урана приходилось разделять жутко непроизводительными химическим, электромагнитным и газодиффузионным способами.
Даже сам природный очищенный уран был в СССР тогда редкостью — к середине 1946 года, в основном на территории оккупированной Европы, под руководством заместителя Берии по атомному проекту — генерала Авраамия Павловича Завенягина, было найдено всего около 220 тонн различных соединений урана в пересчёте на чистый металл (собственные запасы урана в СССР к тому моменту всё ещё исчислялись лишь единицами тонн).
Урана у страны было столь мало, и давался он столь трудно, что когда 19 июня 1948 года первый промышленный реактор "Аннушка" наконец-то был выведен на проектную тепловую мощность в 100 МВт — казалось, можно было вздохнуть спокойно.
Но, практически сразу же на новом реакторе произошло "козление" урановых блоков внутри активной зоны. В вертикальных каналах урановые сборки начало гнуть и ломать от температурных напряжений. Руководители работ на "Аннушке" — академик Курчатов и генерал Завенягин приняли на себя личное руководство ремонтными работами.
"Протолкнуть" закозлившиеся рабочие блоки вниз, как это запланировано в проектной схеме реактора, не удавалось. Потянули вверх и трубка лопнула: заклиненная часть сборки застряла в ячейке реактора. Автоматизированные работы закончились и пошла "ручная разборка" — с заходом людей в активную зону реактора. Выдавить снизу домкратом не получилось. Трубку высверливали специальной фрезой. Пирофорный уран при этом загорался и сплавлялся с графитом, образуя карбиды. Курчатов на все это смотрел лично и решил заблокировать дефектную ячейку каналами с водой. После чего Завенягин с Курчатовым на пару снова включили реактор. 25 июня, через неделю, закозлило ещё один канал. Вскорости новые проблемы с экспериментальным по сути реактором пошли косяком: началась коррозия топливных трубок и утечка воды в графитовую кладку. В конце 1948 года реактор стал глохнуть. К 20 января 1949 года выбора уже не было — начался капитальный ремонт "Аннушки".
Работа шла 66 дней. Под облучением — урановое топливо уже набрало радиоактивность в ходе цепных реакций распада ядер. Нормой было не более 100 рентген на человека, но Курчатов с Завенягиным и многие физики уже были с громадным перебором по дозе. Технологию извлечения труб присосками делали на ходу. Выкинуть плохие трубки просто так было нельзя: страна вложила туда весь имевшийся тогда уран. То есть — надо было работать с уже облучёнными и сильно активными блоками урана. "Нормальный" ремонт занял бы как минимум год. А года у страны не было.
Генерал Авраамий Павлович Завенягин сидел и наблюдал за работой слесарей на месте, если не успокаивая их, то невольно подгоняя своим присутствием. Не за свинцовой стенкой...
Полученный с таким трудом в ходе цепной реакции в реакторе "А-1" плутоний тут же отгружался на расположенное рядом радиохимическое производство по выделению 239Pu, которое получало из облученных трубок концентрат плутония, состоявший в основном из фторидов плутония и лантана. Уже в феврале 1949 года первая партия оружейного плутония была готова.
В начале августа 1949 года в СССР был получен высокочистый металлический плутоний и первая советская атомная бомба взорвалась уже 29 августа 1949 года, всего через четыре года после Хиросимы.
В это не верил никто. Ведь по расчётам американцев — СССР должен был угробить на атомный проект минимум 15 лет.
«Россия делает сама» — РДС-1
Генерал Завенягин умер всего через 7 лет, от лучевой болезни. Ему было 55. Вот такой он был, железный "Строитель Норильска".
Именно на таких людях держался весь советский атомный проект.
Академик Игорь Васильевич Курчатов умер 7 февраля 1960 года. Но в последние годы своей жизни он успел подарить миру ещё две вещи, каждая из которых была гораздо важнее всех ядерных и термоядерных бомб, которые были им разработаны. Это были ядерная станция и идея управляемой термоядерной реакции.
После испытания первой атомной бомбы академик Курчатов на встречах с профессором Доллежалем, который был одним из проектировщиков злополучной, но архиважной для страны "Аннушки", и с профессором Фейнбергом, обсудил возможность создания атомной электростанции, ориентируясь на опыт конструирования и эксплуатации первых военных реакторов.
Страна испытывала недостаток в электроэнергии и идея использовать для её производства возможности военных по наработке ядерного топлива просто-таки "витала в воздухе". Но, в то же время, вопрос энергетического использования урана встречал противодействие даже среде участников атомных разработок в СССР — ведь тогда ещё толком не был решён не то что вопрос паритета с американцами в зарядах — даже производство атомных бомб ещё только налаживалось.
Американцы же в то время вообще рассматривали ядерную электроэнергетику, как нечто экзотическое и отстоящее в некое абстрактное и отдалённое будущее. У Америки была нефть Гавара, да и до начала масштабного нефтяного импорта ещё было далеко и в него ещё никто не верил. Ведь Кинг Хабберт озвучит свои идеи ещё только через шесть долгих лет.
Подготовительные работы по советской АЭС начались вообще в рамках военного проекта, лишь благодаря авторитету Курчатова. Обычные урановые блоки военных реакторов были непригодны для АЭС, поскольку все понимали, что мало нагреть воду в реакторе — надо ещё превратить её в каналах реактора в перегретый пар под давлением, который сможет своей энергией крутить турбины и генераторы. Для этих целей пришлось сконструировать специальные технологические каналы, состоящие из системы тонкостенных трубок небольшого диаметра, на наружных поверхностях которых размещалось ядерное топливо. Технологические каналы в несколько метров длиною загружались в ячейки графитовой кладки реактора мостовым краном реакторного зала и присоединялись к трубопроводам первого контура съемными деталями. Имелось и много других отличий, усложнявших сравнительно небольшую военную атомную установку для целей производства электроэнергии.
Когда в результате этих предварительных работ определились основные характеристики проекта АЭС, о нем доложили Сталину. Он сразу же поддержал проект атомной энергетики, и ученые, до этого осуществлявшие все работы по АЭС на свой страх и риск, получили не только одобрение, но и помощь в реализации нового направления.
