ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Таблеточка с выходом
Таблеточка с выходом22-12-2012, 12:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||
Продажа лекарств в магазинах приведет к переделу фармрынка
Очередная попытка Минпромторга и торговых сетей пролоббировать возможность продажи медикаментов в супермаркетах не увенчалась успехом. Ожесточенное сопротивление аптечной розницы неожиданно для всех поддержала ФАС. Антимонопольщики считают такой шаг преждевременным для рынка и вредным для потребителя. На словах о потребителе пекутся и аптеки, и производители, но на деле фармацевтическое лобби не так единодушно, как может показаться. Просто на социально значимом фармацевтическом рынке не принято открыто заявлять о своих бизнес-интересах.
Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова должна была к 1 декабря подготовить предложения о возможности реализации отдельных лекарств в обычных магазинах. Минпромторг предлагал организовать в универсальном магазине аптечный отдел — выделить несколько стеллажей с безрецептурными препаратами, витаминами, биологически активными добавками к пище (БАД), лечебной косметикой, товарами для здоровья, что, как считают в министерстве, повысит доступность лекарственной помощи населению.
Новизна данного предложения состоит только в возможности продаж в магазине, а не в аптеке, безрецептурных лекарств, поскольку все БАД и многие витамины и так относятся к классу пищевых продуктов и могут продаваться в магазине без ограничений так же, как косметика. До сих пор смелые замыслы ретейлеров невозможно было осуществить, поскольку торговля лекарствами относится к лицензируемым видам деятельности. Аптека может получить лицензию, только если имеет помещение определенной площади, специалистов с фармацевтическим образованием (провизоров и фармацевтов), склад для хранения различных групп товара. Все эти условия должны обеспечить надлежащее качество хранения товара (температуру, влажность, освещение и т.д.) и возможность информировать покупателя о свойствах препаратов, схемах приема, противопоказаниях. Таким образом, безрецептурные препараты могут попасть на полку магазина только в случае отмены или упрощения процедуры лицензирования на все или часть безрецептурных препаратов, для чего и планировалось внести изменения в соответствующие законодательные акты.
Надо сказать, что такая идея с подачи Минпромторга уже выносилась на обсуждение в 2009 году, но была отвергнута из-за резкой критики со стороны Минздравсоцразвития. На этот раз она вызвала ожесточенное противодействие аптечной розницы, крайне обеспокоенной неизбежным переделом рынка. Ведь аптечный бизнес ограничен строгими рамками ассортимента (лекарства, изделия медицинского назначения: перевязочные материалы, перчатки, шприцы, медицинские инструменты, медицинская техника, и парафармацевтика: косметика, детское питание, минеральная вода) и ценовыми ограничениями на ряд препаратов (список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов — ЖНВЛП, ежегодно утверждаемый Минздравом). Поэтому аптека делает прибыль на медикаментах, не относящихся к ЖНВЛП, большинство из которых безрецептурные. Рынок пока не дождался обещанного доклада Шувалова, зато четкую проаптечную позицию обозначила ФАС.
Не хлебом единым
«В США и Европе безрецептурные медикаменты свободно продаются в магазинах, а в нашей стране лекарства можно купить только в аптеках. Аптеки буквально монополизировали рынок лекарств — это ограничение конкуренции, что противоречит и Уголовному кодексу (ст. 178), и даже Конституции России (ст. 34)», — утверждает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group INC. Его позицию активно поддерживают предпринимательские объединения, в частности, ОПОРА России, вице-президент которой Владлен Максимов уверен, что благодаря торговой рознице цены на лекарства должны снизиться. «Если продажа товаров сосредоточена в одном секторе, то возможности для ценовых сговоров очень высоки. В случае конкуренции между отраслями очевидно, что цены будут падать», — согласен Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
Сегодня цены на лекарства в разных аптеках могут отличаться в разы, что часто кажется покупателям нелогичным, ведь товар один и тот же. Например, «Мезим» (фермент для пищеварения) №20 может стоить от 45 до 84 рублей, ноотропный «Когитум» №30 от 2540 рублей до 5400 рублей (оба препарата не входят в ЖНВЛП). Ничего странного в этом нет. Для аптеки лекарства являются ассортиментным товаром, от которого она получает прибыль и в зависимости от своей рыночной политики зарабатывает на обороте или на цене. Никого же не удивляет, что, например, немецкая обувь стоит в ГУМе в два раза дороже, чем в отдельном фирменном магазине, потому что ГУМ позиционируется как магазин для богатых. Так и в некоторых аптечных сетях цены намного выше, чем в единичных аптеках. При этом, например, достаточно дорогая «Ригла» параллельно развивает сеть аптек-дискаунтеров «Будь здоров!» Для препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, цены колеблются в меньших пределах. Например, «Супрастин» №20 стоит от 125 до 137 рублей, бронхолитик «Вентолин» в аэрозоли 144–165 рублей, а снижающий давление «Нифедипин» №10 около 29–33 рублей.
