ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Минэкономразвития: экономику России испортят бюджетное правило и пенсионная реформа

Минэкономразвития: экономику России испортят бюджетное правило и пенсионная реформа


16-11-2012, 10:20. Разместил: VP

Министерство обновило выпущенный всего полгода назад прогноз до 2030 года. Теперь он наполнен пессимизмом - из-за реформ этого лета правительство не сможет резко увеличить госинвестиции, а без них экономике ничего не поможет. Пенсионная реформа, в свою очередь, разрушит все планы обеспечить достойную жизнь будущим пенсионерам


 

Фото ИТАР-ТАСС

 

Москва. 15 ноября. FINMARKET.RU - Минэкономразвития оправило в Белый дом наполненный пессимизмом уточненный долгосрочный прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. В пятницу он будет обсуждаться на совещании у премьера Дмитрия Медведева.

Из него следует, что жесткое следование новому бюджетному правилу, ограничивающему расходы казны, негативно скажется не только на экономике, но и на росте доходов населения. А в совокупности с обсуждаемым сейчас вариантом пенсионной реформы - не менее чем на четверть сократит будущие выплаты пенсионерам. Министерство вновь предлагает пересмотреть принятые решения и решить все проблемы экономики, накачав ее госинвестициями.

Одновременно - к тому же совещанию у Медведева - в правительство был направлен доклад экономистов из Центра развития ВШЭ , в котором они накачивать экономику деньгами из бюджета решительно не советуют, предлагая обратить внимание на реформу институциональной следы, а попросту - системы госуправления, которая мешает инвестициям частным. Минэкономразвития на это отвечает: среда - это прекрасно, но ВВП из нее просто так не вырастишь. Госинвестиции - совсем другое дело.

Прошлый вариант долгосрочного прогноза, на основе которого должны строиться госпрограммы, а следовательно определяться цели расходования большей части бюджетных расходов, появился всего лишь в апреле этого года. И хотя в нем множество конкретных цифр почти на 20 лет вперед, далекими от действительности оказались многие цифры 2012 года. Это потребовало пересчета. С новым вариантом ознакомился "Финмаркет".

Главная причина изменения прогноза - введение по инициативе Минфина и несмотря на сопротивление Минэкономразвития бюджетного правила, запрещающего увеличивать бюджетные расходы, даже когда в казне имеются деньги. По мнению авторов прогноза, скупость в госрасходах грозит России сохранением технологической и социальной отсталости.

 

 

От мира многого не ждем


 

Из прогноза роста мировой экономики убрано предчувствие кризиса.

  • В апрельском прогнозе на 2030 год рост ВВП планеты предполагался на уровне 2,9% (2,8% было в 2008 году); теперь цифра подправлена на 3,1%. Немного выше этот показатель ожидается и в другие годы. Вся надежда на развивающиеся страны.
  • Прогноз по США почти не изменился. В Еврозоне в 2013 году прогнозируется продолжение рецессии (-0,2-0,9%; ранее не исключался небольшой рост), зато в дальнейшем там все должно стать немного лучше, чем Минэкономразвития думало весной. Заметно улучшен прогноз по Японии. А вот СНГ (без учета России) будет хуже.

Убавлен оптимизм в прогнозе цен на нефть.

  • Среднегодовая цена за 2012-2030 годы снижена на $2: по кризисному сценарию (А) - до $95, а по основным - до $125 за баррель. И лишь по сценарию высокого спроса и низкой конкуренции со стороны других источников энергии - на $4 до $173 за баррель.
  • На пересмотр среднегодовых цен на $1-2 в долгосрочной перспективе, вероятно, повлияла переоценка нефти в 2012 году: вместо $115 она оказалась $109 за баррель.

Цены на газ.

  • Они в этом году тоже оказались ниже, чем надеялось Минэкономразвития (не $379, а дай бог $348 за тысячу куб. м).
  • Поэтому теперь по основным сценариям средняя цена за 2012-2030 годы ожидается на уровне $390, а не $435 за тысячу кубометров. В реальном выражении это означает, что средние за весь период прогноза газовые цены останутся на нынешнем уровне.
  • Переоценка связана с радикальным пересмотром (на 20%) прогноза по объемам экспорта газа. Значительно большую, чем предполагалось ранее, долю рынка займет сланцевый и другие "нетрадиционные виды газа".
  • К 2030 году Россия будет продавать за границу по основным сценариям не 313-317 млрд, а 251-255 млрд куб. метров. Впрочем, это все равно на треть больше, чем сейчас.
  • При этом "Газпром" переориентируется на внутренний рынок: прогноз по добыче газа тоже снижен, но совсем не в такой пропорции, как экспорт (всего на 7% и то только в консервативном сценарии, а в инновационном оставлен на прежнем уровне).

 

В оптимистичный прогноз по России добавили пессимизма

 

 

Экономика будет расти медленно

 

Меньше стало оптимизма в самом радужном - инновационном - сценарии развития российской экономики: в среднем за 2012-2030 годы рост ВВП прогнозируется на уровне 4,1% в год, а не 4,4%, как было ранее.