Уже 16 мая 1950 года было принято Постановление Совета Министров, которое определило план строительства трех опытных реакторов (уран-графитового с водяным охлаждением, уран-графитового с газовым охлаждением и уран-бериллиевого с газовым или жидкометаллическим охлаждением). По первоначальному замыслу все они поочередно должны были работать на единую паровую турбину и генератор мощностью в 5 МВт. Надо сказать, что смелость такого подхода тогда граничила с безумством — ведь на фоне проблем с "Аннушкой" ещё и стараться сделать реактор под давлением выглядело совершенно бесшабашной идеей (впрочем, надо отдать должное американцам — Энрико Ферми на заре атомного проекта мочил кони и похлеще).
Так родилась будущая Обнинская АЭС.
Обнинская АЭС. Первая. Просто — Первая.
В общих чертах проектный облик всех проектных реакторов Первой АЭС остался при реализации близким к первоначально предложенным. Собственно говоря, вокруг идей, которые были заложены тогда при проектировании этих реакторов и крутится до сих пор большая часть мировой конструкторской мысли. Всего при проектировании Обнинской АЭС было предложено три варианта компоновки.
Реактор с бериллиевым замедлителем был реализован в виде проекта реактора со свинцово-висмутовым охлаждением, уран-бериллиевым топливом и промежуточным спектром нейтронов. То есть, по факту, это была первая разработка в мире энергетического реактора на жидкометаллическом теплоносителе. Привет, опытные установки атомные установки подводного флота СССР и реакторы-бридеры серии БН.
Вместо гелий-графитового реактора был создан водо-водяной реактор — будущий основной тип реактора для подводных лодок и ледоколов, а также основной тип реактора современных АЭС. Опять-таки, здесь впервые в мире в рамках технического проекта заложена основная идея современных лёгководных реакторов — реакторов с двумя водяными контурами. Это сейчас самый распространённый энергетический реактор, именно к этому типу относятся основная часть реакторов современных АЭС. Ну и, конечно, "Золотая рыбка", с её безумными 44 узлами скорости хода в подводном положении.
И, наконец, изначальная идея уран-графитового реактора с водяным охлаждением была признана наиболее доведенной для практической реализации и на её основе решено было строить первый блок Первой АЭС. Это оказался первый реализованный в мире проект одноконтурного канального уран-графитового реактора с водяным охлаждением. То есть, Обнинская АЭС ещё оказалась прабабушкой РБМК (Реактор Большой Мощности Канальный), который через сорок лет будет печально знаменит в связи с грустным словом Чернобыль.
Собственно говоря, в мировом приорите у западных учёных однозначно остаются только два направления мирового реакторостроения — реакторы на тяжёлой воде, пальму первенства по энергетическому применению которых сейчас держат Канада и Индия, и реакторы на кипящей воде, которые смогли стройным квартетом задать жару человечеству во время Фукусимского инцидента.
Вот такой вот опасный кентавр эта ваша ядерная энергия.
Но опасно всё — ведь несколько тысяч лет тому назад не было ничего опаснее поднятого на судне паруса или оседланной лошади. Ведь тогда это было в разы круче, чем простые руки и каменный топор.
Ведь тот, кто тогда мог поднять парус или взнуздать лошадь — владел будущим. Поскольку путь в тысячу лет до чайных клипперов и стремительных уланов начинается с первого, ещё робкого шага.
И — вторая идея Курчатова отнюдь не безумный и несбыточный проект. Кентавры ведь никогда не рождаются просто так, легко и сразу.
https://www.youtube.com/embed/XpD-TMUJ4EU
И кентавры — это всегда опасно.
Рождение кентавра. Часть 2 (CIV44)
Ну, вот мы и добрались до кентавра. Надеюсь, по дороге к этой статье, рассказывая о непростых и часто парадоксальных хитросплетениях взаимоотношений народов Великой степи, я не утомил вас историей.
Но без этого — никак.
Можно спорить о хронологии, можно сомневаться в датах, однако от этого логика исторического процесса никак не изменится — для того, чтобы собрать персик с дерева, вначале это самое дерево надо посадить, а потом подождать, когда оно вырастет и начнёт давать плоды.
И если сейчас Персик радует нас своей статью, выучкой и аллюром, то это совершенно не означает, что всё это появилось в длинной истории взаимоотношения человека и лошади "единожды и сразу".
Кентавр рождался долго, в постоянных поисках, пробах и ошибках и громадное число совершенно разных людей приложили руку к тому Персику, которого мы можем видеть сейчас:
Часть длинного пути Персика мы уже обсуждали, но, для выстраивания общей логики происходившего, я позволю себе небольшие цитаты из прошлых статей, дополненные несколькими важными переходами, которые отсутствовали в более ранних текстах.
Надо сказать, что любая история — это всегда вероятность. Часто мы не можем составить непротиворечивое и полное представление о событиях происходивших даже во времена нашей собственной жизни.
Несмотря на большое число записей, видеоматериалов или фотографий — любое событие обрастает легендами, оценками, фальсификациями и умолчаниями.
Даже в наш просвещённый век 100% фиксации результатов любой человеческой деятельности средства массовой информации одновременно являются и средствами массового обмана. Все, я думаю помнят хорошую иллюстрацию о подходе современных СМИ:
Но, если убрать архетипическую М16 в кадре, то, в принципе, ничего не изменится — мир всегда был, есть и будет очень сложным и многогранным местом.
Летописи всегда цензурировались или даже самоцензурировались, а летописцы всегда описывали события с точки зрения одной из сторон любой войны. Моменты, которые вы прочитаете у Манштейна в его мемуарах, вы вряд ли найдёте в Книгах Лиддел-Гарта или в воспоминаниях маршала Жукова.
Воспоминания очевидцев всегда фрагментарны и подвержены массе посторонних влияний. Бухгалтерские книги и переписи населения сухи и отражают тоже только то, что хотят видеть их заказчики.
Артефакты всегда подвержены трактовкам и возможности массовой подделки, безвозвратной утраты или преднамеренного уничтожения.
В итоге любое историческое событие оказывается не математической точкой с чётко определёнными координатами, а некой сложной вероятностной функцией, сильно "размазанной" по пространству и во времени.
Как я уже говорил, наиболее полно на роль такого абстрактного представления об истории подходит понятие нечёткого множества:
Где заканчивается сиреневое облако и начинается красное?
То есть, любая хронология — это не более, чем условность.
И, когда мы говорим, что "такое-то событие произошло в 223 году до нашей эры в районе Лациума-Анциума" — то, на самом деле, полная фраза звучит вот так: "Исходя из нашего текущего понимания, которое разделяет наибольшее количество экспертов в данной предметной области, наиболее вероятно, что именно данное событие имело место где-то около выбранной нами даты и приблизительно в районе, принимаемом, как место данного события."