Между тем ценам на лекарства в принципе есть куда падать, и это прекрасно понимают розничные сети, нацелившиеся пополнить ассортимент безрецептурными препаратами. Тем более что они де-факто уже являются активными игроками розничного фармрынка — аптечные киоски в супермаркетах, как правило, принадлежат тем же владельцам, что и сам магазин. Наиболее яркий пример — сеть «А5» аффилированная с группой «Х5» («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).
Если же лекарства будут продаваться в торговом зале магазина, то цена должна снизиться, поскольку ретейлеру не нужно будет тратиться на аренду отдельного помещения для аптеки, кассовый аппарат, зарплату специалисту, ведение отдельной бухгалтерии, оформление юридического лица. В этом случае, по оценке Дмитрия Потапенко, продажа безрецептурных препаратов в «магазине у дома» (250 кв. м) позволит снизить расходы ретейлера на 5–10 тыс. долларов в месяц. Эту экономию можно будет использовать для снижения цен на те же лекарства и привлечение клиентов. «В рознице надо думать о потребностях клиента, а не о свойствах товара. Если вы разбираетесь в качестве колбасы, то это не значит, что сможете сделать эффективно работающий магазин. Так почему же это не относится к лекарствам и аптекам? Фармацевты разбираются в лекарствах, но не в розничной торговле. Время товароведов давно прошло. Сейчас главное выстроить актуальные ассортимент и цены. И если потребитель хочет такой товар, как лекарства, то надо ему этот товар дать», — считает Дмитрий Потапенко. Продавая медикаменты в магазине, розница сможет воспользоваться всем маркетинговым потенциалом, например, выпускать препараты под собственной торговой маркой, повышая таким образом потребительскую ценность товара (лекарства).
Противники продажи лекарств в обычных магазинах советуют торговым сетям не разевать рот на чужой каравай, а массово открывать в супермаркетах аптечные киоски. Но низкая платежеспособность населения тормозит этот процесс даже в небольших городах, не говоря о сельской местности. «Например, мы работаем над открытием магазина в Бугульме и также планировали открыть там аптечный киоск, но не можем этого сделать по экономическим причинам. Средняя покупка там 15 рублей, и заводиться с кассой, арендой и прочим нет никакого смысла. В то же время мы могли бы выложить лекарства на своих полках — и их бы покупали», — поясняет Дмитрий Потапенко.
С чужого плеча
Многие ретейлеры и эксперты постоянно ссылаются на опыт Европы и США, где лекарства без рецепта можно купить в магазинах. Но отсылка к прагматичному Западу в данном контексте равноценна идее перейти к медицинским практикам традиционной китайской медицины с ее диагностикой по пульсу и лечением порошками из трав и насекомых, разбавленными вином и мочой. При этом китайская медицина имеет тысячелетний опыт, в самом Китае очень эффективна, но вряд ли кто-то решится росчерком министерского пера поменять парадигму доказательной медицины, принятой в России, на парадигму «ян шэн сюе» — «воспитание жизни», основанную на учении о символах и числах.
В Европе и США действительно некоторые безрецептурные лекарства можно купить в магазинах, но западный фармацевтический рынок организован совершенно иначе. Основное отличие в том, что за большинство лекарств там платят страховые компании и фонды (с частным или государственным участием) в рамках так называемого лекарственного страхования. Граждане приобретают медикаменты по рецепту врача, оплачивая от 10% до 50% стоимости препарата (размер возмещения может зависеть от оригинальности препарата). Пожилые люди, хронические больные получают препараты полностью бесплатно.
В США и Европе при оценке объемов фармрынка безрецептурные препараты вообще не учитываются. Если их все же посчитать, то окажется, что в объеме мирового фармрынка безрецептурка занимает только 10% от стоимости, а не 47%, как в России. Кроме того, на Западе безрецептурные лекарства разделены на две части: к продаже в магазинах разрешены те, которые местные контролирующие органы посчитали достаточно безопасными для самолечения. Остальные безрецептурные средства можно купить тоже только в аптеке. Другое дело, что аптеки в Европе и США работают по разным схемам. Аптеки многих европейских стран очень похожи на российские. В США же развит формат drugstore (в переводе на русский язык «аптечный магазин», «супермаркет лекарств»). Такие аптеки-drugstore размещаются в помещении площадью от 100 до 5 тыс. кв.м., и в них кроме лекарств и косметики можно купить продукты, пиво и многое другое.
