ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Минэкономразвития: экономику России испортят бюджетное правило и пенсионная реформа
Минэкономразвития: экономику России испортят бюджетное правило и пенсионная реформа16-11-2012, 10:20. Разместил: VP |
Министерство обновило выпущенный всего полгода назад прогноз до 2030 года. Теперь он наполнен пессимизмом - из-за реформ этого лета правительство не сможет резко увеличить госинвестиции, а без них экономике ничего не поможет. Пенсионная реформа, в свою очередь, разрушит все планы обеспечить достойную жизнь будущим пенсионерам
Фото ИТАР-ТАСС
Москва. 15 ноября. FINMARKET.RU - Минэкономразвития оправило в Белый дом наполненный пессимизмом уточненный долгосрочный прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. В пятницу он будет обсуждаться на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Из него следует, что жесткое следование новому бюджетному правилу, ограничивающему расходы казны, негативно скажется не только на экономике, но и на росте доходов населения. А в совокупности с обсуждаемым сейчас вариантом пенсионной реформы - не менее чем на четверть сократит будущие выплаты пенсионерам. Министерство вновь предлагает пересмотреть принятые решения и решить все проблемы экономики, накачав ее госинвестициями. Одновременно - к тому же совещанию у Медведева - в правительство был направлен доклад экономистов из Центра развития ВШЭ , в котором они накачивать экономику деньгами из бюджета решительно не советуют, предлагая обратить внимание на реформу институциональной следы, а попросту - системы госуправления, которая мешает инвестициям частным. Минэкономразвития на это отвечает: среда - это прекрасно, но ВВП из нее просто так не вырастишь. Госинвестиции - совсем другое дело. Прошлый вариант долгосрочного прогноза, на основе которого должны строиться госпрограммы, а следовательно определяться цели расходования большей части бюджетных расходов, появился всего лишь в апреле этого года. И хотя в нем множество конкретных цифр почти на 20 лет вперед, далекими от действительности оказались многие цифры 2012 года. Это потребовало пересчета. С новым вариантом ознакомился "Финмаркет". Главная причина изменения прогноза - введение по инициативе Минфина и несмотря на сопротивление Минэкономразвития бюджетного правила, запрещающего увеличивать бюджетные расходы, даже когда в казне имеются деньги. По мнению авторов прогноза, скупость в госрасходах грозит России сохранением технологической и социальной отсталости.
От мира многого не ждем
Из прогноза роста мировой экономики убрано предчувствие кризиса.
Убавлен оптимизм в прогнозе цен на нефть.
Цены на газ.
В оптимистичный прогноз по России добавили пессимизма
Экономика будет расти медленно
Меньше стало оптимизма в самом радужном - инновационном - сценарии развития российской экономики: в среднем за 2012-2030 годы рост ВВП прогнозируется на уровне 4,1% в год, а не 4,4%, как было ранее.
Доходы населения будут расти медленнее. чем ожидалось
Пришлось понизить прогноз по валютному курсу рубля. Причина в том, что с ним Минэкономразвития ошиблось уже в этом году: вместо ожидавшихся 29,2 руб. за доллар, среднегодовая цена будет на уровне 31,3 руб.
Рубль будет дешеветь в реальном выражении еще много лет
Негативно Минэкономразвития оценило окончательно выбранный вчера Владимиром Путиным вариант пенсионной реформы.
Как сказал "Финмаркету" замминистра экономики Андрей Клепач, это связано именно с избранным вариантом пенсионной реформы.