Но, кроме временных и пространственных рамок, которые, как я сказал выше, всегда вероятностны и условны, всегда есть причинно-следственные связи. А вот они как раз и позволяют часто разнести события в рамках исторической шкалы времени и избежать тотального скатывания в полное отрицание истории и удержать картину мира от замыкания в "вечное сегодня, которое единственно и есть реальность".
Ведь, в самом деле, в мире всегда есть и фляга с водой для страждущего, и М16, нацеленная в голову врага. Есть цветы и есть помойки. И они всегда существуют рядом.
Мифы и сказки надо рассказывать детям. Взрослым надо рассказывать историю.
Поэтому — начнём с истории. Персик, 3 500 год до нашей эры.
Полную фразу про все похождения Персика — со всеми "наиболее вероятно" и "приблизительно" — вы уже достраивайте сами, без меня, каждый раз.
Иначе текст уж очень объёмный выйдет.
3 500 год нашей эры. Север Казахстана.
Или же 6000 год до нашей эры. Башкоторстан.
Или же 7000 год до нашей эры. Саудовская Аравия.
Первый факт приручение лошади человеком. Причём, скорее всего, правы все исследователи — поскольку генофонд лошадей на порядок более разнообразный, нежели генофонд человека, о чём я уже писал чуть раньше.
Факты, по которым восстанавливается первый контакт человека и лошади, очень скудные и неполные.
Например, аравийская культура Аль-Магар, которая претендует сейчас на приручение лошади около 7000 года до нашей эры, может предложить археологам вот такой артефакт.
Конечно, смешно. Но — первобытному охотнику и собирателю, который первым задумал изобразить лошадь на статуэтках, надо было затратить уйму времени, чтобы добиться даже такого скромного результата. Ну а полный список находок культуры Аль-Магар есть вот по этой ссылке. Негусто, но что делать!
Находки лошадей в Башкоторстане тоже неясны своим происхождением. То, что нашли на стоянках Муллино и Давлеканово — это скелет лошади. Первый лошадиный скелет на человеческой стоянке. Может быть — это и есть наш первый Персик, а может быть Персика просто съели из-за вкусного конского мяса. Ну — или это вообще была Жемчужинка, которая давала вкусное молоко. Кто знает?
Те же проблемы есть и у казахских находок. Первые следы приручения лошади определяются по деформации зубов и челюсти древних лошадок, что предполагает использование удил. Самих удил или псалий (боковых частей удил), к сожалению, там не найдено — артефакты отнюдь не всегда появляются "вдруг и сразу", но иногда их использование, как видите, можно определить по косвенным признакам.
Однако, в случае Ботайской культуры мы уже можем уверенно сказать — лошади точно что-то вставляли в рот!
Предполагают, что самые первые удила вообще были мягкие, из сухожилий или кожаных ремней, которые вставлялись в рот лошади и ограничивались костяными псалиями.
Массовые находки упряжи и первых, ещё костяных удил и псалий, идут уверенными десятками и сотнями штук уже с конца каменного и начала бронзового века. И происходит это (опять, привет нечёткое множество!) уже на территории Украины и России, в рамках находок Срубной культуры.
В чём вообще смысл удил?
Удила — это специальная планка во рту лошади, которая физическим воздействием на беззубый край рта коня с одной стороны, заставляет животное сгибать голову и поворачивать аллюр (бег) в эту сторону. Воздействием с двух сторон одновременно — заставляет лошадь останавливаться. Применяются удила как при верховой езде (управление поводьями), так и в упряжке (управление вожжами).
То есть удила — это уже не только кумыс или вкусное мясо, но и однозначно — повседневное использование лошади для целей верховой езды или перевозки каких-либо грузов.
Лошадь — в чём-то уникальное животное. Гармоничное сочетание выносливости и скорости, развитого животного ума и невыразимой грациозности.
По развиваемой мощности лошадь где-то впятеро превосходит человека. Магические 735 Ватт "лошадиной силы" до сих пор широко используются нами в повседневной жизни. Сколько киловатт в двигателе вашего автомобиля? Быстро! Ну да, в лошадиных силах как-то сподручнее, согласен...
Лошадь обладает удивительной "коробкой передач", которой наделила её сама природа.
Самое медленное передвижение лошади — это шаг. Именно при передвижении шагом лошади развивают наибольшее усилие и именно от мощности шага возникла эта самая "лошадиная сила":
При шаге ноги лошади выдвигаются вперёд поочерёдно: например, левая задняя, левая передняя, правая задняя, правая передняя. Одновременно в воздухе могут находиться одна или две ноги. Отчётливо слышны 4 удара копыт о землю.
Скорость нормального шага — 2 м/с. Шагом лошади движутся на испытаниях лошадей тяжеловозных пород, например, на силу тяги.
Однако даже при движении шагом, в случае, когда лошадь ещё и при использовании правильной упряжи может тянуть 500-килограммовый воз — она движется быстрее человека, который идёт быстрым шагом! (7,2 километра в час против 5 километров).
Проблема, как мы помним, в этом случае была скорее не в человеке, а в лошади — люди отнюдь не сразу придумали современный хомут, долго пытаясь надеть на лошадь квадратную упряжь в виде ярма, применявшуюся для запрягания быков. Лошадки задыхались, мучились, но тысячелетиями тянули повозки вдоль дорог Евразии.
Первые повозки, кстати, это тоже очень нечёткий и сложный момент, который я уже начал разбирать тут, сразу же вслед за генетикой лошадей и описанием китайского похода за хорошими лошадьми в Фергану.
Вообще, с лошадиной упряжью и повозками люди мучились не одну тысячу лет.
Вот одни из первых колёс, которые относятся к находкам Ямной культуры, которая занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.
Этой протоповозке — около 5000 лет, она достоверно старше любой взнузданной лошади:
Рядом с колёсами часто находят остатки примитивного ярма, которое служило для запрягания быков.
Колеса повозок Ямной культуры вращались вместе со своей осью. Проблемы возникали при повороте повозки, когда колеса должны двигаться с разной скоростью. Повозка при этом переворачивалась и часто ломалась. Сами колеса тоже были очень примитивными, их вытачивали из цельного деревянного кругляка. Повозка ехала медленно, была тяжела по весу и неповоротлива. Плохое качество изготовления колёс и осей заставляло делать повозки двухосными, а, в отсутствие столь привычных нам теперь ступиц, делало управление повозкой вообще искусством.