Появлению медикаментов на прилавках магазинов Запада предшествовал период формирования общественной потребности — несмотря на возможность получать медикаменты почти бесплатно, население самостоятельно выбирало препараты для лечения «легких» заболеваний. В 70-х годах прошлого века появилась концепция так называемого ответственного самолечения, в рамках которой был выработан список препаратов. Сразу оговоримся, что речь пойдет только о рекламе лекарственных средств симптоматического лечения, не наносящих вреда при ответственном самолечении и отпускаемых без рецепта, так называемых OTC (over the counter) препаратах.
Однако многие проблемы этого рынка, как их видят работающие на нем исследовательские компании, характерны и для других российских рынков, находящихся на той же ступени развития. В таких препаратах снижено количество действующего вещества, чтобы не нанести вреда человеку при передозировке. В частности, в 1995 году Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) одобрило продажу без рецепта препаратов для лечения эпизодической изжоги с меньшей дозировкой, первым таким препаратом стал Zantag 75. «В Европе уже пересматривают возможность торговли лекарствами в магазинах. Они увлекались этим, но сейчас у них начался вал побочных эффектов, стали гораздо чаще выявлять рак на третьей стадии, диабет с осложнениями, которые специалисты связывают именно с продажей препаратов в магазинах. Ведь если препарат не помогает, то какая первая реакция у населения — увеличить дозу, например, обезболивающего. Для того чтобы вылечить таких больных, нужны гораздо большие средства, и получается, что самолечение невыгодно страховым компаниям. В Европе тоже обсуждается вопрос о торговле через магазины — только с противоположным знаком, — рассказал Давид МеликГусейнов, директор НП «Центр социальной экономики». — В нашей стране свободная выкладка препаратов в магазинах приведет к неумеренному их употреблению и как следствие — всплеску ранних инфарктов и инсультов».
Чужие здесь не ходят
В России размах самолечения уже сегодня на порядки превышает западный. Низкая доступность медицинской помощи, покупка большинства лекарств за свой счет, активная реклама медикаментов в СМИ буквально толкают людей к самостоятельной постановке диагноза и назначению лечения. «А ведь даже для приема активированного угля имеются противопоказания», — напоминает Давид Мелик-Гусейнов. И самое страшное, что рецептурные препараты в наших аптеках легко можно купить без всякого рецепта (кроме наркотических, подлежащих количественному учету), потому что аптеке как торговому предприятию, имеющему четкие ограничения по ассортименту и наценкам, выгодно продать товар, невзирая на возможные последствия. Если же часть выручки от безрецептурных препаратов уйдет в торговые сети, то аптечному рынку грозит серьезное потрясение.
«Аптеки, выполняющие социальные функции (примерно 10% аптек), закроются, поскольку обеспечение льготными лекарствами, кислородом, изготовление экстемпоральных средств — убыточные функции, которые покрываются за счет выручки от безрецептурных препаратов. Да и остальные игроки займутся оптимизацией. Аптечные сети, думаю, оставят точки только в самых ходовых местах. Я не верю в то, что лекарства встанут на полке в сельпо, поскольку лекарства надо правильно хранить, правильно уничтожать, а магазины не смогут это сделать. Не верится также в снижение цен. Вырастет не емкость рынка, а конкуренция за счет новых крупных игроков, и аптеки вынуждены будут подстраиваться или уходить. А когда рынок будет «зачищен», то цены на препараты в магазинах (которые, возможно, вначале были снижены) быстро вырастут обратно — таковы правила вывода на рынок новых товаров», — рассуждает Давид Мелик-Гусейнов.
По словам Тимофея Нижегородцева, начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, продажа лекарств в супермаркетах нанесет серьезный удар по конкуренции и сократит доступность лекарств, поскольку аптеки вынуждены будут соблюдать лицензионные требования и фармпорядок, а магазины просто выкладывать лекарства на полки. В итоге массовое закрытие аптек сократит доступ к рецептурным препаратам. «В некоторых аптеках доля безрецептурных препаратов и БАД превышает 50%. Понятно, что ни объемами, ни оборотом продаж они не смогут тягаться с торговыми сетями и восполнить эту потерю им будет нечем. Аптеки будут закрываться из-за нерентабельности. А если мы потеряем аптеки, то где будем покупать рецептурные лекарства? В поликлиниках? Так их гораздо меньше, чем аптечных киосков», — вторит ему Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей.
