ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Медведев привел страну в кризисный режим

Медведев привел страну в кризисный режим


9-04-2013, 09:15. Разместил: VP


Фото из архива ИТАР-ТАСС

 

Состоявшаяся в понедельник расширенная коллегия Минфина ознаменовалась неожиданным признанием. Глава правительства наконец обратил внимание на то, что с начала года экономика демонстрирует резкое торможение. "ВВП по отношению к февралю 2012 года вырос практически на 0,1% против роста на 1,5% в январе, а в январе – феврале рост ВВП составил приблизительно 0,9%, что существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года", – констатировал Дмитрий Медведев.

 

По его словам, основные причины происходящего понятны: "Это снижение производства, к сожалению, низкая динамика строительства, розничной торговли, а также объема платных услуг, а также замедление общей инвестиционной деятельности". На экономику России негативно влияют трудности Евросоюза, рост мировых продовольственных цен и другие факторы.

 

"Все эти проблемы поставили в повестку дня вопрос о формировании новой модели роста – этот вопрос, конечно, стоит и перед нами", – резюмировал глава правительства. Ситуация требует серьезного анализа и, вполне вероятно, корректировки уже принятых решений. "Мы должны провести изменения в нашем промышленном развитии, но не так, как мы это делали в 30-е годы, а за счет массового внедрения инноваций и повышения качества жизни наших граждан", – пояснил Медведев. Однако при этом базовые условия государственных программ должны быть выполнены без привлечения дополнительного финансирования.

 

Из сказанного Медведевым становится очевидно, что находящийся в стадии подготовки проект бюджетной стратегии до 2030 г., по всей видимости, будет подвергнут изменениям, причем в весьма оперативном темпе. На выступление премьера сразу отреагировал глава Минфина Антон Силуанов, заявивший, что проект будет внесен в правительство уже через два месяца.

 

В марте правительство утвердило долгосрочный прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 г., в котором предлагается три основных сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный, или целевой. Основополагающая разница между ними заключается в том, что требуемый президентом устойчивый экономический рост в 5% предполагает только наименее реалистичный форсированный сценарий. Минфин же готов остановится на промежуточном – инновационном сценарии, обеспечивающем 3,8 – 4% экономического роста.

 

"Мы считаем, что основываться на чересчур оптимистичном – форсированном варианте, значит создавать неустойчивую и опасную ситуацию для бюджета. Предлагается взять за основу инновационный вариант, однако всю разницу между доходами по сравнению с консервативным вариантом отнести на условно утвержденные расходы, которые будут распределяться между госпрограммами в случае ежегодного подтверждения прогноза по доходам", – озвучил Силуанов позицию своего ведомства. По его словам, такой подход позволит формировать расходы с ежегодным их приростом на 8 – 9%, что, с одной стороны, обеспечит подушку безопасности для исполнения расходов в случае снижения цены на нефть до $60 – 80 за баррель, а с другой – позволит профинансировать имеющиеся обязательства в течение двух – трех лет. По сути, глава Минфина предлагает некий гибридный вариант, позволяющий гарантировать самые необходимые бюджетные расходы и в то же время формировать что-то наподобие бюджета развития.

 

Признание Медведевым устойчивого замедления экономического роста, по всей видимости, обернется постепенным переводом экономики страны в кризисный режим с оптимизацией текущих расходов. Однако во главу угла по-прежнему ставится тактика поддержания спроса за счет государственных средств, и в гораздо меньшей степени – экономия на крупных, но неэффективных расходах. Это означает, что государство будет пытаться поддерживать экономику за счет масштабных проектов (перевооружение армии, программа развития Дальневосточного региона), выступая в роли заказчика.

 

В определенных случаях такая тактика действительно приводит к успеху. Однако в российской ситуации она фактически обречена на провал, ввиду того, что на протяжении многих лет любые госпроекты остаются неэффективны, так как воспринимаются, преимущественно, как возможность распила бюджетных средств. В кризисной ситуации это приведет к тому, что государственные средства, призванные обеспечивать бизнес заказами, будут исчезать с еще большей скоростью, чем сейчас. И без всякой пользы для экономики.