Скорее всего, с примитивным ярмом, с быками вместо лошадей, с двумя цельными осями и полным отсутствием вожжей — поворот такой повозки требовал напряжения сил и возницы, и погонщика волов, который, судя по всему, просто тянул их за верёвку, привязанную к рогам, в нужную сторону. Однако, в целом, волы степей тогдашней Украины были всё же лучше ослов и ишаков, которых использовали в Месопотамии.
Но, господа, это же лучше, чем носить что-то руками!
Изобретение колеса, которое присоединялось ступицей к неподвижной оси, произвело революцию в истории развития средств передвижения. Каждое колесо со ступицей уже насаживалось на ось по отдельности и при этом их вращение уже не зависело друг от друга. Чтобы избежать трения. ось в районе ступиц начали смазывать дёгтем или жиром. Выпиливая частицы дерева из внутренней части колеса и устанавливая укрепляющие скрепы, человек добился уменьшения веса повозки. Одновременно, такое облегчённое колесо оснастили уже медным или бронзовым ободом, а для жесткости конструкции внутри установили металлические спицы или, в первых вариантах — пластины. Повозка с такими колесами передвигалась во много раз быстрее, уже не боясь поворотов или неровной дороги.
И вот тут, наконец, на арену истории вышла лошадь.
Повозка из неуклюжей телеги превратилась, наконец, в боевую колесницу.
В этот момент в истории возникает тот тип лошади, который мы сейчас знаем — высокий, мощный зверь, который может выдать "на гора" уйму мощности, которую можно реализовать в сотню полезных или опасных дел.
Надо сказать, что даже специальные породы лошадей для боевых колесниц в истории вывели отнюдь не сразу. Например, Китай даже в эпоху Цинь Шихуанди, когда на другом конце света уже вовсю скакали колесницы, впрягал в повозки коротконогих лошадок, которых вместо двух приходилось ставить по четыре в ряд. Иначе колесница, судя по всему, ехала очень слабо:
В Евразии же вопросов с лошадьми не было в принципе, поэтому там очень быстро были выведены породы лошадей, которые могли долго и без устали передвигаться следующим специфическим лошадиным аллюром — рысью.
При рыси ноги лошади передвигаются по диагонали (крест-накрест), то есть совместно ступают правая передняя и левая задняя, а потом левая передняя и правая задняя. Таким образом, одновременно в воздухе могут находиться сразу две ноги. Кроме того, рысь бывает тихая или короткая (трот) и средняя или резвая (размашистая рысь или мах). На средней рыси появляется момент подвисания — когда в воздухе оказываются все четыре ноги, и лошадь как будто летит над дорогой. При аллюре рысью у лошади отчётливо слышны 2 удара копыт о землю.
Скорость рыси — у первоклассных рысаков — около 10 м/с. Название аллюра дало название ряду пород лошадей — рысаки. Это специально выведенные упряжные лошади, которые могут долго, не уставая, не переходя на галоп, бежать резвой рысью (или как ещё говорят "идти махом"). Современные породы рысаков распространены по всему миру: это орловский, русский, французский, американский рысак.
Разновидностью рыси является иноходь. При иноходи лошадь передвигается вперёд, поднимая сразу две ноги какой-либо стороны. Отчётливо слышны 2 удара копыт о землю. Иноходь даже немного быстрее рыси, удобнее для верховой езды или езды в повозке. Обычно лошадь может бегать либо рысью, либо иноходью.
Что интересно иноходь — это тоже естественный аллюр, встречающийся у горских верховых лошадей в Крыму, на Кавказе и на Тянь-Шане.
Как вы можете посчитать, при движении рысью или иноходью скорость лошади от движения шагом подскакивает сразу впятеро — с 7 до 35 километров в час. Рысью хороший рысак, даже со всадником в седле или с хорошей колесницей и собратом, запряжённым рядом, может скакать около половины светового дня — то есть конница или колесницы получают громадное преимущество перед пехотой и способность проходить в дневном переходе до сотни километров, что совершенно нереально для пешего воина.
Однако ещё более важным свойством лошади была, наряду с рысью, возможность и третьего, самого мощного и быстрого аллюра — галопа.
Галоп состоит из ряда скачков, по сути дела лошадь как бы "прыгает" вперёд. При галопе с правой ноги лошадь сначала ступает левой задней ногой, потом двумя ногами по диагонали (правой задней ногой и левой передней), потом правой передней и наступает фаза подвисания — лошадь буквально "летит" над дорогой. При галопе отчётливо слышны 3 удара копыт о землю.
Медленный галоп называется кентер, средний — полевой галоп, очень быстрый — карьер. На галопе лошадь может развивать скорость до 70 км/ч. Именно когда лошадь двигается галопом, правильно говорить, что она скачет.
И именно с галопом связана вся история боевой лошади.
Как мы помним из старого анекдота про Ньютона и яблоко, учёный говорит проходящему мимо студенту "- Хорошо, что пополам!" и на вопрос "- Что пополам? Яблоко-то целое!" отвечает: "- Эм-вэ-квадрат-пополам, дурень!"
Вот с этого "вэ квадрат", которое ещё и "пополам" и пошло всё "тысячелетие лошади" на просторах Евразии, а потом — и всего мира.
Кинетическая энергия лошади растёт по квадрату её скорости. Лошадь, бегущая галопом, имеет кинетическую энергию не в десять, а в сто раз большую, чем идущая шагом.
Поэтому — только так. Казачьим намётом, с шашками наголо и с пиками наперевес, в ряды беззащитной и испуганной пехоты, догоняя дрогнувших и побежавших — всё тысячелетие. Персик, вперёд!
https://www.youtube.com/embed/CLRINnp1_00
Ну ведь, честно - где в Евразии парус? В Евразии у нас только жуткие cossaсks, которые просят в парижских кафе обслужить их bistro.
Русские ведь всегда платят по счетам. И за чай, и за сожжённую Москву.
Но и про парус мы тоже не забудем.
Рождение кентавра. Часть 3 (CIV45)
Самый лаконичный и образный трактат о военном искусстве создан китайцем.
Когда он жил и как его звали — мы знаем сугубо приблизительно, поскольку его труды дошли до нас уже в позднейших копиях.
Однако смысл написанного этим китайцем отнюдь не потускнел за время двух с половиной тысячелетий, которые прошли с момента его смерти.