Прогноз по пенсиям уменьшили из-за реформы
"Удушение экономики" бюджетным правилом
Выше, напомним, речь шла об инновационном сценарии, в котором предполагаются обширные госинвестиции. В консервативном прогнозе (теперь, после бюджетной реформы лета этого года - наиболее реальном) все еще хуже:
Виной всему, пишет Минэкономразвития - жесткое соблюдение нового бюджетного правила. В итоге:
На благое дело денег жалеть не надо
Выбор в пользу инновационного сценария очевиден, убеждают в Минэкономразвития. Это позволит:
В прогнозе есть еще "форсированный сценарий", который, правда, с первого места по вероятности реализации в апрельском прогнозе переместился на третье. В нем ведомство прогнозирует россиянам рост доходов до среднеевропейского уровня. (Но даже при форсировании развития средний размер трудовой пенсии к концу периода предвидится в районе 35 000 руб., а никак не 40 000, которые обещало правительство весной). О способах достижения целей неконсервативных сценариев замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач говорил на прошлой неделе:
Наталья Акиндинова, директор Центра развития ВШЭ "Одно из наших ключевых замечаний к долгосрочному прогнозу социально-экономического развития до 2030 года: очень мало внимания уделено и совсем не конкретно говорится об институциональных изменениях. Нет даже тех ориентиров, которые правительство признает: повышение места в рейтинге Doing Business. Желательно увидеть в более четком виде, с какими-то целевыми значениями, как будет меняться качество базовых институтов. Ради объективности нужно было бы учесть необходимость повышения нашего положения и в других рейтингах. Действительно, в этом прогнозе очень большая надежда на государство: в частности форсированный рост предполагается обеспечить за счет массированных инвестиций в инфраструктуру. Речь идет в основном о госинвестициях. При этом дефицит бюджета допускается более 3% ВВП. По нашим оценкам, это ускорит прирост ВВП не более чем на 0,5 п.п. С нашей точки зрения можно было бы обойтись и гораздо меньшими расходами, но только в том случае, если больше упирать на развитие частных инвестиций. Основная причина пересмотра апрельского варианта прогноза - это необходимость отразить в нем майские указы президента Владимира Путина. Причем выполнить их возможно, считают в Минэкономразвития, только при реализации форсированного сценария развития. Хотя он выглядит чрезмерно оптимистичным. По его поводу больше всего содержательных сомнений возникает. Особенно после того, как сейчас экономический рост прекратился. Трудно понять, за счет чего произойдет ускорение ВВП до 6%".
Замминистра экономразвития Андрей Клепач
"И в апрельском варианте прогноза, и в нынешнем мы закладываем средства на улучшение институциональной среды. Другой вопрос, что улучшение институциональной среды не гарантирует рост ВВП. При этом госинвестиции у нас пока на невысоком уровне, хотя и предполагается их увеличение по разным вариантам в разном объеме. В консервативном варианте подразумевается чуть меньшее увеличение".
Владимир Сальников, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
"Понятно, что позитивные институциональные изменения более эффективны, чем простые госинвестиции. До кризиса наши высокие темпы роста поддерживались за счет нарастающих внешнеторговых доходов из-за высоких цен на нефть. Сейчас в лучшем случае можно ожидать слабого повышения цен на энергоресурсы. Значимым фактором для экономического роста это быть не может. Сейчас речь идет не о том, сколько потратить, а с какой эффективностью. Те же государственные деньги. Качество институтов выходит на первое место. Для нас рост экономики напрямую, жестко связан с повышением эффективности вообще, в том числе госинститутов. Процесс этот очень сложный, но не невозможный. Такое понимание есть, но что-то быстро менять в наших институтах никогда не получалось. Если не считать революцию, но это слишком радикальный вариант. Макроэкономический прогноз не может быть программой институциональных реформ. Но он как бы предполагает, что такие реформы должны проводиться. Без этих реформ ни один из трех, ни вообще какой-то благоприятный прогноз для нас не возможен. Шаги в этом направлении делаются. Те же дорожные карты по снятию барьеров в экспорте, строительстве. Главное, чтобы это не пробуксовывало, как это часто бывает даже с самыми лучшими начинаниями, спущенными сверху. России, как это ни парадоксально прозвучит, не хватает жесткости власти. Строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. В этой связи последние события в борьбе с коррупцией тоже можно считать позитивными моментами улучшения институтов".
Юрий Симачев, замгендиректора Межведомственного аналитического центра
"Государственные инвестиции дают эффект, причем предсказуемый и легко просчитываемый. Под их использование созданы институты, механизмы, понятно, что и как нужно делать. С реформой институтов - все сложнее. Даже самые лучшие начинания часто вязнут при их реализации внизу. Система может даже на какое-то время измениться, но потом отыгрывает назад. Слишком много заинтересованных сторон в нынешней модели распределения ресурсов. К тому же нельзя отказаться от госинвестиций и все силы бросить на институциональные преобразования. Так может ничего не получиться. В Китае, где похожая на нашу политическая модель с отсутствием конкуренции, проблема решается за счет очень жесткой системы ротации руководства и жестоких методов борьбы с коррупцией. Вряд ли нам это подходит. В нашей властной системе нет права на ошибку. Слишком большие амбиции, отсюда межведомственные войны. Проблема в убежденности нашей власти в своей правоте. Она считает, что все идет хорошо. При том, что внизу крепнет представление, что все идет не так. И то, и другое - не верно. Но нет обратной связи, нет анализа лучших и неудачных практик. Нет желания признать ошибку и исправить. Долгосрочные прогнозы нужны. Понятно, что они будут постоянно корректироваться. Но надо понимать, куда мы идем, выбирая тот или иной сценарий развития. Плохо, что у нас зациклились на количественных показателях. А они не всегда адекватно отражают цели госполитики. Надо смелее использовать качественные характеристики. Но их гораздо труднее формализовать". Вернуться назад |