  • Нет надежд на промышленность: прежний прогноз со среднегодовым ростом в 3,9% она не вытянет; максимум - 3,2%.
  • Инвестиции будут расти медленнее.
  • Меньше экономике потребуется и работников. Но при этом сократится и безработица.
  • Менее быстрым будет также прирост объема импорта - причины этого в прогнозе не объясняются.
  • Более скромным, чем виделось весной, ожидается рост реальных располагаемых доходов населения: не на 4,5%, а на 3,7% в 2013 году. Правда после 2016 года "недобор" будет компенсирован.
  • А вот зарплаты будут расти медленнее на всем протяжении прогнозного периода. Минэкономразвития переоценило в большую сторону только прогноз на 2017-2018 годы: учтен фактор выборов.

 

 

Доходы населения будут расти медленнее. чем ожидалось

 

 

Пришлось понизить прогноз по валютному курсу рубля.


Причина в том, что с ним Минэкономразвития ошиблось уже в этом году: вместо ожидавшихся 29,2 руб. за доллар, среднегодовая цена будет на уровне 31,3 руб.

 

  • Номинально расти рубль будет только во второй половине 20-х годов с 44-45 до 41-42 руб. за доллар (ранее такого не прогнозировалось). Хотя реально укрепляться наша национальная валюта начнет уже с 2017 года.
  • Инфляция прогнозируется на уровне 4-5% в год, и лишь в 20-х годах сможет выйти на 2-3%, характерные для развитых экономик.

 

 

Рубль будет дешеветь в реальном выражении еще много лет

 

 

Негативно Минэкономразвития оценило окончательно выбранный вчера Владимиром Путиным вариант пенсионной реформы.

  • Средний размер трудовой пенсии к 2030 году будет более 30 000 руб, но не почти 40 000, как предполагалось ранее.
  • В ближайшие два года пенсии будут увеличиваться более быстрыми темпами, чем в весеннем прогнозе, а затем - все более скромно.

Как сказал "Финмаркету" замминистра экономики Андрей Клепач, это связано именно с избранным вариантом пенсионной реформы.

 

 

Прогноз по пенсиям уменьшили из-за реформы

 

 

"Удушение экономики" бюджетным правилом


 

Выше, напомним, речь шла об инновационном сценарии, в котором предполагаются обширные госинвестиции. В консервативном прогнозе (теперь, после бюджетной реформы лета этого года - наиболее реальном) все еще хуже:

  • рост ВВП - не более чем на 3,1% в среднем за 2013-2030 годы с постепенным затуханием в 20-х годах;
  • промпроизводство будет расти не более чем на 3%;
  • реальные располагаемые доходы населения и зарплаты будут увеличиваться в среднем всего на 3,7-3,8% в год;
  • пенсии будут расти еще медленнее и к 2020 году не достигнут в среднем даже 17 500 руб. (в инновационном сценарии - 18 100 руб.);
  • обменный курс рубля приблизится к 50 за доллар;
  • инфляция до конца этого десятилетия не упадет ниже 5-5,5% в год.

Виной всему, пишет Минэкономразвития - жесткое соблюдение нового бюджетного правила. В итоге:

  • технологическое отставание России сохранится, расходы на научные разработки вырастут к 2030 году с нынешних 1,1% только до 1,2% ВВП, модернизация будет опираться на импортные технологии и знания;
  • уровень государственных и частных инвестиций в человеческий капитал будет по-прежнему уступать развитым странам;
  • в транспортной инфраструктуре сохранятся "значительные узкие места".

 

На благое дело денег жалеть не надо


 

Выбор в пользу инновационного сценария очевиден, убеждают в Минэкономразвития. Это позволит:

  • увеличить расходы на науку до 2,5% ВВП;
  • создать сеть высокоскоростных магистралей;
  • в шесть раз увеличить к 2030 году экспорт продукции машиностроения;
  • обеспечить устойчивый чистый приток капитала в страну;
  • увеличит доходы населения с нынешних 48% от уровня еврозоны (по паритету покупательской способности) до 85% к 2030 году.

 

В прогнозе есть еще "форсированный сценарий", который, правда, с первого места по вероятности реализации в апрельском прогнозе переместился на третье.

В нем ведомство прогнозирует россиянам рост доходов до среднеевропейского уровня. (Но даже при форсировании развития средний размер трудовой пенсии к концу периода предвидится в районе 35 000 руб., а никак не 40 000, которые обещало правительство весной).

О способах достижения целей неконсервативных сценариев замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач говорил на прошлой неделе:

  • для реализации форсированного сценария дефицит бюджета должен поддерживаться на уровне 1,5% ВВП;
  • для инновационного - достаточно 0,7-0,8% ВВП в среднем до 2030 года;
  • размер Резервного фонда должен быть не 7% ВВП, как в бюджетном правиле, а 5% ВВП;
  • половину суммы, накопленной в бюджете сверх этого, следует направлять на реализацию важных общенациональных инвестпроектов;
  • использовать для этого можно также деньги Фонда национального благосостояния.