И, думается мне, в Академии космического флота Земной Федерации в каком-нибудь 3026 году тоже будут изучать идеи этого стратега и мыслителя.
Сунь-Цзы.
Поскольку писал он просто, образно и универсально. И идеи, заложенные Сунь-Цзы в военное искусство очень тесно перекликаются с главной нитью нашего рассказа.
"Стратегическую мощь можно увидеть в натиске сдерживаемой воды, переворачивающей камни. Действие можно видеть в нападении хищной птицы, разбивающей кости своей жертвы.
Поэтому, стратегическая мощь у тех, кто преуспел в войне, предельно заострена, их расчеты тщательны. Их стратегическая мощь подобна натянутому до предела арбалету, их расчеты подобны нажатию на спусковой крючок."
О чём говорит Сунь-Цзы?
Вроде бы армия — и тут на тебе "сдерживаемая вода", "натянутый до предела арбалет".
Да всё о том же.
Сунь-Цзы говорит об энергии, об негэнтропии и об их взаимосвязи.
В чём суть любой войны?
Накопить энергию, сконцентрировать её в ударную силу, выплеснуть на врага.
Зачем?
Затем, чтобы своей вырвавшейся наружу концентрированной энергией разрушить негэнтропию (структуру) противника. И не дать уже противнику накопить энергию, сконцентрировать её в ударную силу и обрушить на нас.
Ну и, как результат, разрушить уже нашу негэнтропию.
Всё. Вот и вся война, если её описать в терминах "энергия-негээнтропия"
США ввели "нефтяную блокаду" Японии? Всё очень просто: нельзя дать противнику ни одного шанса накопить энергию.
Пусть погибает на своих островах без нефти. Итог, понятное дело, предсказуем. Пёрл-Харбор, следующая часть нашей фразы.
Япония концентрирует всю доступную ей энергию в ударную силу. Времени у японцев мало, надо быстро нападать и разрушать планы и базы врага.
Вся мощь японского "Кидо бутай", которую небольшая азиатская страна развивала всё предыдущее двадцатилетие, брошена в прорыв для разрушения структуры противника.
Десятки лет работы металлургических, машиностроительных и оружейных заводов, многолетние усилия военных верфей и лётных школ, морских училищ, метеорологических станций и разведки — всё вложено в этот фантастический прыжок "Кидо бутай" через пол-океана.
Итог? Энергия доставлена по назначению. Негэнтропия Пёрл-Харбора и линейного флота США разрушена. Можете теперь воевать стрелковым оружием и кортиками.
Да, надо было ещё найти и добить авианосцы врага. Да, надо было разбомбить и хранилища топлива в Пёрл-Харборе и окончательно лишить Тихоокеанский флот американцев столь нужной им энергии. Да, надо было не бояться и слать десант на Гавайи сразу, ещё в 1941 году — всё равно в следующем, 1942 году именно это придётся делать в Мидуэйской операции.
Но — факт остаётся фактом.
Даже в таком варианте, который произошёл в нашей с вами мировой истории — "Кидо бутай", как инструмент концентрации и доставки энергии по назначению — сработал в Пёрл-Харборовской операции на все 100%.
Ну а теперь — назад в прошлое.
Как можно по-другому подписать картинку?
Наверное, как-то вот так:
"На иллюстрации изображено около десятка негэнтропийных структур (эфиопская гвардия) во главе с негэнтропийной структурой верхнего уровня иерархии (фараоном).
Одна из структур (воин на переднем плане) потеряла возможность эффективного использования энергии в силу органических повреждений (воин умер или тяжело ранен).
Данные негэнтропийные структуры ведут борьбу за существование с другой группой структур, не показанных на рисунке (сирийцы)
Для противостояния используются устройства для концентрации мускульной энергии структур (луки) и приспособления для её доставки в концентрированном виде к структурам противника (стрелы).
Негэнтропийная структура высокого уровня иерархии ещё использует усилитель энергии (лошадь и колесницу), который тоже представляет из себя сложную живую-неживую химерную негэнтропийную структуру"
Ну и конечно, на картине есть шапочка фараона "нижняго Египта". Но она к войне уже имеет опосредованное отношение.
Это лишь символ негэнтропийной структуры.
Почитаем снова, о чём пишет Сунь-Цзы.
"Метод использования войск следующий:
наилучшее - сохранить столицу государства врага, на втором месте - разрушить его столицу.
Наилучшее - сохранить его армию, на втором месте - разбить ее.
Наилучшее - сохранить соединения врага, на втором месте - уничтожить их.
Наилучшее - сохранить подразделения врага, на втором месте - уничтожить их.
Наилучшее - сохранить "пятерки" врага, на втором месте - уничтожить их.
Поэтому одержать сто побед в ста сражениях - это не вершина превосходства. Подчинить армию врага не сражаясь - вот подлинная вершина превосходства."
Что он, бредит что ли? Что за война, если мы толком-то ничего и не разрушим?
А дело, опять-таки, в энергии и негэнтропии.
Что есть война? Ну да, оно самое. "Продолжение политики иными средствами". Это уже Карл фон Клаузевиц.
Для концентрации энергии нужна энергия. Для преодоление сопротивления противника нужна энергия. Для разрушения структуры противника — снова нужна энергия. Ну и, в конце концов, для интегрирования противника в какой-никакой послевоенный мир — снова, опять-таки, нужна энергия.
Война — это пропасть энергии. Ни одна из отраслей человеческой деятельности не требует столь большого количества энергии, столь изощрённых негэнтропийных структур, сколько их требует война.
Война — это всегда Молох. Война — это всегда чудище, которое "о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй".
Школьные учебники любят войны. Войнам всегда отводится почётное место на их страницах. А что? Это подход истории: "Или они нас — или мы их".
Хотя, понятное дело, любое оружие воюет минутами, а создаётся на протяжении десятков лет.
Сколько летит по своей баллистической траектории современная МБР, чтобы доставить тепло и свет в каждый американский дом?
Полчаса.
А сколько труда, знаний и энергии потрачено на её создание и изготовление?
Десятки лет и миллионы мегаджоулей. И, поверьте мне, количество энергии, прямо или косвенно затраченное на изготовление МБР, в разы больше даже энергии взрыва её боеголовки.
В общем, война — это жуткая вещь. Может разорить государство только лишь само подготовкой к ней. "Вооружить СССР до смерти!" — знаменитый девиз США времён президентства Рейгана. И, что характерно — столица СССР в итоге осталась в целости и в сохранности.