 

Более обоснованной могла бы стать подготовка к кризису в виде сокращения неэффективных бюджетных расходов и создание нормальных институциональных условий для благополучного существования субъектов экономической деятельности. Что, к сожалению, в условиях действующей в стране экономической модели практически нереально.

 

От цен на бензин водители выпадут в осадок

Быть автомобилистом становится все дороже: повышение штрафов и транспортного налога, а также перспектива удорожания ОСАГО – ощутимое дополнение к таким рыночным факторам, как увеличение стоимости самих автомобилей, запчастей и сопутствующих услуг. И, конечно же, бензин. Только в этом году рост цен на топливо, по прогнозу Минэнерго, в среднем составит 13 – 14%, а в некоторых сегментах – до 17%. И в ближайшее время он может ускориться. Минфин рассматривает возможность повышения ставок акцизов на Евро-4 и Евро-5, заявил в понедельник глава ведомства Антон Силуанов, добавив, что "возможно повышение и некоторых иных налогов на нефтяной сектор". Соответствующие предложения министерство планирует включить в основные направления налоговой политики РФ на 2014 – 2016 годы.

 

В июле прошлого года Минфин сам предложил изменить акцизную политику России в отношении производителей качественного топлива, напоминает газета "Гудок". Ставки акциза на бензин класса 3, а также на "внеклассовый" были повышены на 6,5% и 6,8% соответственно, на бензин класса 4 – сохранены на прежнем уровне, класса 5 – уменьшены на 24,6%. И сейчас ставки растут неравномерно. С 1 января 2013 г. для Евро-5 акциз увеличился почти на 12%, а для Евро-3 – на 23%. Кроме того, ставки на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов должны быть проиндексированы во втором полугодии, в среднем, на 6%.

 

Теперь же министерство предлагает постепенно, в течение трех лет, уравнять все акцизы. Свою позицию Минфин объясняет тем, что решение о налоговых преференциях для бензина более высокого класса было принято с целью стимулировать отечественные предприятия к выпуску высококачественного топлива. И уже скоро второго и третьего класса бензина в России не останется, обещает Силуанов. Но в результате дорожные фонды, на пополнение которых направляются сборы от акцизов, недосчитаются 100 млрд рублей. А между тем дорог в стране строится все меньше. Пришла пора задуматься о пересмотре "высококлассных" льгот, полагают в Минфине.

 

К раздумьям еще в конце 2012 г. подтолкнул коллег министр экономического развития РФ Андрей Белоусов, обратив внимание на возникшую дилемму: сокращение финансирования дорожных фондов при повышении качества бензина. "Это проблема, которую нам предстоит решать. Я считаю, что решить ее без привлечения нефтегазовых денег – наших средств Резервного фонда, по большому счету, мы не сможем", – отметил Белоусов. Но в том-то и беда, что нефтегазовых денег на все нужды государства катастрофически не хватает.

 

А вот Федеральная антимонопольная служба предложение Минфина не поддерживает и считает, что средств у дорожных фондов достаточно, просто использовать их нужно эффективнее – например, проанализировать уровень цен на ремонт и строительство новых дорог. Говорить же о выравнивании акцизов преждевременно: соответствующая дифференциация по классам экологичности топлива необходима, чтобы стимулировать углубленную переработку нефтепродуктов. В России глубина переработки составляет примерно 71%, тогда как в США и Европе 90 – 95%. "Это очень низкий уровень, мы существенно отстаем", – пояснил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. К тому же, уже сейчас в конечной цене топлива акциз достигает 30 – 35%, так что прежде чем принимать решение о повышении акцизов, нужно просчитать все последствия, отметил он.

 

http://www.utro.ru/articles/2013/04/09/1112104.shtml

 

У России кончаются деньги

Чиновники признали, что налогов теперь придется собирать больше

08 апреля, 17:10 | Андрей СИДЕЛЬНИКОВ


Антон Силуанов. ФОТО: ИТАР-ТАСС

 

Рост российской экономики серьезно замедлился, сообщил Дмитрий Медведев на заседании коллегии Минфина. Глава правительства рассказал о том, что в стране второй месяц подряд снижается производство. Строительство, розничная торговля и объемы платных услуг имеют низкую динамику, замедляется также общая инвестиционная деятельность.