И если уж следовать, например, американскому опыту, то ассортимент отечественных аптек тоже нужно расширить. «Если в магазине будут лекарства, то почему бы не разрешить продавать алкоголь и табак в аптеке. В некоторых странах такое практикуется — табак продается только в аптеке», — предлагает бизнесрешение Давид Мелик-Гусейнов.
Кому выгодно
Интересы торговой розницы в деле о лекарствах очевидны. Речь идет примерно о 220 млрд рублей — таков оборот рынка безрецептурных препаратов в России в 2011 году. Прогнозы роста на 2012 год — 10%. Объем рынка продовольствия в 2011 году составил 237 млрд долларов (по данным INFOLine). При этом Минэкономразвития прогнозирует снижение темпов роста розничной торговли с 15% (в последние четыре года) до 5,5% в 2012 году. Федеральным торговым сетям все труднее конкурировать с региональными, поэтому рост путем увеличения ассортимента за счет лекарств — путь весьма привлекательный. Сегодня стан сторонников магазинных продаж лекарств пополнили фармпроизводители. Это связано, в частности, с введением этических ограничений на маркетинговое сотрудничество фармкомпаний с врачами (в соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан», вступившего в силу в 2012 году). До недавнего времени именно врачи были основным каналом продвижения медикаментов, поскольку большую часть лекарств население покупает за свой счет. Кроме того, в России довольно успешно реализуется Стратегия развития отечественной фармпромышленности (так называемая «Фарма 2020»), в соответствии с которой иностранные компании построили в нашей стране заводы, выпускающие в основном дженерики (копии оригинальных лекарств), которые в большинстве и относятся к безрецептурным. Продавать продукцию в соответствии с «Фарма 2020» планируется в основном в России, но существующие экономические условия, ценовые ограничения и перекрытие врачебного канала продвижения не позволяют реализовать промышленный потенциал полностью.
Поэтому неудивительно, что фармпроизводители направили максимальные маркетинговые усилия на конечного потребителя, прежде всего наращивая объемы рекламы безрецептурных лекарств в неспециализированных СМИ. «Фармкомпании заинтересованы в расширении рынка сбыта. Их бизнес-интересы совпадают с интересами торговых сетей (а не аптек), поскольку «большой ретейл» обладает большим влиянием в данной рыночной ситуации, что неизбежно приведет к перераспределению денежных потоков с аптечных сетей в сторону ретейла, — поясняет руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru Павел Толстых.
Продажа безрецептурных препаратов в магазинах позволит фармкомпаниям нивелировать ущерб от потери врачебного канала продвижения и серьезно нарастить объемы продаж. «Сегодня мы можем, не побоюсь этого слова, поднять фармпромышленность. Производители буквально задыхаются под гнетом существующих ограничений, ведь они могли бы выпускать гораздо больше препаратов, но продать больше аптеки не в силах, и производители ищут различные варианты, в том числе готовы продавать безрецептурку через магазины», — делится Дмитрий Потапенко.
Правда, сами производители не готовы открыто признаться в лоббировании своих интересов. «На наш взгляд, перенос безрецептурных лекарств и БАД на полки магазинов вряд ли существенно скажется на росте продаж лекарств и как следствие увеличении прибыли фармпроизводителей. Если речь идет о расширении доступа покупателей к фармацевтической продукции, то нас вполне устраивает схема продаж, действующая сегодня, — наличие аптечных киосков в сетях супермаркетов», — говорит Виктор Дмитриев. И его корректное объяснение можно понять. Лекарства — товар специфический, поэтому все игроки фармрынка усердно создают себе имидж социально ответственного бизнеса.
В действительности же битва за место на полках магазинов идет в кулуарах нескольких министерств, и результаты говорят сами за себя. Инициатор нового формата продажи медикаментов в магазинах — Минпромторг — по определению выражает бизнесинтересы производителей и розничных продавцов. Кроме того, в пользу ретейла высказалась и новый министр здравоохранения Вероника Скворцова на пресс-конференции в начале ноября: «С точки зрения Министерства здравоохранения, мы не видим никаких противопоказаний для реализации лекарств через розничные сети», — сказала она и сослалась на подобный опыт в других странах. «Быть может, это заявление слишком явно показало приверженность министра интересам фармкомпаний, но такова объективная ситуация. Можно сказать, что Минздрав как орган власти является представителем интересов фармкомпаний в правительстве. Интересы Минздрава и фармкомпаний совпадают, они тесно связаны и постоянно подыгрывают друг другу, поэтому неудивительно, что выгодные фармпроизводителям проекты лоббируются через министерство», — поясняет Павел Толстых.
