ЦБ Казахстана: без накопительной части пенсий никуда
Россия и Казахстан - две страны, которые практически одновременно задумали изменить пенсионную систему. В нашей стране реформа отложена до 2014 г. Глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко рассказал, как проходит процесс принятия реформы в Казахстане, какие принципиальные моменты в ней должны быть отражены и какие подводные камни подстерегают правительства при принятии пенсионной системы.
Россия и Казахстан - две страны, которые практически одновременно задумали изменить пенсионную систему. В нашей стране перемены отложены до 2014 г.
"В целом все согласны, что пенсионная система должна быть гибридной, или смешанной. То есть должен быть обязательно накопительный элемент и должен быть элемент солидарный [распределительный]. Очень много и у нас тоже, и, как мы видим, у вас, разговоров о том, что давайте вернемся к солидарной системе, будет хорошо. Это просто неправда!" - возмущается глава ЦБ Казахстана.
Солидарная (страховая, распределительная) система основана на пирамиде, напоминает Марченко: должно быть несколько человек, работающих на одного пенсионера. "А демография у всех поменялась. Люди живут дольше. Сама по себе солидарная система не обеспечит. Нужно вводить дополнительные накопительные элементы, и отчисления должны быть и от работников, и от работодателей", - уверен глава Национального банка. "Вот два примера: плохой и хороший. Плохой - это Греция, которая ничего не делала. У них был возраст выхода на пенсию 55 лет. А для государственных служащих - 53. А с учетом того, что у них все, включая официантов, были в списках один и два [льготные категории], мужчины выходили на пенсию в 52 года, женщины - в 51", - рассказывает Марченко. Когда Греции понадобились деньги и выяснилось, что добыть их не так просто, правительство резко повысило пенсионный возраст для мужчин и женщин - 67 лет.
"Другой пример - Швейцария. Двадцать лет назад они посчитали, что солидарная пенсионная система обанкротится в 2013 г. И они к этому подготовились. Они сделали два еще элемента: отчисления от работодателей и от работников, и сейчас у них одна из лучших [пенсионных систем]", - говорит глава Нацбанка Казахстана.
По его словам, Россия может выбирать из нескольких вариантов. "Есть швейцарская модель - хорошая. Есть модель провидентных фондов в Сингапуре и в Малайзии - тоже неплохо работает. Есть модель с частными пенсионными фондами, в Чили и в Казахстане тоже работает неплохо", - перечисляет Марченко.
Справка
Провидентные фонды предусматривают обеспечение по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, которое в этих случаях осуществляется не в форме пожизненных пенсий, а в форме единовременных выплат, составляющих общую сумму взносов, уплаченных самим работником и его работодателем, а также процентов по вкладам.
По словам эксперта, один из доводов против накопительной части состоит в том, что ее доходность ниже инфляции. "Неправда! За четырнадцать с половиной лет в Республике Казахстан накопленная доходность пенсионных фондов в полтора раза превышает накопленную инфляцию. Это зависит от того, какой механизм регулирования, в какие инструменты можно вкладываться", - отмечает глава Нацбанка Казахстана.
"Демография - это судьба. Нельзя на это обижаться", - говорит Марченко. По данным регулятора, сейчас на одного пенсионера в Казахстане приходится 2,1 работающих налогоплательщиков. А в 2050 г., по расчетам Всемирного банка, будет один к одному. "По нашим расчетам, если не вносить никаких параметрических изменений в солидарную систему и не усиливать накопительную систему, то к 2032 году, то есть всего через 20 лет, мы вынуждены будем использовать средства Национального фонда на выплаты текущих солидарных пенсий. А в 2042 г. национальный фонд кончится", - говорит Марченко.
Он подчеркивает, что объективная картина такова, что в России те же самые процессы (дефицит пенсионной системы) наступят раньше. "Потому что у нас пик добычи нефти будет через 10 лет. А у вас он уже прошел. И у нас пенсионеров в стране 10%, а в России - 23%", - отмечает эксперт.
Самые тонкие места в российской пенсионной реформе
"Очень важно сделать честные и ничем незамутненные, неидеологизированные актуарные расчеты на 40 лет. Пенсионная система - это ведь негласный договор. Человек, которому сейчас 20 лет, должен понимать, что он выходит на рынок труда, 40 лет будет работать и потом еще 20 лет находиться на пенсии. И вот на эти 60 лет правила игры должны быть более или менее понятны. Он сейчас должен быть уверен в том, что он будет получать адекватную пенсию.
Потом нужно понимать, какие будут выпадающие доходы. Потому что на 60 лет вперед нам нефти не хватит. И какие будут цены на нефть, на газ - это все сложно. Нужно все делать разумно и не увлекаться", - говорит эксперт.
"У нас выплаты накопительных пенсий за 10 лет в долларовом эквиваленте выросли в 6 раз. Экономика в 6 раз не выросла. Разогнались очень сильно и у нас, и у вас. И это хорошо, что государство на какой-то период могло себе это позволить. Но сумма для Казахстана - $100 млрд в год выпадающих доходов к середине тридцатых годов.
Есть в экономике известный эффект: когда доходы человека растут - параллельно или прямо пропорционально растут его расходы. Когда доходы начинают падать, расходы прямо пропорционально не падают! Человек начинает занимать деньги. И государства точно такие же", - подчеркивает глава ЦБ Казахстана.
По словам Марченко, в группе, созданной при правительстве Казахстана, сейчас идет активное обсуждение реформы. Рассматриваются четыре варианта, при этом нужно придти к одному. Вариант, на котором остановится группа, будет представлен правительству, а потом вынесен на обсуждение на более широкие площадки.
"До того как будет внесена окончательная версия в парламент, обязательно нужно обсудить с народом", - подчеркивает Марченко. По его словам, сколько бы экспертов не обсуждали законопроект первоначально, все равно допустят ошибки, - в прошлый раз в проект пенсионной системы было внесено 200 поправок по результатам открытого обсуждения.
Все сходятся в том, что нужно каким-то образом охватить самозанятость, и все согласны, что нужно вводить обязательные отчисления для работодателей по тяжелым профессиям. "Как говорится, дьявол в деталях. По вот этим всем процессам сейчас идет обсуждение. Мы считаем, что нужно выработать единый вариант, а потом уже устроить его широкое обсуждение", - заключил глава ЦБ Казахстана.
Справка
В России работодатель отчисляет 22% зарплаты работника в Пенсионный фонд России (ПФР). В ПФР деньги пенсионных взносов делятся на 2 части (16% идут на формирование страховой (распределительной) части пенсии, а 6% - накопительной). Распределительная часть пенсий идет на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Ввиду ухудшения демографической ситуации и старения общества с 2002 г. была введена накопительная часть пенсий.
Размер накопительной части можно увеличить следующим образом: доверить инвестирование финансовому институту, способному обеспечивать более привлекательный доход; участвовать в программе государственного софинансирования.
В конце ноября Совет Федерации одобрил Закон о сокращении с 2014 г. накопительной части пенсии. В соответствии с документом по умолчанию отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6% до 2%, оставшиеся 4% перейдут в страховую (распределительную) часть пенсии.
При этом перераспределение будет добровольным: те из россиян, кто захотят сохранить накопительную часть, смогут в течение 2013 г. написать соответствующее заявление, и у них все 6% тарифа останутся в накопительной части.
Министерство финансов в начале 2013 г. обещает предоставить формулу, по которой россияне смогут высчитать, что для них выгоднее: оставлять 4% в накопительной части или перевести их в распределительную. При этом сам министр финансов считает, что оставить 4% в накопительной части будет выгоднее.