 

"Необходимо провести серьезный анализ того тренда, который наметился, и, вполне вероятно, нам понадобится корректировка уже принятых решений, - заявил премьер-министр. - Расходы на закупку товаров для госнужд будут уменьшены на 5%". По словам главы правительства, в феврале ВВП вырос всего на 0,1% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, а за январь - февраль он составил всего 0,2%.

 

Основные базовые параметры федеральных программ должны выполняться за счет базового финансирования, уверен Медведев. Он также отметил, что практика выделения дополнительных средств для выполнения этих программ неприемлема.

 

Одним из способов экономии власти видят сокращение расходов на содержание чиновников. "Необходимо еще раз с учетом новых критериев проинвентаризировать работу бюджетных организаций и учреждений, число которых зашкаливает и должно быть сокращено", - сказал глава Минфина Антон Силуанов.

 

Министр предложил оптимизировать и расходы на государственные услуги, которые оказывают власти. По мнению Силуанова, это необходимо сделать в два этапа. Первым из них является формирование единого базового перечня таких услуг, вторым - выработка нормативов затрат на оказание той или иной услуги. Министр считает, что таким образом удастся сравнить эффективность госучреждений, оказывающих те или иные услуги, а в случае необходимости привлекать к выполнению государственных задач негосударственные организации.

 

Еще одним источником пополнения бюджета Силуанов назвал рынок нефтепродуктов. "В связи с переходом на четвертый и пятый классы бензина общий объем поступлений в дорожные фонды за три года может снизиться на 100 миллиарда рублей, - заявил министр. - Надо подумать над комплексным решением этого вопроса не только путем повышения ставок акцизов на нефтепродукты, но и с помощью других механизмов - модификации экспортной пошлины на нефтепродукты, возможно, повышения некоторых других налогов на нефтяной сектор".

 

О необходимости экономить власти напомнили и российским регионам. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что в 2012 г. количество дотационных регионов увеличилось. Она добавила, что не решен вопрос о реструктуризации бюджетных кредитов. Дмитрий Медведев предупредил о том, что такая реструктуризация может быть только крайней мерой. "Может возникнуть ситуация, когда будет это воспринято как такой сигнал, как когда-то применялся в отношении колхозов: какие долги ни делай, все равно рано или поздно спишут", - заявил глава правительства.

 

Долгосрочные перспективы развития российской экономике может дать только модернизация производства, уверен Дмитрий Медведев. "Мы должны провести изменения в нашем промышленном развитии, но не так, как мы это делали в 30-е годы, а за счет массового внедрения инноваций и повышения качества жизни наших граждан, создания максимально комфортных условий для предпринимательской деятельности и развития частных инициатив", - сказал он. При этом глава правительства добавил, что долю безналичного оборота нужно повысить, приблизив ее к стандартам современных государств. Таким образом, по мнению премьер-министра, сократится поле для работы так называемых фирм-однодневок.

 

Ранее замминистра финансов Татьяна Нестеренко, выступая перед журналистами, уточнила, что дефицит федерального бюджета РФ по итогам первого квартала составил 141,061 млрд руб., или 0,9% ВВП. По ее словам, доходы составили 3,101 трлн руб., или 20,8% ВВП, расходы - 3,242 трлн руб., или 21,8% ВВП. Объем валового внутреннего продукта за первый квартал составил 14,889 трлн рублей.

 

http://www.utro.ru/articles/2013/04/08/1112015.shtml

 

Призрак кризиса 2008-го на подходе

 

Противоречия, накопившиеся в российской экономике за много лет, привели к тяжелой стагнации, пересилить которую уже не в состоянии ни призывы властей к "пятилеткам эффективного развития", ни попытки изобразить экономический рост через изменение параметров прогнозов. По крайней мере, в то, что в ближайшие годы экономика страны сможет демонстрировать рост на 5% и более, верят все меньше экспертов и представителей СМИ.

 

Примерно о том же свидетельствует и экономическая статистика первых месяцев нынешнего года. Так, в январе - феврале рост экономики в стране составил лишь 0,9% против прошлогодних 4,3%. Более того, в феврале рост замедлился до уровня сопоставимого со статистической погрешностью - 0,1%.

