ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Сельский банкинг

Сельский банкинг


14-03-2013, 12:28. Разместил: VP

Дискуссия о том, как удержать банки на селе, развернувшая на межбанковской конференции в облдуме в конце февраля, в какой-то момент натолкнулась на дилемму «прибыль или государственный подход».

 

Сберкасса

 

Форум, напомним, организовала областная Ассоциация кредитных организаций при поддержке Ассоциации региональных банков России. В нем участвовали около сотни банкиров, чиновников разного уровня, представителей общественных объединений из Тюменской и Томской областей, ХМАО, ЯНАО и Москвы. Тему ухода банков из деревни по традиции поднял начальник Главного управления Банка России по Тюменской области Сергей Попов.

 

«Когда затевалась история с операционными офисами, была благородная идея упростить банкам выход в глубинку, – вспоминал он. – Мы сняли с них нагрузку по взаимодействию с местным теруправлением Центробанка, уменьшили отчетность. Но в глубинку никто не пришел».

 

По данным ГУ ЦБ, если на 1 января 2008 года в сельских районах юга Тюменской области действовало 295 структурных подразделений кредитных организаций (из них 269 — офисы Сбербанка России), то на начало 2013-го осталось 156 (в том числе 116 офисов Сбербанка).

 

«Концентрация банковского бизнеса идет в целом по стране. И это касается не только сетевых банков федерального уровня, то же самое происходит с нашими крупными региональными банками, – констатировал Попов. – Однако существует принцип территориальной привязки банковских операций. Есть принцип: знай своего клиента. Если мы их нарушаем, то далеко не улетим, потому что самолет, который построен без учета закона всемирного тяготения, не поднимется в воздух. Поэтому, если мы ставим перед собой задачи увеличения внутреннего спроса и развития экономики, то над этими вопросами должны задуматься».

 

«Да, можно агитировать нас открывать офисы на селе. Но у нас частный капитал, мы не зарабатываем таких прибылей, чтобы это себе позволить, – объяснял позицию кредитных организаций управляющий директор Экспобанка Владимир Мехряков. – Об этом должен заботиться банк, где у государства доминирующая роль. А Сбербанк закрывает свои подразделения на селе. Хочу сказать, что это неправильно, потому что это — негосударственный подход».

 

В 2012-м на сельских территориях юга Тюменской области закрыто 29 офисов Сбербанка. «При этом банк не уходит, а вводит альтернативные варианты обслуживания – устанавливает банкоматы и терминалы, внедряет передвижные пункты кассового обслуживания, проект «Автобус» (автобус по определенному графику отвозит жителей к ближайшему офису Сбербанка)», – сообщили «Вслух о главном» в Западно-Сибирском банке Сбербанка России. «Качество услуг от этого не пострадало, – заявил на встрече с журналистами в конце февраля председатель банка Александр Анащенко. – Мы можем удовлетворить все потребности клиентов с использованием дистанционных сервисов». Кроме того, в прошлом году после ремонта или переезда в другое помещение в новом формате открылось 10 сельских офисов Сбербанка.

 

«В Тюменском отделении 185 точек обслуживания населения, из них более 60% – на селе. Более-менее рентабельны менее 30% из них (мы как-то сводим концы с концами). В оставшихся случаях любое банковское сообщество при любых социальных заказах уйдет», – констатировал, выступая на конференции, управляющий Тюменским отделением Сбербанка России Валерий Афонькин. По его мнению, выходом из ситуации могло бы стать создание при администрациях сел с населением от тысячи жителей так называемых многофункциональных центров (МФЦ), где можно было бы получить банковские услуги, услуги почтовой связи и так далее. Алгоритм таков: любой банк, выигрывая конкурс на обслуживание счетов муниципального образования, по принципу одного окна работает и с населением. «Соответственно, банки останутся в деревне, и деревня останется там, где есть, – подвел итог Афонькин. – К двадцатому году, когда правительство разработает некую стройную систему поддержки сельского населения, будет кого обслуживать». Напомним, речь идет о «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной еще в 2010-м.


Вернуться назад