Но вот войну мы проиграли.
Поэтому, не стоит концентрироваться только на войне. Война — это лишь шапочка фараона "нижняго Египта", которая торчит над полем битвы и над структурой экономики на страницах учебника истории для общеобразовательной школы.
Ну а основание пирамиды негэнтропии и энергии всегда запрятано ниже, глубже и немного в тени.
Такова и история нашего концентратора энергии — лука, о котором я хочу рассказать вам во второй части статьи. Потому что это тоже "кентавр", то есть технология, которая изменила и мир войны, и мир повседневной жизни.
Согласно последним сообщениям, древнейшие каменные наконечники стрел, возрастом около 61 тысяч лет, найдены в пещере Сибуду в ЮАР. Их последующий анализ установил наличие на них следов примитивного клея на растительной основе для закрепления наконечника на деревянном древке.
Надо сказать, что сама по себе пещера Сибуду — это уникальный объект.
Культурный слой в этой пещере местами составляет до десятка метров.
Люди здесь жили дольше, чем насчитывает вся история земледельцев или скотоводов всего мира — первые следы пребывания тут людей относятся к периоду около 77 тысяч лет тому назад, а последние материальные находки датируются 38 тысячами лет до наших дней. Так, например, в пещере Сибуду, кроме древнейших наконечников стрел найден ещё и древнейший... матрац из листьев дерева, похожего на лавр, который кроме мягкости в области попы ещё и обеспечивал нашим предкам защиту от кровососов за счёт камфорного запаха.
Кроме этого, пещера Сибуду являет собой печальную историю реального прогресса, который, на самом деле, никогда не представлял из себя "накатанной дороги вперёд и вверх".
Материальные находки из Сибуду — иглы, наконечники стрел, украшения из раковин — представляют собой отнюдь не непрерывную традицию технологического развития, а напротив, появляются в отдельных местах «из ниоткуда» и так же исчезают «в никуда». Отсюда возникает сомнение в том, что на ранних стадиях развития технологии человек так же непрерывно накапливал знания, как это он делает сейчас — скорее, отдельные достижения появлялись, использовались, а затем, в силу субъективных причин, бесследно исчезали и вновь появлялись через длительное время.
Что было тому виной — умирали ли мастера, утрачивались ли секреты или вдруг пропадали какие-то важные компоненты для примитивного растительного клея — сейчас сказать трудно. Но, с другой стороны, умри сейчас (чур меня, чур!) все атомщики — много ли людей решатся собрать заново ядерный реактор?
Ведь, помните, как у Азимова всё был описано? Мэллоу из Основания попадает в старую Империю и видит там поклонение мощным атомным агрегатам прошлого:
"Но сейчас они даже не в состоянии разобраться, как же работают их собственные гиганты. Все машины вот уже множество поколений работают в автоматическом режиме, а присматривающие за ними люди превратились в членов полурелигиозной наследственной касты техников. И если во всей этой махине перегорит какая-нибудь микроскопическая трубка, они будут беспомощнее новорожденных."
Скорее всего, столь же безумно сложный хай-тек представляла из себя первая стрела для людей прошлого.
Ведь, исходя из времени обитания людей в пещере Сибуду, это даже ещё были не люди современного типа, а скорее всего — некие переходные формы от неандертальского человека или идалту к современному, знакомому для нас, кроманьонскому типу. К сожалению, сами находки человеческих останков в Сибуду очень фрагментарны, но на похожих людей из пещеры Схул-V можно посмотреть на реконструкциях Герасимова:
Однако уже эти примитивные люди могли, с помощью лука, охотится не только на мелкую живность, но даже и на крупных и опасных бизонов или быков.
Ведь в чём всегда суть охоты? Доставь свою энергию в виде летящего наконечника стрелы в структуру бизона, пока бизон не доставил свои рога тебе в живот!
Лук же в этом плане — одно из уникальных изобретений.
Главным достоинствами лука с точки зрения охотника были его лёгкость (можно носить с собой много снарядов, в отличии от копья или дубины) и возможность его скрытного применения. Выстрел можно было сделать с места, причём из различных положений. Пространства требовалось совсем немного. Стрелка мог выдать только скрип тетивы.
Пращой же, копьём и бумерангом можно было действовать только на открытом пространстве и стоя.
Пробивная сила стрелы на больших расстояниях, конечно, была ещё неудовлетворительна. Но на достаточно близких дистанциях стрела уже могла пробить животное навылет. Выпустив стрелу с нескольких метров в определённую точку и под нужным углом, ею можно было поразить любое животное. Так лук стал универсальным оружием первобытного охотника.
Сунь Цзы потом скажет:
"Изобрази выгоду, чтобы завлечь его. Сотвори беспорядок в его силах и возьми его.
Если он полон, приготовься; если он силен, избегай его.
Если он в гневе, беспокой его; будь почтителен, чтобы он возомнил о себе.
Если враг отдохнувший, заставь его напрячь силы.
Если он объединен, разъедини его. Нападай там, где он не приготовился.
Иди вперед там, где он не ожидает.
Таковы пути, которыми военные стратеги побеждают. Но о них нельзя говорить наперед."
Что это — военное наставление или поучения о стрельбе из лука?
Это — ещё один кентавр.
Ведь энергия для всех одинакова. А стрела первобытного лука — это всего лишь около 20 джоулей энергии. Столько энергии сейчас выдаёт скромная лампочка накаливания в вашем туалете за одну секунду.
"В нужное время и в нужном месте. Доставка кинетической энергии в сонную артерию бизона. Палеолит, спросить Чум-Чума. Пещера Сибуду, первый тюфяк налево. Принимаю предварительные заказы. Все права защищены".
Вёл за корону смертный бой со Львом Единорог (CIV46)
Наш подлунный мир никогда не был приятным местом для жизни. Комфорт и уют последних пятидесяти лет, достигнутый в рамках "отдельно взятого миллиарда граждан планеты Земля" — не более, чем краткий миг между весьма нелицеприятным прошлым нашей планеты и нашего вида и всё ещё неопределённым будущем, в котором, кстати, может случится буквально всё. Может нас там ждёт Полдень XXII века, может быть — Эра Общего Труда в редакции Ивана Ефремова, а может быть — и весьма неприятные варианты будущего, нарисованные Гарри Гаррисоном или Джоном Уиндемом.
