Госдума РФ приняла бюджет на 2013 г.
Государственная Дума РФ приняла федеральный бюджет на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. В первом чтении документ был принят 19 октября. Всего в проект бюджета было внесено 163 поправки.
Главная идея бюджета - достичь равновесия между доходами и расходами и практически свести к нулю дефицит. Основное внимание - бюджету 2013 г. Его характеристики определены исходя из прогноза по ВВП в размере 66,5 трлн руб., 5,5%-й инфляции и курса доллара в 32 руб. 40 коп.
Прогнозная цена нефти при этом составляет $91 за баррель. Впервые при формировании параметров бюджета учитывалась не прогнозная цена на нефть, а рассчитанная по бюджетному правилу.
Кроме того, в бюджете определены прогнозируемые параметры Резервного фонда. В 2013 г. его величина должна превысить 3 трлн 170 млрд руб. Еще один важный показатель – предельная величина госдолга. К 2014 г. задолженность России перед внешними кредиторами не должна превысить $66 млрд, а перед внутренними инвесторами – 6,5 трлн руб. При этом правительству разрешается выпустить долговые инструменты на сумму не более $7 млрд.
Заложенная цена нефти в бюджет на 2013 г. - $91 за баррель
Субъектам РФ могут быть выделены кредиты за счет бюджетных средств до 8 млрд руб. для поддержки дошкольных образовательных учреждений. Кроме этого, регионы РФ получат 1,7 млрд руб. для улучшения ситуации с физкультурно-оздоровительными комплексами. Еще 1,3 млрд руб. выделено для модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов при ВУЗах Минздрава РФ и Минобразования РФ.
Дополнительно выделено 8 млрд руб. для поддержки российских отраслей в связи со вступлением в ВТО.
Напомним, что дефицит госказны в 2013 г. запланирован в размере 0,8% от ВВП. А к 2015 г. он должен снизиться до 0,01%. Финансировать дефицит будут за счет госзаимствований и средств от приватизации федеральной собственности. Главное нововведение - доходы бюджета будут формироваться исходя из средней цены на нефть за несколько лет.
Дефицит федерального бюджета РФ
Сам по себе законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" является знаковым для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.
Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму.
Год |
Объем ВВП, млрд руб. |
Доходы, млрд руб. |
Расходы, млрд руб. |
Дефицит, млрд руб. |
Дефицит, % к ВВП |
Верхний предел внешнего госдолга, млрд $ |
Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб. |
2013 |
66515 |
12866 |
13387 |
521,4 |
0,8 |
66,2 |
6601 |
2014 |
73933 |
14063 |
14207 |
143,6 |
0,19 |
75,8 |
7590 |
2015 |
82937 |
15615 |
15626 |
10,8 |
0,01 |
83,8 |
8314 |
Большая часть доходной части будет сформирована за счет поступлений от налога на добавленную стоимость и поступлений по таможенным пошлинам. Перечисления в Резервный фонд будут увеличиваться ежегодно.
Если в 2013 г. перечислить планируется 373 млрд руб., то уже в 2014 г. показатель составит 596 млрд руб., а в 2015 г. достигнет 818 млрд руб. МЭР считает, что нормативной величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет к 2017 г., то есть сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет.
Вернуться назад
|