 

 

Наталья Акиндинова, директор Центра развития ВШЭ


"Одно из наших ключевых замечаний к долгосрочному прогнозу социально-экономического развития до 2030 года: очень мало внимания уделено и совсем не конкретно говорится об институциональных изменениях. Нет даже тех ориентиров, которые правительство признает: повышение места в рейтинге Doing Business. Желательно увидеть в более четком виде, с какими-то целевыми значениями, как будет меняться качество базовых институтов. Ради объективности нужно было бы учесть необходимость повышения нашего положения и в других рейтингах.

Действительно, в этом прогнозе очень большая надежда на государство: в частности форсированный рост предполагается обеспечить за счет массированных инвестиций в инфраструктуру. Речь идет в основном о госинвестициях. При этом дефицит бюджета допускается более 3% ВВП. По нашим оценкам, это ускорит прирост ВВП не более чем на 0,5 п.п.

С нашей точки зрения можно было бы обойтись и гораздо меньшими расходами, но только в том случае, если больше упирать на развитие частных инвестиций.

Основная причина пересмотра апрельского варианта прогноза - это необходимость отразить в нем майские указы президента Владимира Путина. Причем выполнить их возможно, считают в Минэкономразвития, только при реализации форсированного сценария развития. Хотя он выглядит чрезмерно оптимистичным. По его поводу больше всего содержательных сомнений возникает. Особенно после того, как сейчас экономический рост прекратился. Трудно понять, за счет чего произойдет ускорение ВВП до 6%".

 

 

Замминистра экономразвития Андрей Клепач


 

"И в апрельском варианте прогноза, и в нынешнем мы закладываем средства на улучшение институциональной среды. Другой вопрос, что улучшение институциональной среды не гарантирует рост ВВП. При этом госинвестиции у нас пока на невысоком уровне, хотя и предполагается их увеличение по разным вариантам в разном объеме. В консервативном варианте подразумевается чуть меньшее увеличение".

 

 

Владимир Сальников, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)


 

"Понятно, что позитивные институциональные изменения более эффективны, чем простые госинвестиции. До кризиса наши высокие темпы роста поддерживались за счет нарастающих внешнеторговых доходов из-за высоких цен на нефть. Сейчас в лучшем случае можно ожидать слабого повышения цен на энергоресурсы. Значимым фактором для экономического роста это быть не может.

Сейчас речь идет не о том, сколько потратить, а с какой эффективностью. Те же государственные деньги. Качество институтов выходит на первое место. Для нас рост экономики напрямую, жестко связан с повышением эффективности вообще, в том числе госинститутов. Процесс этот очень сложный, но не невозможный. Такое понимание есть, но что-то быстро менять в наших институтах никогда не получалось. Если не считать революцию, но это слишком радикальный вариант.

Макроэкономический прогноз не может быть программой институциональных реформ. Но он как бы предполагает, что такие реформы должны проводиться. Без этих реформ ни один из трех, ни вообще какой-то благоприятный прогноз для нас не возможен.

Шаги в этом направлении делаются. Те же дорожные карты по снятию барьеров в экспорте, строительстве. Главное, чтобы это не пробуксовывало, как это часто бывает даже с самыми лучшими начинаниями, спущенными сверху. России, как это ни парадоксально прозвучит, не хватает жесткости власти. Строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. В этой связи последние события в борьбе с коррупцией тоже можно считать позитивными моментами улучшения институтов".

 

 

Юрий Симачев, замгендиректора Межведомственного аналитического центра


 

"Государственные инвестиции дают эффект, причем предсказуемый и легко просчитываемый. Под их использование созданы институты, механизмы, понятно, что и как нужно делать.

С реформой институтов - все сложнее. Даже самые лучшие начинания часто вязнут при их реализации внизу. Система может даже на какое-то время измениться, но потом отыгрывает назад. Слишком много заинтересованных сторон в нынешней модели распределения ресурсов.

К тому же нельзя отказаться от госинвестиций и все силы бросить на институциональные преобразования. Так может ничего не получиться.

В Китае, где похожая на нашу политическая модель с отсутствием конкуренции, проблема решается за счет очень жесткой системы ротации руководства и жестоких методов борьбы с коррупцией. Вряд ли нам это подходит.

В нашей властной системе нет права на ошибку. Слишком большие амбиции, отсюда межведомственные войны. Проблема в убежденности нашей власти в своей правоте. Она считает, что все идет хорошо. При том, что внизу крепнет представление, что все идет не так. И то, и другое - не верно. Но нет обратной связи, нет анализа лучших и неудачных практик. Нет желания признать ошибку и исправить.

Долгосрочные прогнозы нужны. Понятно, что они будут постоянно корректироваться. Но надо понимать, куда мы идем, выбирая тот или иной сценарий развития.

Плохо, что у нас зациклились на количественных показателях. А они не всегда адекватно отражают цели госполитики. Надо смелее использовать качественные характеристики. Но их гораздо труднее формализовать".


Вернуться назад