Ведь любое будущее в чём-то — это возможная проекция прошлого, о чём я уже писал. Нет, не копия, не клон, не зеркальное отображение — а именно проекция. Подобно тому, как линза изменяет направление лучей света, так и управляемое (пусть и слабо, пусть и отчасти) нами настоящее — способно изменить будущее.
Изменить, конечно, ровно в той мере, в которой ему позволит это сделать унаследованное им прошлое.
И направление изменений, та конкретная траектория в световом конусе возможного, которую мы можем выбрать — это и есть вопрос нашей свободы воли и нашего осознанного выбора.
Выбора цивилизационного, морального и сугубо личностного.
Ведь бабочка машет крылышками всё время, создавая вероятности, а вероятности должны выбирать исключительно мы с вами.
Прошлое лишь может подсказать нам какие-то проекции себя на будущее.
В прошлом, например, у нас есть Лев и есть Единорог.
И это отнюдь не только английский герб.
Сам по себе сюжет борьбы Бобра с Ослом Льва с Единорогом много раз возникает в мифах у разных народов. Вы его видели на восточном символе "Инь и Янь", наблюдали за ним в двуглавом орле, рассуждали о нём в противостоянии меча и щита и даже могли при желании (о, ужас!) — заметить в христианском кресте.
Многие люди неосознанно тянут в классический дуализм, к которому и относится сюжет Льва и Единорога, моральные оценки из христианской традиции, наделяя при этом одну из сил в дуалистической паре неким "положительным" полюсом, и автоматически соотнося на другую силу всё "отрицательное", что не уместилось в положительной половинке.
В общем-то, даже предтеча сюжета Льва и Единорога — ведический сюжет о противостоянии Индры и Вритры страдает тем же.
Индра победил, значит Индра — хороший.
Вритра проиграл, поэтому Вритра — плохой.
В переводе (буквальном, чего уж тут) с ведического на русский Индра и Вритра — это Сварог и Велес славянского эпоса.
Сверху Сварог, снизу Велес.
Индра, по факту, это ещё и "кузен" Зевса и Юпитера. Ну а Вритра — это папочка Кронос или папочка Уран из греческого эпоса. Там вся семейка весёлая — то детородные органы друг другу отрежут, то детей сожрут.
Змееподобного Вритру, в распоряжении которого были гром, молния, град и туман, который был скрыт в воде, Индра тоже, кстати, убил и сделал из его головы чашу для вина.
В общем, обычный такой сюжет. Хорошие люди, наконец-то, собрались все вместе и убили всех плохих. А почему они хорошие? Ну так они же остались в конце!
Сюжет Льва и Единорога — сюжет по факту языческий и древний. Лев (лето) побеждает Единорога (весну). Ну или Небо побеждает Землю.
Или Вода побеждает Сушу.
При этом борьба эта, на самом деле, не имеет логического начала или конца. Мир Льва и Единорога — цикличен и вечен, как и знакомый всем цивилизациям сельскохозяйственный цикл.
Лучше всего, с моей точки зрения, описал этот сюжет Льюис Кэрролл в "Алисе в Зазеркалье":
Вел за корону смертный бой со Львом Единорог
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог,
Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог,
А после их под барабан прогнали за порог.
Ермак Тимофеевич, покоряя Сибирь, тоже не особо мучился в выборе между Львом и Единорогом — да и влепил обеих на свой стяг:
Индрик-зверь? Да пусть будет! И Лёву тоже возьмём в долю, хороший символ.
Поэтому, как вы понимаете, на вот этой картине стяги, скажем так, немного неправильные. Впрочем, говорить о том, что Сибирь покоряли под весьма спорными с христианской точки зрения знамёнами, не очень принято в рамках школьного курса истории.
Туда лучше вставить картину с Ликом, нежели языческих Льва и Индрика.
Вообще же история борьбы России за её теперешний Homeworld, который я как-то описал тут — это и есть борьба Единорога со Львом.
Россия исторической своей территорией буквально "висит" на краешке мегаконтинента Евразии.
Ещё чуть западнее — и получится Польша, которая в итоге, глядя на гиганта на Востоке, запирает себя в исторической роли "лыцарей Запада, боронящей орды с Востока". Польские Львы, хуле.
Чуть севернее — и ресурсов на построение чего-то масштабного уже нет, получается или Финляндия — или вообще территория чуди и перми, где построение государства многотрудно и затратно даже сейчас.
Чуть южнее — и тут тебе уже тёплое море, транзитные пути Юг-Север и Восток-Запад, прибыльная торговля славянскими рабами (slaves), возможность построения "феодализма в рамках отдельно взятого хуора" — в общем, все вечные проклятия вечной Украины.
Чуть восточнее — и Индрик-зверь уже берёт своё. Простор, орда и бескрайний Дешт-и-Кипчак до самого Тань-Шаня.
Россия дуальна по своей сути. Дуализм повсюду и везде. Ставим свечку Георгию-Победоносцу? Ладно, и Змию ещё одну. Велес-Вритра сегодня проиграл, но там глядишь — и снова пойдёт вверх...
И, в итоге Россия ставит и на Индрика, и на Льва. Лучшие союзники России — это Армия и Флот. Обеих на стяг, разберёмся в дороге. И серп с молотом — тоже заверните. Дуальная пара ведь, куда же без неё.
История России — это история борьбы за выход к морям, которая осуществляется движением по суше. Сухопутный, по сути, "мир на колёсах", который хочет прийти к тёплому морю. Вот такая, понимаешь, историческая загогулина.
История России — это история сухопутной по своей сути державы, в которой адмирал Колчак воюет в бескрайней Сибири, покорённой помором Ермаком. Державы, в истории которой победы над морскими силами противника часто достигались разрушением морских баз врага, а свои моряки вовсю воевали в окопах вместе с пехотой.
Державы, которая предпочитала построить какую-нибудь эпическую вундервафлю на суше, чтобы сразу потопить вражескую тварь по выходу из Босфора, чем гоняться за ней потом по луже Чёрного Моря.
Парус и весло для русского — это в чём-то лютая экзотика. Нам всё же как-то ближе гнедые и каурые. Но куда же нам без паруса? О нём и будет наш рассказ.
В прошлой части нашего повествования о парусе мы оставили древних греков и римлян с подвисшими тряпками на одинокой мачте в тёплых бухточках уютного Средиземноморья.