 

С тем, что в экономике далеко не все идет по плану, согласны уже даже представители соответствующих министерств. "Развитие экономики в начале года не означает рецессию, как в 2008 году, скорее мы трактуем это как паузу", - цитирует "Коммерсант Власть" заместителя министра экономического развития Андрея Клепача.

 

Однако, по мнению издания, если такая "пауза" затянется, то в апреле будет пересмотрен экономический прогноз на этот год. Минэкономразвития может пересмотреть прогноз среднегодовой цены на нефть Urals до $105 - 106 за баррель с нынешних $97. Впрочем, даже такое подкручивание не позволяет добиться необходимых показателей роста, что сводит до минимума возможность реализации прогноза долгосрочного развития до 2030 года.

 

В свою очередь, эксперты указывают на то, что причина снижения темпов роста носит системный характер и устранить ее при помощи одних только манипуляций с цифрами уже невозможно. "Экономика достигла предела из-за внутренних ограничений. Надо либо поддерживать рост за счет госинвестиций, либо убирать ограничения, проводить меры по защите собственности, независимости судов и так далее. То есть экономические реформы перетекают в политическую плоскость и затрагивают интересы правящего режима. Это ставит вопрос о сохранении монополии на власть", - цитирует "Коммерсант Власть" главного экономиста ФК "Открытие" Владимира Тихомирова.

 

По этой причине наиболее очевидным способом решения задачи, по мнению издания, является инвестирование собственных средств. Убежденным сторонником наращивания государственных инвестиций в экономику является глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, призывающий использовать накопленные резервы для поддержания инвестиций в экономику. Так, по мнению МЭР, в текущем году необходимо дополнительно потратить около 300 млрд руб. При этом 200 млрд можно взять из пресловутой "кубышки", а оставшиеся 100 млрд провести как дополнительные доходы за счет превышения ценой на нефть прогнозных величин.

 

Минфин, как того и следовало ожидать, выступает против таких предложений. По мнению представителей министерства, использование резервов не улучшит общей экономической ситуации, но при этом ухудшит положение страны в случае наступления нового кризиса, как это было в 2008 году.

 

Не менее серьезным доводом против расходования резервных средств на стимулирование экономического роста является и крайне низкая эффективность подобных трат. В последнее время в стране существует сразу несколько мегапроектов, на которые уже израсходованы огромные средства, при всей сомнительности в их реальной экономической отдаче. Это Олимпиада-2014, ЧМ-2018, саммит АТЭС во Владивостоке, а теперь еще и программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. "Программа развития Дальнего Востока - это полная потеря реализма и чувства меры, - цитирует "Власть" завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергея Афонцева.

 

"Еще больше трат, еще больше денег. Все видят, насколько неэффективны траты на Владивосток, Сочи. И все равно хотят гигантских трат. Это очень плохой признак, когда окончательно полномочия по выдвижению, оценке и финансированию разбиты между ведомствами. Никого не интересует, как это будет выполняться, но всех интересует, чтобы цифры были побольше. Чтобы показать президенту и премьеру планов громадье, чтобы их похвалили. А за счет каких денег и какой от этого макроэкономический эффект, это никого не интересует. Это очень плохой признак системного разлада в механизмах управления экономикой", - добавил Афонцев.

 

Безусловно, в противостоянии МЭР и Минфина сложно найти правых и неправых. Однако уже на сегодняшний день можно констатировать, что общая ситуация в мировой экономике выглядит крайне неблагополучно, но это не позволяет исключать повторения сценария 2008 года. Перерастание перманентного кризиса в острую фазу может спровоцировать банкротство сразу нескольких крупных банков, выход из зоны евро отдельных стран или начало войны на Корейском полуострове.

 

Финансирование мегапроектов - процесс долгий и коррупционный, при всей неочевидности дальнейшей отдачи. В случае же развития событий в этом направлении кризис и падение будут носить моментальный характер, и средства на предотвращение его негативных последствий будут нужны сразу и в больших количествах, как это было в 2008 году.

 

http://www.utro.ru/articles/2013/04/08/1112009.shtml

 


Вернуться назад