Рогофф: ошибки, повлекшие кризис 2008, не исправлены
Люди часто задаются вопросом, "заделали" ли регламентирующие и законодательные органы США "трещины" в финансовой системе, которые поставили мир на грань второй Великой депрессии. Краткий ответ – нет, пишет на сайте Project Syndicate один из ведущих мировых экономистов Кеннет Рогофф.
У верхушки не хватает политического мужества для возврата к более прозрачной и прямолинейной финансовой системе
Кеннет Рогофф: Да, шансы немедленного повторения финансового краха намного снижены, поскольку большинство инвесторов, регламентирующих органов, потребителей и даже политиков будут в течение некоторого времени помнить опыт "предсмертного" финансового состояния 2008 года. Пройдет еще некоторое время, пока безответственность опять не развернется в полную силу.
Однако во всех других отношениях, по существу, ничего не изменилось. Законы и регламентирующие документы, изданные в начале кризиса, в основном были "заплаткой" для сохранения статус-кво. Ни политики, ни регламентирующие органы никогда не обладали политическим мужеством или интеллектуальной убежденностью, необходимыми для возврата к более прозрачной и более прямолинейной системе.
В своем недавнем выступлении на ежегодном симпозиуме для элиты центральных банков, который проходил в Джексон-Хоуле (штат Вайоминг), представитель банка Англии Энди Холдейн сделал убедительное заявление о необходимости возврата к простоте документов, регламентирующих банковскую деятельность. Холдейн обоснованно жаловался, что нормативные документы, регламентирующие банковскую деятельность, были созданы на базе очень специфических руководств и исключительно сложных статистических алгоритмов для измерения риска и достаточности основного капитала.
Законодательство усложняется в геометрической прогрессии. В США закон Гласса-Стиголла состоял всего из 37 страниц и помогал обеспечивать финансовую стабильность на протяжении значительной части семидесятилетия. Объем недавно принятого закона Додда-Франка о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей ‑ 8489 страниц, и помимо этого он требует, чтобы регламентирующие органы и агентства выпустили несколько сотен дополнительных документов с целью создания более подробных правил. В целом общий объем закона может составлять более 30 тыс. страниц.
Холдейн отмечает, что даже знаменитое "Правило Уолкера", которое воздвигает стену между более приземленным банковским обслуживанием коммерческих организаций и более рискованным потребительским кредитованием, было в значительной степени смягчено излишне детализированным законодательством. Простая по сути своей идея бывшего председателя Федеральной резервной системы была выхолощена и искажена на огромном количестве страниц невразумительной юридической терминологии.
Чиновников, которые научились понимать принципы функционирования финансового сектора, тут же перекупают инвестбанки
По крайней мере проблема проста: по мере того как финансы становились все более сложными, регламентирующие органы пытались адаптироваться к этому принятием еще более сложных и запутанных правил. Это "гонка вооружений", в которой государственные учреждения, имеющие недостаточное финансирование, не имеют никаких шансов на победу.
Даже в прошлом, в 1990-х гг., регламентирующие органы в кулуарах жаловались на трудности сохранения персонала, способного понимать стремительно развивающийся рынок производных финансовых инструментов. Толковые сотрудники с годовым опытом работы над проблемами производных финансовых инструментов были перекуплены частным сектором, и предложенные им зарплаты в 5 раз превышали заработную плату, которую им могло предложить правительство.
Практически в то самое время, в середине 1990-х гг., известные ученые начали публиковать работы, в которых предполагалось, что самым эффективным способом регулирования деятельности банков является саморегулирование. Пусть банки построят свою собственную систему управления рисками, и затем, после минимального аудита, их можно будет жестко наказывать, если убытки будут выходить за пределы согласованных параметров.
Многие экономисты заявляют, что эти "умные" модели потерпели неудачу, т.е. угроза наказания была неправдоподобной, особенно в случае системного краха, оказывающего влияние на большую часть финансовой системы. Тем не менее работы были опубликованы и идеи воплощены в жизнь. Нет необходимости напоминать о последствиях.
Самый прозрачный и эффективный способ упрощения регламентирующих процессов был с успехом представлен в ряде важных работ Анаты Адмати из Стэнфорда (в соавторстве с Питером Демарцо, Мартином Хеллвигом и Паулем Пфляйдерером). Их основная точка зрения заключается в том, что финансовые учреждения необходимо заставить самостоятельно себя финансировать в более экономной манере, а не полагаться так интенсивно на финансирование за счет получения займов.
Адмати и ее коллеги рекомендуют требования, которые заставят финансовые фирмы накапливать капиталовложения за счет нераспределенной прибыли или, в случае с фирмами, осуществляющими операции на бирже, за счет выпуска акций. Статус-кво позволяет банкам вместо этого пользоваться помощью налогоплательщиков, сохраняя очень скромную маржу платежеспособности, полагаясь при этом на заемные средства больше, чем это делают обычные крупные фирмы нефинансового сектора. Некоторые крупные компании, такие как Apple, практически не имеют задолженности. Если банки будут в большей степени полагаться на собственный капитал, это обеспечит им большую "подушку" для погашения убытков.
Финансовый сектор жалуется, что все усилия по принуждению к большему финансированию за счет собственных средств приведут к сокращению объемов кредитования, но это звучит абсурдно на фоне общей системы равновесия. Тем не менее шаги правительства были очень робкими, новые стандарты Basel III позволяют сделать лишь детский шажок вперед в сторону реальных изменений. Без сомнения, непросто создать законодательство по проведению реформ финансовой системы в условиях нахождения мировой экономики в состоянии застоя из-за боязни сокращения объемов кредитования и превращения медленного восстановления в полноценную рецессию. Я уверен, что видных ученых-экономистов можно также обвинить в инертности. Большинство из них продолжают защищать элегантные, но практически полностью развалившиеся модели идеальных рынков для создания иллюзии безопасности системы, которая на самом деле является предрасположенной к риску.
Самая модная идея, позволяющая банкам выпускать "капитал на непредвиденные расходы" (долговые обязательства, которые в условиях системного кризиса превращаются в собственный капитал), является не более надежной, чем идея принятия обязательств по строгому наказанию в случае кризиса. Более простая и прозрачная система, несомненно, приведет к увеличению кредитования, а также к укреплению, а не снижению стабильности. Пришло время восстановления благоразумного регулирования финансовых рынков.
Вернуться назад
|