Как я уже писал, тогдашний ареал "обитания" для античных людей был замкнутым. С парусным вооружением римских галер и трирем соваться в длинные морские походы за пределы Средиземного, Чёрного и Красного морей было, в общем-то, опасно для жизни.
Да, безусловно, есть исторические свидетельства дальних походов финикийцев и римлян. Более того, не исключено, что таковые походы осуществлялись неоднократно. Однако ни о каких постоянных контактах Римской Ойкумены с Индонезией, Америкой или даже большей частью Африки, осуществляемых по морю, речи нет.
Тигры и жирафы для колизеев — через Сахару и Фазанию, перец и шёлк для патрицианок — через Великий Шёлковый путь. Всё по суше, всё по римским дорогам.
Всё, как у нас сейчас с Марсом. В теории лететь можно, можно долететь и даже успешно вернуться, но вот с яблонями пока полный затык.
Рано их ещё на Марсе сажать, могут не вызреть...
Хотели как лучше, а получилось то, что получилось.
Парус древних мореходов — вещь, работающая в очень специфических условиях. Нет ветра — и он не может его поймать, много ветра — и он уже рвёт парус на части. Встречный ветер, боковой ветер? Нет, ребята, лучше уж вёслами.
Сто гребцов легко могут выдавать на вёсла около 10 киловатт мощности (по 100 Ватт на брата). В "рывке", возможно, и все 20 киловатт, но недолго.
А сколько выдаст парус в идеальных условиях?
Мощность потока ветра в целом и упрощённо — зависит от куба его скорости.
Безусловно, в реальной формуле мощности паруса будет с десяток других параметров, включающих и плотность воздуха, и величина эффективного сечения потока и степень неупорядоченности (турбулентности) самого потока воздуха и даже расстояние паруса от воды (привет, экранный эффект).
Однако, основным параметром всегда остаётся скорость ветра.
Средние эмпирические значения мощности ветра для различных скоростей можно представить, как следующий ряд цифр:
- ветер 2-3 метра в секунду — мощность, снимаемая с одного квадратного метра эффективной площади паруса — 2 ватта;
- ветер 3-5 метров в секунду — мощность около 8 ватт на квадратный метр
- ветер 5-10, порывы до 15 метров в секунду — мощность до 60 ватт на квадратный метр.
Дополнительную роль в снимаемой мощности играет ещё и качество самого паруса — так называемый КИЭВ – коэффициент использования энергии ветра. Для хороших парусов КИЭВ может доходить до значения в 0,2, то есть хороший парус может преобразовать в механическую энергию до 20% от энергии ветра.
Если хотите формул, то их много вот тут, я же приведу вам итоговый график:
η на графике — это и есть наш КИЭВ, а вот ε — это отношение скорости паруса к скорости ветра.
Как видите, максимальное значение КИЭВ достигается при скорости потока ветра в три раза большей скорости паруса.
При скорости паруса равной скорости ветра ε=1 полезная мощность равна нулю (и это ожидаемо). Но знали ли вы, что при скорости ветра в десять раз большей скорости паруса КИЭВ неизбежно падает в два раза?
В общем, жизнь античных мореходов была трудна и незавидна.
При малых ветрах в 2-3 метра в секунду даже парус размером в сто квадратов выдавал всего 200 Ватт мощности. При свежем ветре, конечно, ситуация уже была получше — всё-таки 800 Ватт добавки к вёслам уже позволяли разгрузить гребцов и переложить на парус работу по передвижению судна.
Но вот сильный ветер, который вроде бы мог уже выдать 6-10 киловатт мощности с паруса в сто квадратов и полностью заменить труд гребцов — был часто уже неподъёмной задачей.
Галера просто "не поспевала" за ветром. Скорость в 5 м/c, которая в аккурат соответствует 10 узлам хода и позволяет переложить на плечи ветра с хорошим КИЭВ всю работу гребцов — была для галеры с её гидродинамическим качеством практически конструкционным пределом.
То есть, кроме того, что парус свежим ветром могло ненароком порвать, так ещё и сами преимущества использования сильного ветра нивелировались убогим качеством самого судна.
Нельзя сказать, что античные гребцы и их шефы сидели "на попе ровно". Попытки поставить "заплатки" на простой прямоугольный парус начались ещё в античное время.
Уже в поздней античности помимо мачты с главным парусом на судах появилась вторая мачта с носовым парусом — артемоном. Изобретение артемона явилось серьезным шагом вперед в мореходном деле, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить не только при попутном, но и при боковом ветре, что раньше было очень затруднительно, если не совершенно невозможно.
Обратите внимание на наклон мачты (рея) артемона.
Угол наклона рея артемона, в зависимости от силы и направления ветра можно было менять. Это позволяло уйти от жёсткой привязки направления движения судна к направлению ветра, поскольку в данном случае сила, действующая на артемон со стороны ветра, начала складываться с силой сопротивления воды корпусу судна.
В итоге, при боковом ветре судно получает возможность идти туда, куда ему позволяет его обводы, но, конечно, теряя часть энергии ветра на сопротивление воде.
Появляется так называемое движение галсом или лавировка судна против ветра. Помните: "Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали!"
Движение против ветра вроде бы совершенно противоречит обыденной логике. Однако, для большинства любителей парусного спорта — это просто набор простых правил, которые позволяют делать это практически машинально.
Вот тут неизвестные интернет-бойцы даже выложили замечательную флеш-программу, которая позволяет выучить, как делается лавировка судна против ветра. Желающие могут запустить программу самостоятельно, скажу что быстрый результат можно недолго думая получить с углами +45/+20 и -45/-20 градус на судне и на парусе соответственно.
Ну а тут можно полюбоваться, как ходят против ветра (в бейдевинд) современные яхты:
https://www.youtube.com/embed/5DpsiSim1KU
В природе нет чего-то 100% хорошего или 100% плохого. Ветер в лицо? Ничего страшного, придумай, как его использовать!
Вокруг холод и промёрзшие просторы? Тоже не проблема, зато конкуренции меньше.
Надо лишь изобрести киль, треугольный парус и придумать, как ходить против ветра.
Или догадаться до стремян, боевых колесниц и булатной стали — и построить свою империю на краю света в замёрзших лесах и степях Евразии.
Со своим игрищами и блудницами императором и боевыми единорогами, преферансом и поэтессами.
Ну, в общем, вы поняли.
Лев придумывает свои фокусы с парусом и килем, Единорог творит своё с лошадками и повозками.
И они — обязательно встретятся.
Такая логика у этих странных сущностей.