Китай должен подготовиться к "черным лебедям"
В последние десятилетия Китаю неплохо удавалось противостоять "черным лебедям" - неожиданным экономическим цунами, которые наносили существенный ущерб странам-соседям. Однако на повестке дня не просто подстраховать экономику от таких редких событий, но и сделать так, чтобы они работали в плюс, пишут в соавторстве на Project Syndicate президент и руководитель исследований Fung Global Institute Эндрю Шень и Сяо Гэн.
Властям следует разобраться с корыстными групповыми интересами, которые препятствуют приватизации и рыночным реформам
Китай вновь стоит на распутье на своем пути к устойчивому процветанию. Новый руководитель поставил задачу наметить путь страны на ближайшие десять лет, что влечет за собой модернизацию социальной, политической и экономической систем Китая в рамках ограничений, налагаемых его историей и меняющимся геополитическим контекстом.
По любым меркам данные реформы можно оценить как амбициозные, особенно учитывая хрупкую и не очень миролюбиво настроенную внешнюю среду.
В течение следующего десятилетия китайские лидеры должны разработать и провести в жизнь реформы по борьбе с коррупцией, поддержке миграции в города (например, либерализация системы домашней регистрации), содействию технологическим инновациям, балансированию источников экономического роста, повышению качества экологических и трудовых стандартов, а также выстроить систему социального обеспечения страны, включая здравоохранение, образование и социальное обеспечение.
Для обеспечения устойчивости системы ее конструкция должна учитывать то, что Насим Талеб (трейдер, автор книги "Черный лебедь") назвал редкими событиями, "черными лебедями", которые, как показал глобальный финансовый кризис, происходят и оставляют разрушительные последствия. Но меры, делающие систему более "упругой" или "надежной", будут недостаточными. Они должны не только быть в состоянии противостоять нестабильности, они должны быть сделаны таким образом, чтобы извлекать прибыль из стресса и хаоса.
В последнее время Талеб придумал термин "антихрупкость" для описания системы, которая извлекает выгоду из существующих неопределенностей, нестабильностей и беспорядка. Он отметил, что в то время как жесткие системы могут казаться более стабильными, они не оснащены для того, чтобы справляться с неожиданными потрясениями, что делает их хрупкими в долгосрочной перспективе. С другой стороны, частое воздействие локализованных, временных изменений вынуждает системы становиться более динамичными и гибкими, повышая их возможность процветать в условиях стресса.
"Антихрупкость" имеет решающее значение для крупных стран, например Китая, где администрация в значительной степени централизована, однако деятельность распределена среди семей, гражданского общества, рынков и различных уровней власти. Главной проблемой Китая является установление баланса между его децентрализованными традициями и централизованным управлением, что должно развить в его учреждениях один из видов "антихрупкости", который уже присутствует в культуре страны.
Китай стремится к балансированию централизации и фрагментации, то есть контроля и неопределенности, на протяжении всей своей долгой истории подъемов и падений династий, упадков страны по внутренним причинам и из-за иностранных вторжений.
При помощи эффективного обеспечения прав собственности и реализации государственной политики Коммунистическая партия Китая стала институциональным механизмом, который соединил разрыв между элитой (партией) и массами. Однако в 1958-1961 гг. чрезмерное централизованное планирование в поддержку Большого скачка (интенсивной кампании Мао Цзэдуна по индустриализации и коллективизации экономики Китая) породило системную хрупкость.
Ситуация начала улучшаться в 1978 г., когда Дэн Сяопин сделал экономику открытой и начал осуществлять рыночные реформы. В то же время Китай медлил с тем, чтобы сделать открытой свою финансовую систему, даже в то время, когда другие страны Восточной Азии последовали эффективным путем либерализации счетов своего капитала в 1990-х гг. В результате, когда в 1997 г. ударил азиатский финансовый кризис, Китай был изолирован от нестабильности, которая разорила его хрупких соседей. В результате кризис стал возможностью, побудив Китай присоединиться ко Всемирной торговой организации, провести реформы финансовой системы и государственных предприятий, составить официальный список своих крупнейших банков и приватизировать строительство жилья для государственных служащих.
Но многие меры Китая по обеспечению "антихрупкости" были разрозненными и неполными. Например, на повестке дня остается необходимость обширной ревизии государственных предприятий, что вызвано корыстными групповыми интересами, противостоящими дальнейшей приватизации и рыночным реформам.
Теперь китайским лидерам необходимо определить конкретные области внедрения мер обеспечения "антихрупкости" и разумно проводить необходимые реформы. Помимо того, что они должны гарантировать комплексный характер реформ, им также следует избегать слишком обширных и быстрых действий, поскольку это может вызвать сопротивление со стороны глубоко укоренившихся игроков или непреднамеренно спровоцировать опасную цепную реакцию.
К счастью, относительно сильная финансовая и валютная позиция Китая может защитить экономику от краткосрочных шоков. И, несмотря на вызванную коррупцией хрупкость, бюрократическая система достаточно мощна для проведения подобной политики.
Одной из основных задач будет разграничение функций и обязанностей партии, государства, рынка и гражданского общества. Учитывая, что правительство доказало свою способность вмешиваться, во время кризисов управление по умолчанию должно полагаться скорее на административные меры, нежели на рыночные силы. Чтобы дать возможность рынкам пользоваться беспорядочной самокоррекцией, требуется доверие на всех уровнях управления, начиная от центрального правительства и заканчивая сельскими администрациями и госпредприятиями.
Кроме того, лидерам Китая необходимо построить достаточную институциональную власть в рамках судебной системы, гражданского общества и средств массовой информации для повышения обеспечения законности и повышения долгосрочной "антихрупкости". Это повлечет за собой предупреждение административных нарушений, создание равных условий для государственных предприятий и других компаний, а также распределение по разным структурам регуляторов и регулируемых субъектов.
В случае проведения структурных реформ в различных секторах китайские лидеры смогут укрепить долгосрочное процветание своей страны. Но успех требует сохранения баланса между поддержанием стабильности системы и созданием возможностей адаптации и роста для массивной экономики страны – решения задачи, с которой Китай боролся на протяжении веков.
Вернуться назад
|