Последствия "фискального обрыва" для экономики США
Термин "фискальный обрыв" все чаще появляется в заголовках деловой прессы. С 1 января 2013 г. произойдет автоматическое прекращение действия двух законов по американскому бюджету. Налоговые льготы, принятые при Буше, отменяются, а расходы федерального бюджета сокращаются на $600 млрд, или 6% американского ВВП.
По сути, "фискальный обрыв" продиктован двумя законами: законом о налоговых льготах 2010 г., а также законом о бюджетном контроле 2011 г.
Бюджетные проблемы, выявленные в штатах США
Ситуация может значительно усугубить положение в экономике, которая и так находится не в лучшей форме. По разным прогнозам, отмена налоговых льгот может лишить работы 1 млн человек. То есть уровень безработицы может увеличиться еще на 0,7% при нынешнем показателе в 8,3%, который не меняется третий год подряд.
Особенно тяжелой будет первая половина 2013 г. Повышение налоговых ставок и сокращение расходов приведут к уменьшению ВВП на 2,9% против предыдущего прогноза в 1,9%. Во второй половине будет отскок, но он не поможет перекрыть негатив.
МакБрайд, главный экономист Tax Foundation:
"Мы ожидаем нулевой прирост в следующем году. Автоматический секвестр бюджета повлияет на потребительский спрос, что отразится на фондовых площадках. Я полагаю, что колебания рынка начнутся уже в сентябре".
Самое интересное, что штаты, которые пострадают сильнее, придерживаются Демократической партии. Идеология партии близка к социал-демократии, а значит, и налоговое бремя для жителей выше, чем в более консервативных штатах, где жители предпочитают низкие налоги и больше свободы действий.
Прогнозы ФРС по темпам экономического роста
Налогоплательщикам Коннектикута "фискальный обрыв" обойдется в дополнительные $5,783 тыс. за год, а жители штата Нью-Йорк заплатят $5,542 тыс. Калифорния, традиционно голосующая за демократов, будет платить дополнительные $4,242.
Меньше всех пострадают консервативные штаты: Миссисипи (заплатят на $1,310 больше обычного), Нью-Мексико ($1,465), Алабама ($1,496), Теннесси ($1,522) и Западная Виргиния ($1,530). Однако в больше чем половине штатов американцы в среднем выплатят налоговым органам больше на $2 тыс.
Теперь, если политические партии не смогут придти к согласию до конца года, самая высокая налоговая ставка поднимется с 35% до почти 40%. Налог на прирост капитала, который включает в себя прибыль от продажи акций, облигаций, драгоценных металлов и имущества, увеличится с 15% до 20%.
Расходы на здравоохранительные инициативы Обамы
При таком повышении налогов Америке вряд ли удастся обуздать бюджетный дефицит на планируемые 3%: с нынешних 8,5% до 5,5% ВВП в фискальном 2013 г.
Международный валютный фонд, учитывая неопределенность в этом вопросе, понизил прогноз по росту ВВП США в 2012-2013 гг. на 0,1% по сравнению с апрельской оценкой - до 2% и 2,25% соответственно. Без "фискального обрыва" рост экономики, по мнению МВФ, может составить в 2013 г. 1,7%.
Экономист фонда Tax Foundation дает еще более пессимистичные оценки. Ни о каком росте и речи быть не может: денег у американцев будет меньше, а значит, покупательная способность сильно ухудшится.
МакБрайд, главный экономист Tax Foundation:
"Это самое масштабное повышение налогов, которое произойдет со времен Второй мировой войны. Такой стресс для экономики обязательно выльется в новую рецессию".
Смогут ли договориться республиканцы и демократы, остается серьезным вопросом. Остроты добавляют ноябрьские выборы президента, и много внимания будет приковано к предвыборной кампании кандидатов.
Последствия от затягивания решений могут сильно ударить по конкурентоспособности США. И если не продлить налоговые льготы, то "обрыв" может оказаться более "отвесным".
Вернуться назад
|