Но как выясняется, не все ладно в нашем минздравовском королевстве. Так, директор департамента лекарственного обеспечения Минздрава России Сергей Разумов неоднократно высказывался о преждевременности обсуждения вопроса о продаже некоторых безрецептурных лекарств в магазинах, фактически поддерживая аптечное лобби. Ну а заявление ФАС в лице Тимофея Нижегородцева, имеющего фармацевтическое образование, свидетельствует о том, что аптечная розница вполне способна пересилить большой ретейл, как в свое время Давид победил Голиафа.
Что отложено, то не отменено
Разумеется, решение только отложено на некоторое время, за которое нужно решить ряд вопросов, важнейший из них — качество медикаментов в супермаркете. «Если разрешить это сейчас, то снизятся контроль, стандарты качества, поскольку продавцы магазинов не имеют понятия о фармпорядке, который действует в аптеке (фармпорядок — совокупность требований, предъявляемых к помещению, персоналу, санитарному режиму, условиям хранения, формам обслуживания, правилам отпуска и т.д.). Будет создана неуправляемая система, которая начнет работать по своим законам», — прогнозирует Давид Мелик-Гусейнов. Очевидно, что существующая система контроля торговли через Роспотребнадзор сегодня малоэффективна (проверки раз в три года, с предупреждением о своем приходе) и по определению не может контролировать качество медикаментов, поскольку надзором за аптеками ведает Росздравнадзор. Если сравнивать с Западом, то там ответственность за качество возложена на бизнес. Схема проста, но действенна: при первом нарушении — небольшой штраф, при втором — большой, а при третьем — настолько значительный, что обычно выгоднее прикрыть торговлю вовсе. Таким образом, и бизнес развивается, и потребитель имеет гарантию качества. У нас же совершенно обоснованно можно опасаться появления в магазинах откровенных фальсификатов.
При этом не нужно идеализировать и существующую систему продажи лекарств. Например, в тексте ряда законов, выпущенных на излете своего существования уже исчезнувшим Минздравсоцразвития, нет определения рецептурного и безрецептурного лекарственного препарата (выходит, что в магазин можно отправить хоть зеленку, хоть «Виагру»). «Необходимо сначала разобраться, какие препараты мы продаем без рецепта, а какие нет. Тут у нас полный бардак», — жестко выразил свое мнение Тимофей Нижегородцев.
А попытки хоть как-то приблизить лекарства к сельским жителям привели к разрешению продавать медикаменты через медработников — фельдшеров в фельдшерско-акушерских пунктах без кассы (по принципу: сам назначил — сам продал). Если сравнивать с Финляндией и Данией (где в городских магазинах нет никаких лекарств, а продают только БАД), как раз в малонаселенной сельской местности можно продавать в магазинах некоторые безрецептурные препараты. Имеющаяся нормативная база по торговле лекарствами настолько путаная, что грамотный специалист играючи докажет преимущества продажи лекарств в магазинах. «Сейчас медикаменты — drag (т.е. товары, потребительскую ценность которым придают содержащиеся в них лекарственные средства — medicine) — продаются в киосках и пунктах, которые почему-то назвали «аптечными», то есть в торговых организациях, не имеющих отдельно выделенного складского помещения. Нарушаются правила хранения медикаментов. Поэтому будет очень хорошо, если медикаменты разрешат продавать в магазинах, то есть в торговых организациях, имеющих в своей структуре складские помещения, одно из которых может быть специально подготовлено для хранения медикаментов и получить в связи с этим гордое название «аптека», — рассуждает Николай Маликов, эксперт фармацевтического рынка, много лет проработавший в бизнес-структурах и органах государственной власти. Скорее всего, у ретейлеров пока(!) не получится «откусить» несколько лишних миллионов от фармрынка, но отказываться от таких возможностей не станут ни торговцы, ни тем более фармкомпании. Последние направят все усилия на продавливание системы лекарственного страхования (желательно уже в 2014–2015 годах), ведь как только правительство решится на ее внедрение в любой форме — потенциал фармрынка вырастет как минимум в 1,5 раза. Аптеки получат гарантированный доход от рецептурных препаратов и перестанут цепляться за безрецептурку, которая достанется торговой рознице. Вернуться назад |