The Economist: чего ждать от министра финансов США
Выбирать кандидата на пост министра финансов лучше по обстоятельствам. Барак Обама выбрал опытного кризис-менеджера Тимоти Гайтнера в конце 2008 г., когда мировая финансовая система находилась в свободном падении. Сейчас приоритетом президента Обамы является борьба с бюджетным дефицитом, который финансовый кризис и рецессии экономики оставили после себя. Ожидается, что на место Гайтнера будет назначен бюджетный технократ Джек Лью, пишет британский деловой еженедельник The Economist.
Выбор президентом Обамой либерала Лью может еще более усложнить переговоры с республиканцами
Господин Лью в настоящее время занимает должность руководителя аппарата Белого дома. Он посвятил большую часть своей профессиональной деятельности решению бюджетных вопросов. Свою карьеру он начал в 1979 г. в качестве помощника тогдашнего спикера Палаты представителей Типа О’Нила. Он управлял Административно-бюджетным управлением при Билле Клинтоне с 1998 по 2001 г. и при Бараке Обаме – с 2010 по 2012 гг.
Министр финансов США является одним из наиболее влиятельных членов кабинета министров и по умолчанию – экономическим советником администрации президента. Деятельность охватывает валютные отношения с Китаем и сбор налогов. Ходили слухи, что господин Обама выберет кого-то из вне, например с Уолл-стрит, для того чтобы наладить отношения с представителями бизнеса и республиканцами в Конгрессе. Господин Лью, наоборот, является полным инсайдером.
Унаследованные им бюджетные проблемы являются такими же страшными, как и финансовый беспорядок, который достался Гайтнеру четыре года назад. Бюджетный дефицит США, ожидаемый в текущем году на уровне 6% ВВП, вероятно, немного снизится при улучшении экономической обстановки, но затем сильно увеличится из-за роста затрат на социальные программы пенсионного страхования, а также медицинского страхования - Medicare и Medicaid.
Господин Обама и республиканцы в Конгрессе несколько раз пытались, но так и не смогли достичь соглашения, которое ограничит рост затрат на социальные программы и увеличит доходы бюджета посредством пересмотра налогового законодательства. Они смогли договориться только о краткосрочном решении, которое замораживает налоги для большинства домохозяйств, едва затрагивая дефицит и оставляя несколько неразорвавшихся бюджетных бомб.
Автоматическое сокращение расходов на почти $90 млрд в текущем году распределится между оборонными и внутренними программами; начнется оно в начале марте. А в конце марта государственным программам грозит закрытие, до тех пор пока не возобновится финансирование одной третьей части бюджета. Более того, Минфин США потеряет официальную возможность заимствований в один прекрасный момент в период между 15 февраля и 1 марта. Неспособность повысить потолок госдолга заставит ведомство прекратить выплаты по некоторым долговым ценным бумагам и угрожает дефолтом по национальному долгу.
Как показывает практика, переговоры с республиканцами по вопросу ликвидации этих "бомб" являются очень неконструктивными и тяжелыми. Выбор президентом Обамой господина Лью может еще более усложнить эти переговоры. В отличие от Гайтнера Лью является выходцем из либерального крыла Демократической партии, и его отношения с Конгрессом никак нельзя назвать дружелюбными. Во время переговоров о повышении потолка госдолга в 2011 г. республиканцы жаловались на то, что Лью прочитал им лекцию о том, что было бы лучше для их собственной партии, при этом постоянно создавая препятствия для заключения соглашения. В какой-то момент республиканцы якобы хотели исключить его из переговорного процесса.
Возможно, что президента США сейчас это несильно волнует. Он хочет, чтобы министры были лояльны и разделяли его взгляды на мир. В то же время самым слабым местом господина Лью является его неопытность в сфере финансовых рынков, которые Министерство финансов теперь должно контролировать благодаря закону Додда - Фрэнка. Обама может обойти это слабое место Лью, назначив его заместителем того, кто обладает таким опытом. Это могут быть, например, Дэвид Липтон, который сейчас является вторым лицом в МВФ, советник Белого дома Майкл Фроман или заместитель министра по международным делам Лаэль Брейнард.
У господина Лью есть одно большое преимущество, которого не хватало Гайтнеру четыре года назад: растущая экономика. В конце 2008 и начале 2009 гг. занятость населения падала на 600-800 тыс. человек в месяц. В декабре 2012 г. она выросла на 155 тыс. человек, или 0,1%, по сравнению с ноябрем, приблизившись к среднему значению за год. Несмотря на то что безработица остается болезненно высокой – 7,8%, нельзя не отметить, что экономика неплохо себя показывает даже с учетом неопределенности с налогами и нависшей угрозы дефолта.
Компаниям и инвесторам приходится доверяться господину Обаме и Конгрессу, чтобы избежать катастрофы, а договоренность обычно достигается в самый последний момент. Способность господина Лью оправдывать оказанное ему доверие определит судьбу экономики в этом году и вместе с тем и его собственную репутацию.
Вернуться назад
|