ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Четыре признака самого опасного корпоративного мошенничества
Четыре признака самого опасного корпоративного мошенничества27-03-2013, 11:08. Разместил: VP |
Одна из самых популярных и разорительных для простых потребителей форм корпоративного мошенничества - это ценовой сговор, картель компаний, в тайне объединивших свои усилия ради поддержания нерыночных цен на свою продукцию. Такое мошенничество приносит участникам картеля огромные прибыли и может продолжаться десятилетиями. Экономисты изучили больше 2000 компаний, уличенных в ценовом сговоре, и вычислили несколько характерных признаков мошенничества
Женева. 26 марта. FINMARKET.RU - Танья Артига Гонзалес и Макус Шмид из Швейцарского института банковского дела и финансов, а также их коллега Дэвид Йермак из Школы бизнеса Стерна изучили опыт 2115 американских компаний, все они в то или иное время были обвинены в нарушении антимонопольного законодательства и искусственном завышении цен. Обычно финансовое мошенничество ассоциируется с фальсификацией корпоративной отчетности - компания старается выглядеть на бирже получше и мухлюют с бумагами. Но экономистов заинтересовал другой, более изощренный вид мошенничества: компании участвуют в ценовом сговоре и при этом изо всех сил пытается скрыть преимущества, которые получает. Они хорошо зарабатывают, но чтобы продолжать это делать, им нужно скрыть свои доходы от регуляторов, аналитиков, клиентов и часто от собственного совета директоров. Картель - это незаконное объединение формально независимых фирм, которые с помощью различных уловок пытаются увеличить свой доход и прибыль. Чаще всего они манипулируют ценой или сокращают предложение своего продукта. Решение о том, чтобы войти в картель, принимает топ-менеджмент фирмы, а реализуют его менеджеры среднего звена. Это означает, что формирование и развитие картеля окажет влияние на руководство компании. Часто картели возникают в компаниях, где вся власть сконцентрирована в одних руках и в высшем руководстве или где совет директоров слабый и не хочет брать на себя инициативу. Еще один фактор риска - это система оплаты сотрудников "по результату". Когда компания вступает в картель, ее прибыли обычно начинают резко расти.
Тысячи компаний участвовали в картелях за последние 25 лет
Экономисты исследовали 648 картелей за 1986-2010 годы.
Наиболее подробные данные у экспертов были по 216 американским компаниям, которые с 1986 по 2010 годы участвовали в 382 незаконных сделках. Каждую компанию ученые сравнили с аналогичными компаниями, работающими в той же отрасли, но не участвующими в картеле. В контрольной группе оказались 3511 компаний.
Рентабельность активов компаний, входящих в картель, заметно выросла
Фирмы, участвующие в картелях, как правило куда более прибыльны, но у них больше проблемы с бухгалтерской и другими формами отчетности. Обычно фирма, участвующая в картеле, является самой крупной компанией в отрасли.
Матрица поможет вычислить обманы
Есть четкие и совершенно универсальные признаки, по которым можно определить - входит компания в картель или нет. Их четыре:
Примерно так себя ведут и компании, которые замешаны в других видах корпоративного мошенничества: например, хотят скрыть плохие результаты или злоупотребления и ошибки менеджмента. Хороший пример - фармацевтическая компания Bristol-Myers Squibb, которая участвовала в картелях в трех странах в период с 1998 года по 2005 год.
Экономисты изучили две сферы, в которых участники картелей жульничают чаще всего: отчетность и корпоративное управление. В каждой из них они используют множество способов, чтобы обмануть акционеров, потребителей и государство. Эти способы экономисты обобщили в виде матрицы.
Назначение и замена директоров
Смена аудиторов
Переоценка отчетности
Искажение прибылей
Реклассификация отраслей
Операции с ценными бумагами
Обвинения в мошенничестве с акциями
В России матрицей лучше не злоупотреблять
В России Федеральная антимонопольная служба раскрыла несколько масштабных ценовых сговоров. Были найдены признаки сговора на рынках жидкой каустической соды и поливинилхлорида, на рыбном рынке, на рынке соли и других. Эксперты, опрошенные "Финмаркетом", уверены, что система раннего предупреждения, описанная экономистами, подойдет и для России. Но проблема в том, что слепо руководствоваться ею нельзя, иначе доказательства не будут объективным. Антимопольное ведомство в США имеет право расследовать сговоры и должна искать прямые и очевидные улики. Без этого использование матрицы может привести к судебному произволу.
Светлана Авдашева, профессор ВШЭ, кафедра экономического анализа организаций и рынков
"Подобная матрица примерно одинакова и для США, и для России. Нюанс в том, что на рынках разных стран формы проявления картелей разные. Формальные признаки те же, что и для американских фирм, проблема только в том, что эти признаки не всегда являются признаками ценового сговора. В России, например, иные формы отчетности компаний, чем в США. Подозревать существование картели можно, только когда у фирм одинаковые доли на рынке. Например, если владелец бензоколонки, у которого доля рынка 40%, меняет цены относительно другой бензоколонки, у чьей компании доля 60%, это не ценовой сговор, а просто такая стратегия первого владельца, ценовой зонтик. Нужно интерпретировать изменения цен с учетом особенностей рынка. Такая система может быть полезной в России, если антимонопольному органу нужно принять решение о расследовании деятельности компаний. В России в ФАС нет оперативников и быть не может, она ведет подобные расследования совместно МВД. Минюст в западных странах, в том числе в США, как правило, наоборот, имеет право проводить оперативный розыск. Например, США можно внедрить в компанию агента, установить прослушку и потом ее использовать. Если использовать эти признаки ценового сговора как доказательство в суде, то эта матрица даже опасна. В случае с Россией у судов тогда будут только косвенные улики, а на их основании нельзя выносить обвинительный приговор. Я считаю, что это нарушение презумпции невиновности. К тому же, исполнение закона дискредитируется, если по нему будут сажать или приговаривать к крупным штрафам невиновных".
Виталий Дианов, старший юрист антимонопольной практики юридической фирмы Goltsblat BLP
"В целом, подходы к расследованию картелей универсальны во многих странах. При этом можно говорить о некой специфике расследований в тех случаях, когда антимонопольный орган помимо оценки картеля как административного нарушения (или аналогичного административному), одновременно оценивает картель и как уголовное преступление. В последнем случае к стандартам доказывания картелей предъявляются повышенные требования. В частности, указанная система действует в США. Что касается России, то в нашей правовой системе антимонопольный орган уголовными преследованиями не занимается. Возможно, по данной причине стандарты доказывания картелей, которые применяет ФАС России, не всегда оказываются высокими. Есть примеры, когда решение о наличии устного картеля выносились только на основании анализа "атипичного поведения" компаний на рынке без приведения иных доказательств. Как представляется, такой подход несет в себе больше опасностей, чем блага. Для обвинения в компаний в антиконкурентном сговоре, если нет прямых доказательств, требуется целый ряд непротиворечивых сопутствующих доказательств: электронная переписка менеджеров компаний - участников картеля, распечатка соответствующих телефонных переговоров, доказательства встречи картелистов, схожие "до степени смешения" внутренние документы компаний, экономическая оценка поведения компаний на рынке, иное. В отсутствие таких доказательств риск привлечения невиновных, на наш взгляд, недопустимо велик".
Вернуться назад |